Тема 8. Государственная Программа форсированного индустриально-инновационного развития РК

Цель: Дать студентам необходимые знания по Программе форсированного индустриально-инновационного развития РК.

Вопросы: 1. Основные положения, принципы и подходы к составлению и реализации ГПФИИР. 2. Задачи по развитию обрабатывающих отраслей промышленности. 3. Итоги выполнения I этапа ГПФИИР. 4. II этап развития Программы на 2015-2020 годы.

В Послании Президента PK, Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстана - 2050» поставлена задача увеличить долю не сырьевого экспорта в общем объеме экспорта в два раза к 2025 году и в три раза к 2040 году.

Решить эту задачу призвана Государственная Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана (далее - ГПФИИР).

Это долгосрочная программа (первый этап которой был рассчитан на 5 лет (2010-2014гг.)), индикаторы которой отражены в Стратегии развития страны до 2020 года. Ее главная цель это диверсификация и повышение конкурентоспособности экономики путем развития не сырьевого сектора экономики и улучшение благосостояния народа за счет роста доходов.

ГПФИИР па сегодняшний день по факту представляет собой программу модернизации всей экономики, состоящую из системы инструментов господдержки, отраслевых программ и программ развития регионов.

В ГПФИИР было сфокусировано внимание на 3-х направлениях:

- Максимальная отдача от природных ресурсов (глубина переработки сырья, развитие смежных производств, энергоэффективность);

- Повышение эффективности человеческих ресурсов (производительность труда, вовлечение неэффективно занятого населения);

- Реализация геополитического потенциала (максимальная реализация ТС - рынок 170 млн. человек, завоевание позиции посредника - Эксперт по Азии и СНГ).

Одним из основополагающих принципов ГПФИИР является рациональная территориальная политика, повышение роли и ответственности местных исполнительных органов (акиматов) за привлечение прямых инвестиций и создание благоприятных условий для ведения бизнеса на вверенных им территориях.

В Программе индустриально-инновационного развития дается ответ на вопрос: Какой именно бизнес надо развивать?

В соответствии с поручением Главы государства основной акцент реализации ГПФИИР должен быть сделан на регионы. Поэтому в региональные карты индустриализации включено 136 проектов на сумму 3.3 млрд.долларов США. Причем каждый инвестпроект рассматривается на региональном уровне. Проводится работа по определению точек роста, которыми могут стать следующие:

- улучшение бизнес-среды;

- подготовка конкурентоспособных кадров;

- привлечение прямых иностранных инвестиции;

- торговая политика;

- развитие инновации и содействие технологической модернизации;

- инфраструктурное и ресурсное обеспечение;

- техническое регулирование;

- тарифная политика.

Для законодательного обеспечения реализации ГПФИИР внесены поправки в 30 действующих и приняты 3 новых закона, такие как «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», «О СЭЗ», «Об энергоэффективности и энергосбережении».

На стратегическом уровне приняты 13 отраслевых н 9 функциональных программ развития. Схема рационального размещения производственных 4 мощностей, Карта индустриализации. Перестраивается работа институтов развития и национальных компании. И наконец, что особенно важно, принято 16 программ развития территорий.

В результате начались системные сдвиги.

Предусмотренный в ГПФИИР индикатор АО увеличению ВВП к 2015г. по отношению к 2008г. в номинальном выражении не менее чем 7 трлн. тенге и на 15 % в реальном выражении достигнут уже в 2011 году - ВВП составил 27,6 трлн. тенге, увеличившись к 2008 году на 11,2 трлн. тенге. Реальный прирост 16,7%, а к 2010 году - 7,5%.

Валовой внутренний продукт за 2012 год по сравнению с 2011 годом вырос на 5,6%.

К лидерам по объему ВРП относятся г.Алматы (1128,4 млрд. тенге или 18,9% от общего объема ВРП), Атырауская (771,5 млрд. тенге или 12,9%) и Карагандинская (526,6 млрд.тенге или 8,8%) области, на долю которых приходится 40,6%) от общего объема BРП.

