Предложение: понятие, показатели, функция. Закон предложения

Предложение (S):желание производителей продать определенное количество товара по определенной цене в течение определенного времени.

Характеристики предложения:

1. Величина предложения: Qs – это то количество товара, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного времени.

2. Цена: Ps – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать определенное количество товара.

Между (1) и (2) существует зависимость, которая отражается в законе предложения.

Закон предложения – это прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения этого товара.

Графической формой выражения закона предложения является кривая предложения.

Кривая предложения - т.к. продавец является получателем платежа, то, чем больше цена, тем больше выручка, от цены зависит объем прибыли. Низкие цены могут не покрыть издержки производства. Поэтому, если цены снижаются, то это приводит к сокращению рыночного предложения товара и наоборот.

Предложение: понятие, показатели, функция. Закон предложения - student2.ru

Функция предложения может быть задана:

- графиком – кривая предложения. Она показывает, какое количество товара (Qs) производители готовы продать при каждом уровне цен в конкретный период времени.

- таблицей;

- математической формулой.

График имеет положительный наклон.

Таблица:

Ps Qs
P↑ Q↓

Математическая формула:

Предложение: понятие, показатели, функция. Закон предложения - student2.ru

Ра – цена товара А

Ps Pz – цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары

L – цены на производственные ресурсы;

N – налоги и дотации;

T – характер применяемой технологии.

При Pa = const – действуют неценовые факторы.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Ценовой (Pa) – изменения объема предложения и графически отображается перемещением точек по кривой (из А в В) при прочих неизменных условиях.

2. Неценовые (действуют, когда Pa = const):

- цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары;

- цены на производственные ресурсы (земля, труд, капитал);

- налоги и дотации;

- характер применяемых технологий;

- количество продавцов.

Неценовые факторы приводят к изменению самого предложения и графически отображаются перемещением всей кривой предложения.

Предложение: понятие, показатели, функция. Закон предложения - student2.ru

Из S в S1 – увеличение предложения.

Из S в S2 – уменьшение предложения.

Рынок в маркетинге- это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги. У этих покупателей общие нужды или запросы, которые можно удовлетворить за счет обмена.

Размер рынка зависит от количества покупателей, испытывающих потребность в товаре, имеющих средства для совершения обмена и желание обменять эти средства на нужный товар.

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка и рыночного механизма, их сущности, изменялся и сам рынок, его механизм, вырастала их роль в экономике. Изначально термин "рынок" означал место, где продавцы и покупатели могли совершать обмен своими товарами. Например, центральная площадь города.

В экономической теории рынок — одна из самых распространенных категорий, одно из основных понятий хозяйственной практики экономики.

Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений междусубъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Основателем теории рынка принято считать представителя классической школы Адама Смита, который первый указал на причины развития товарного обмена, а следовательно рынка. Такой причиной Адам Смит считал ограниченность производственных возможностей человека, которые можно увеличить за счет общественного разделения труда, что в конечном счете и приводит к возникновению обмена и формирования рынка.

Рыночный механизм

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.

Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.

Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.

Признаки свободного рынка:

§ Неограниченное число участников конкуренции.

§ Признак, свободный доступ и выход с рынка.

§ Абсолютная мобильность всех ресурсов.

§ Наличие поной информации (через цены).

§ Абсолютная однородность продукции.

§ Не один участник конкуренции не может влиять на решение других.

Функции свободного рынка:

§ Является регулятором экономики.

§ Является средством обеспечения народно-хозяйственных связей.

§ Является орудием информации (через цены)

§ Обеспечивает оптимизацию народного хозяйства.

§ Обеспечивает санацию народного хозяйства.

Конъюнктура рынка

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:

§ биржи

§ торговые

§ фондовые

§ валютные;

§ аукционы, ярмарки;

§ предприятия оптовой и розничной торговли;

§ банки, страховые компании, фонды;

§ биржи труда;

§ информационные центры;

§ юридические конторы;

§ рекламные агентства;

§ аудиторские и консалтинговые фирмы и др.

Все эти элементы очень тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится в равновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.

Структура рынка

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:

§ Структра рынка по объектам рыночных отношений

§ рынок потребительских товаров и услуг

§ рынок ценных бумаг

§ рынок сырья

§ Структура рынка по субъектам рынка

§ рынок покупателей

§ рынок продавцов

§ Структура рынка по географическому положению

§ местный

§ национальный

§ мировой

§ Структура рынка по степени ограничения конкуренции

§ совершенная конкуренция

§ монополистическая конкуренция

§ олигополия

§ монополия

§ Структура рынка по отраслям

§ автомобильный

§ нефтяной

§ Структура рынка по характеру продаж

§ оптовый

§ розничный

§ Структура рынка по соответствию действующему законодательств

§ легальный

§ нелегальный

§ "черный" рынок

Функции рынка

Информационная функция

Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:

§ кол-во произведенной продукции

§ цена

§ ассортимент

§ качество

Посредническая фукнция

Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или ина я систем отношений между конкретными участниками общественного производства.

Ценообразующая функция

Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.

Регулирующая функция

Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.

Стимулирующая функция

Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.

Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-законкуренции, освобождая место для более эффективных. В результате этого постепенно повышается уровень устойчивости всей экономики в целом.

Наши рекомендации