Предложение: понятие, показатели, функция. Закон предложения
Предложение (S):желание производителей продать определенное количество товара по определенной цене в течение определенного времени.
Характеристики предложения:
1. Величина предложения: Qs – это то количество товара, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного времени.
2. Цена: Ps – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать определенное количество товара.
Между (1) и (2) существует зависимость, которая отражается в законе предложения.
Закон предложения – это прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения этого товара.
Графической формой выражения закона предложения является кривая предложения.
Кривая предложения - т.к. продавец является получателем платежа, то, чем больше цена, тем больше выручка, от цены зависит объем прибыли. Низкие цены могут не покрыть издержки производства. Поэтому, если цены снижаются, то это приводит к сокращению рыночного предложения товара и наоборот.
Функция предложения может быть задана:
- графиком – кривая предложения. Она показывает, какое количество товара (Qs) производители готовы продать при каждом уровне цен в конкретный период времени.
- таблицей;
- математической формулой.
График имеет положительный наклон.
Таблица:
Ps | Qs |
P↑ | Q↓ |
Математическая формула:
Ра – цена товара А
Ps Pz – цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары
L – цены на производственные ресурсы;
N – налоги и дотации;
T – характер применяемой технологии.
При Pa = const – действуют неценовые факторы.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Ценовой (Pa) – изменения объема предложения и графически отображается перемещением точек по кривой (из А в В) при прочих неизменных условиях.
2. Неценовые (действуют, когда Pa = const):
- цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары;
- цены на производственные ресурсы (земля, труд, капитал);
- налоги и дотации;
- характер применяемых технологий;
- количество продавцов.
Неценовые факторы приводят к изменению самого предложения и графически отображаются перемещением всей кривой предложения.
Из S в S1 – увеличение предложения.
Из S в S2 – уменьшение предложения.
Рынок в маркетинге- это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги. У этих покупателей общие нужды или запросы, которые можно удовлетворить за счет обмена.
Размер рынка зависит от количества покупателей, испытывающих потребность в товаре, имеющих средства для совершения обмена и желание обменять эти средства на нужный товар.
В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка и рыночного механизма, их сущности, изменялся и сам рынок, его механизм, вырастала их роль в экономике. Изначально термин "рынок" означал место, где продавцы и покупатели могли совершать обмен своими товарами. Например, центральная площадь города.
В экономической теории рынок — одна из самых распространенных категорий, одно из основных понятий хозяйственной практики экономики.
Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений междусубъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Основателем теории рынка принято считать представителя классической школы Адама Смита, который первый указал на причины развития товарного обмена, а следовательно рынка. Такой причиной Адам Смит считал ограниченность производственных возможностей человека, которые можно увеличить за счет общественного разделения труда, что в конечном счете и приводит к возникновению обмена и формирования рынка.
Рыночный механизм
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.
Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.
Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.
Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.
Признаки свободного рынка:
§ Неограниченное число участников конкуренции.
§ Признак, свободный доступ и выход с рынка.
§ Абсолютная мобильность всех ресурсов.
§ Наличие поной информации (через цены).
§ Абсолютная однородность продукции.
§ Не один участник конкуренции не может влиять на решение других.
Функции свободного рынка:
§ Является регулятором экономики.
§ Является средством обеспечения народно-хозяйственных связей.
§ Является орудием информации (через цены)
§ Обеспечивает оптимизацию народного хозяйства.
§ Обеспечивает санацию народного хозяйства.
Конъюнктура рынка
Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.
Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Инфраструктура рынка
Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.
Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:
§ биржи
§ торговые
§ фондовые
§ валютные;
§ аукционы, ярмарки;
§ предприятия оптовой и розничной торговли;
§ банки, страховые компании, фонды;
§ биржи труда;
§ информационные центры;
§ юридические конторы;
§ рекламные агентства;
§ аудиторские и консалтинговые фирмы и др.
Все эти элементы очень тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится в равновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.
Структура рынка
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:
§ Структра рынка по объектам рыночных отношений
§ рынок потребительских товаров и услуг
§ рынок ценных бумаг
§ рынок сырья
§ Структура рынка по субъектам рынка
§ рынок покупателей
§ рынок продавцов
§ Структура рынка по географическому положению
§ местный
§ национальный
§ мировой
§ Структура рынка по степени ограничения конкуренции
§ совершенная конкуренция
§ монополистическая конкуренция
§ олигополия
§ монополия
§ Структура рынка по отраслям
§ автомобильный
§ нефтяной
§ Структура рынка по характеру продаж
§ оптовый
§ розничный
§ Структура рынка по соответствию действующему законодательств
§ легальный
§ нелегальный
§ "черный" рынок
Функции рынка
Информационная функция
Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:
§ кол-во произведенной продукции
§ цена
§ ассортимент
§ качество
Посредническая фукнция
Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или ина я систем отношений между конкретными участниками общественного производства.
Ценообразующая функция
Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.
Регулирующая функция
Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.
Стимулирующая функция
Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.
Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-законкуренции, освобождая место для более эффективных. В результате этого постепенно повышается уровень устойчивости всей экономики в целом.