По итогам 2012 года реальный прирос ВРП наблюдается во всех 16 регионах. Наиболее значительный реальный прирост BPП в регионах с наиболее низким объемом ВРП - в Восточно-Казахстанской (13,5%), г.Астана (12,8%), г.Алматы (9,5%), наименьший - в Акмолинской (0,5%), Мангистауской (2,2%) и Алматинской (2.9%) областях.

В 2012 году продолжилась тенденция устойчивого роста обрабатывающей промышленности, ее прирост составил 4,4%. Активное развитие обрабатывающей промышленности обеспечило прирост в целом всей промышленности на 1,6%. При этом, в горнодобывающем секторе наблюдается снижение до 99,8%).

Рост отмечается практически во всех отраслях обрабатывающей промышленности. В 2012 году наибольший прирост отмечается в машиностроении - на 18,4%, легкой промышленности - на 11,8%, фармацевтической промышленности и химической промышленности - на 4,8% и 3,1% соответственно.

Можно сделать вывод, что в целом ГПФИИР осуществляется довольно успешно.

Как отметил Глава государства Н.А.Назарбаев в своём выступлении на расширенном заседании Правительства от 11 октября 2013 года, где рассматривался в числе других вопросов и ход реализации Программы индустриально-инновационного развития, что «первая пятилетка индустриализации» дала положительный эффект. В эксплуатацию введено 563 объекта стоимостью 2,1 трлн.тенге, на которых уже произведено продукции на 2,2 трлн.тенге. Создано около 70 тыс.рабочих мест.

В тоже время Президент страны обратил внимание на необходимость поддержки реального сектора экономики на региональном уровне, в том числе и на институциональные аспекты, а именно на дублирование функций между органами государственного управления и местного управления.

Большое значение в реализации ГПФИИР имеют специальные экономические зоны (СЭЗ). Принятие нового закона о СЭЗ в 2009 году позволило увеличить объем инвестиций почти в 2 раза в 2012 году по сравнению с 2010 годом (с 50 млрд.тенге до 94 млрд.тенге), а объём выпускаемой продукции почти в 9 раз (с 21 млрд.тенге до 180 млрд.тенге).

Но в последнее время здесь гоже наметились определённые перегибы. СЭЗ стали создавать практически в каждом регионе, не слишком заботясь о надлежащих результатах. Поэтому в Атырауской области на базе СЭ3 реализовано всего 3 проекта, в Алматинской и Павлодарской ни одного. Требуется более тщательный анализ проектов, которым оказывается государственная поддержка. Уже после пуска в эксплуатацию выясняется, что у некоторых предприятии нет рынка сбыта, у других проблемы с кадрами, у третьих с поставками сырья, например в ЮКО простаивает текстильные фабрики, в то время как отечественный хлопок экспортируется, потому что ранее были заключены долгосрочные контракты. В прессе были критические материалы, что в Караганде завод по производству самолетов «фермер» выпустил всего одни самолёт, в Актау на заводе по производству планшетников разыгралась, вообще криминальная история. Оказалось планшетники просто закупали в Китае, затем разбирали, при приезде комиссий делали вид, что собирают новые. Причём само оборудование вообще не было приспособлено к сборке планшетников и компьютеров, оно стоило всего 30 млн. тенге, а в отчетах прошло по стоимости почти в 0.5 млрд. тенге. А ведь это были хорошо разрекламированные проекты, которые включены и в дорожную карту бизнеса, и в инвестпроект с инновационной составляющей.

Но в целом ГПФИИР, как уже выше отмечалось, даёт очень хорошие результаты. По итогам 2012 года в сравнении с 2008 годом в Казахстане отмечается положительная динамика прироста по основным индикаторам ГПФИИР: валовой внутренний продукт - на 22,5 %; валовая добавленная стоимость несырьевого сектора - на 23,4%; объём производства в обрабатывающей промышленности - на 20,5%; производительность труда в обрабатывающей промышленности - в 1.7 раза; объем несырьевого экспорта - на 27,1%; уровень инновационной активности предприятий -с 4,0% до 7,6%; объем инновационной продукции - в 3,4 раза.

