Стандартизация и унификация
Характерные черты и тенденции глобализации
В конце 90-х гг. прошлого века в научный оборот вошел термин «глобализация».Под глобализацией понимают процесс объединения экономик стран мира. создание единого правового, экономического и информационного пространства.
Характерными чертами глобализации являются:
Усиление роли ТНК
Транснациональные компании (TНK) - хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах, и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент. Как правило, ТНК являютсянациональными по капиталу и международными по месту приложения. В настоящее время в мире насчитывается более 7 тыс. ТНК, в сферу деятельности которых входят около 700 тыс. дочерних предприятий. Основными странами базирования почти всех крупнейших ТНК являются США, Великобритания, Япония.
В настоящее время 80% новейших технологий создаются ТНК, доходы которых в ряде случаев превышают валовой национальный доход отдельных довольно крупных стран. Достаточно сказать, что в списке 100 крупнейших экономик мира 51-ю позицию занимают ТНК. Следует отметить, что сфера деятельности большинства из них связана с разработкой гипертехнологий (или метатехнологий), к которым можно отнести инновационные технологии, сетевые компьютеры, новейшие компьютерные программы, технологии формирования общественного мнения и массового сознания и др. Сегодня именно разработчики и владельцы подобных технологий контролируют финансовые рынки и определяют облик мировой экономики.
Создание компьютерной сети Интернет
Интернет — всемирная компьютерная сеть, созданная в США как ресурс Минобороны в 1969 г. и рассекреченная в общемировой доступ в начале 1990-х гг. Дает возможность:
§ мгновенно вступать в контакт с любым пользователем в каждой точке земного шара, проводить интернет-конференции, совещания в режиме реального времени в мультимедийном режиме;
§ получать доступ к неограниченному объему информации;
§ общаться с любыми референтными группами и представителями различных элит, тем самым ликвидируя фактор статусных различий;
§ использовать в качестве средства досуга и развлечения;
§ выступать в качестве обучающего инструмента;
§ осуществлять ведение бизнеса;
§ рекламировать товары и услуги;
§ обеспечивать мобильную связь и комфортность существования;
§ значительно повышать эффективность взаимодействия граждан и правительства;
§ организовывать СМИ в режиме реального времени.
Наличие и развитость Интернета является показателем включенности стран в глобальное пространство.
Рост мегаполисов
Мегаполисы — крупные города с развитой инфраструктурой. насчитывающие несколько миллионов жителей. Они могут считаться новыми формами урбанизации.
Мегаполисы для стран являются:
§ посредниками вступления в глобальное пространство;
§ центрами экономического, технологического, политического, культурного развития.
Мегаполис очень часто становится как бы «государством в государстве» и даже определяет судьбу страны. К сожалению, рост мегаполисов приводит к отрицательным последствиям — это перенаселенность; резкое расслоение общества («бразилификация» — появление очень богатых и очень бедных); потеря национальной идентичности; возрастание уровня преступности; уменьшение социального контроля.
В настоящее времякрупнейшими мегаполисами являются: Мехико- Сиги: Нью-Йорк; Большой Токио — Йокогама (сливающиеся в один город); Большой Лондон (с пригородами). Население каждого из них составляет более или около 20 млн человек.
Стандартизация и унификация
Важными признаками глобализации являются:
§ стандартизация промышленной продукции;
§ унификация ведения отчетности, документации, международного законодательства и пр.
Стандартизация — свод правил, предназначенных для обеспечения сотрудничества и однозначного толкования условий производства, коммерческой деятельности, средств контроля и требований безопасности. Стандартизация дает возможность:
§ согласовывать различные разработки независимых корпораций;
§ пользоваться унифицированными протоколами обмена данных;
§ обеспечивать защиту, кодирование и декодирование информации:
§ осуществлять согласования, необходимые для процесса глобализации.
Наряду с разработкой системы мировых стандартов осуществляется обязательная сертификация товаров и услуг.
Сертификат — это документ, подтверждающий качество товара или услуги. Сертификат дает возможность:
§ защитить рынок от продукции плохого качества;
§ ограничить возможности развивающихся стран попасть на богатые рынки.
Стандартизация движется в двух направлениях: кодирование товаров и унификация товаров и услуг. При этом штрих-код является глобальным языком торговли.