Основные положительные результаты ГПФИИР:

1) Заложены основы современной промышленной политики в Республике Казахстан. Приняты основные правовые акты, опробованы различные инструменты поддержки промышленности и новые направления политики. В частности, были запущены механизмы привлечения ПИИ и поддержки экспорта, начат процесс трансформации специальных экономических зон;

2) Начата диверсификация экономики за счёт ускоренного развития обрабатывающей промышленности, увеличения несырьевого экспорта и привлечения ПИИ в несырьевые сектора. Освоено производство более 150 новых видов продукции. Это высокотехнологичные продукты машиностроения, фармацевтики, химической промышленности;

3) Получили поддержку новые крупные производственные проекты, реализуемые в рамках Kaрты индустриализации, что позволило избежать сокращения производства. На сегодняшний день введено более 500 новых производств. Указанными объектами произведено продукции на сумму 2,3 трлн.тенге, их доля в промышленности составила 6.4%, в обрабатывающей промышленности - 9,4%;

4) Количество занятых в промышленности (за 4 года) выросло на 9,3% и превысило 1 млн.человек (1004,4 тыс.чел.). В рамках Карты индустриализации создано более 60 тысяч новых рабочих мест в обрабатывающей промышленности, что позволило избежать роста уровня безработицы;

5) По итогам 2013 года по сравнению с 2008 годом производительность труда в обрабатывающей промышленности выросла в 1,7 раза (при плане в 1,5 раза к 2015 году), увеличившись с 37 тыс. долларов США до 61,8 тыс.долларов США;

6) Привлечено более 90 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиции, что составляет более 40% от всего объема привлеченных ПИИ за годы независимости;

7) Создана система институтов развития промышленности, что позволило реализовать эффективные меры поддержки.

Вместе с тем, в ходе реализации ГПФИИР было выявлено ряд системных уроков и нерешенных проблем, которые необходимо учесть при разработке следующего этапа Программы, в том числе:

1) Излишне широкий спектр отраслей для государственной поддержки не позволил эффективно сосредоточить ограниченные доступные ресурсы на поддержку отраслей промышленности, обладающих наибольшим потенциалом для развития;

2) Недостаточно сфокусированное распределение бюджетного финансирования между мероприятиями, непосредственно влияющими на достижение заявленных целей программы (прямые) и мероприятиями, не связанными с непосредственной реализацией промышленной политики (косвенные). Лишь менее половины бюджетных ресурсов, выделенных на реализацию ГПФИИР. было затрачено на реализацию прямых мероприятий и более 60% - на косвенные мероприятия;

3) Недоработки в системе реализации и мониторинга программы. В составе ГПФИИР принято 25 различных программ для поддержки 14 отраслей экономики. Ряд мероприятий отраслевых программ не был направлен на достижение поставленных целей и задач ГПФИИР;

4) Недостаточно оперативное взаимодействие между государственными, местными исполнительными органами и институтами развития, что привело к увеличению сроков принятия решений и снижению эффективности государственной поддержки.

Поэтому Президент страны на расширенном заседании Правительства от 11 октября 2013 года дал поручения «качественно разработать Программу второй «пятилетки» и не снижать динамику в этом направлении».

Следующий этап реализации ГПФИИР должен быть осуществлён с акцентом на переход к «зелёном экономике». Этому будет способствовать проведение в Астане «ЭКСПО-2017». То есть, индустриально-инновационное развитие экономики сегодня закладывает фундамент для «несырьевой экономики» и условия для перехода к «зеленой». Таким образом, за этот период должна быть создана основа новой индустриальной платформы страны.

Но в этой новой программе обязательно должен быть учтен региональный аспект развития, который бы обеспечивал выравнивание экономических потенциалов регионов и способствовал повышению качественного уровня жизни населения независимо от места проживания.

Наши рекомендации