Проверка качества и количества полученной продукции
Качество поставляемых товаров должно удовлетворять предъявляемым требованиям. Отсутствие должного контроля качества закупок может привести к следующим издержкам:
—дополнительные расходы, связанные с возвратом бракованных и недоброкачественных товаров;
—остановка производства в случае, например, когда вся партия продукции оказалась недоброкачественной и подлежит возврату;
—судебные иски;
—потеря доверия потребителей своей продукции из,-за поставок недоброкачественных материалов (деталей, изделий).
Применяемые на практике меры по обеспечению качества принимаемых товаров могут быть классифицированы следующим образом:
Методы приемки партий А. Сплошной контроль Б. Выборочные методы:
1. Приемочный выборочный контроль партий по качественным признакам.
2. Непрерывный выборочный контроль по качественным признакам.
3. Приемочный выборочный контроль
по качественным признакам с пропуском партий.
4. Приемочный выборочный контроль по качественным признакам.
5. Ревизионный выборочный контроль
Методы приемочного контроля
A. Апробация установленной поставщи
ком системы методов и операций по
обеспечению качества.
Б. Апробация применяемой поставщиком методики контроля качества закупаемых товаров.
B. Учет и определение улучшения
качества показателей продукции
данного поставщика.
Г. Сравнительная оценка качества продукции различных поставщиков.
Представление о взаимоотношениях, связывающих поставщиков и потребителей продукции с точки зрения ее качества, дает схема, приведенная на рисунке 24.
Движение воображаемого потока продукции может происходить следующим образом: отдел закупок отделения А1 получает детали от отделов технического контроля готовой продукции отделений А2 и В2. Затем отдел закупок отделения А1 направляет эти детали в производственные цехи А1, где они подвергаются дальнейшей обработке и передаются затем в сборочный цех А1. После сборки продукция поступает в отдел технического контроля для окончательной проверки и далее направляется конечному потребителю.
Фирма А
Фирма Б
Отделение Б1 |
Закупка |
ПроизводствсХ |
Производство |
Сборка |
Готовая продукция Готовая продукция |
Отделение А1
I
Закупка
1\
Производство
I
Сборка
I
Готовая продукция
I
Конечный потребитель
Отделение А2
Закупка
Сборка
Отделение 62
Производство |
Закупка
Сборка
Готовая продукция
Рис. 24. Движение продукции от поставщика к потребителю
4.4. Выбор поставщика
4.4.1. Получение и оценка предложений
Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными являются:
1. Конкурсные торги.
2. Письменные переговоры между поставщиком и потребителем. Конкурсные торги(тендеры) — распространенная форма поиска
потенциальных поставщиков. Конкурсные торги проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму или предполагается наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель совмещает решение проблем получения требуемого предложения и выбор наилучшего во всех отношениях поставщика.
Проведение тендера включает следующие этапы:
1. Реклама.
2. Разработка тендерной документации.
3. Публикация тендерной документации.
4. Приемка и вскрытие тендерных предложений.
5. Оценка тендерных предложений.
6. Подтверждение квалификации участников торгов.
7. Предложение и присуждение контракта.
Организация конкурсных торгов — сложная и многоплановая работа. Здесь мы дадим лишь краткую ее характеристику, необходимую для ознакомления с этой широко используемой в развитых странах мира возможностью налаживания высокоэффективных взаимоотношений поставщиков и потребителей.
Тендерная документация,как правило, имеет довольно большой объем и исполняет ряд важных функций, а именно:
— инструктирует участников торгов о процедуре торгов,
— дает описание закупаемых товаров или услуг,
— устанавливает критерии для оценки предложений,
— определяет условия будущего контракта.
Оценка тендерных предложенийведется в строгом соответствии с критериями, приведенными в тендерной документации. Основные правила процедуры оценки таковы:
— предварительное назначение членов тендерного комитета, проводящего оценку предложений;
— рассмотрение только тех предложений, которые отвечают требованиям, изложенным в тендерной документации;
— безусловное следование объявленным в тендерной документации процедурам оценки;
— отсутствие каких-либо переговоров с участниками торгов.
Тендерный комитет составляет отчет об оценке тендерных предложений, в котором должно быть показано, как оценивались тендерные предложения, обоснованы причины отклонения предложения и даны рекомендации по присуждению контракта.
Победителем конкурсных торгов признается участник, представивший наиболее выгодное, отвечающее квалификационным требованиям тендерное предложение.
Другим вариантом процедуры получения предложения от потенциального поставщика могут быть письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
Впроцессе письменных переговоров потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика. Это может быть организовано двумя способами. Первый —
когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции свои предложения (или оферты). Эти документы аналогичны предложениям, получаемым от поставщиков при проведении конкурсных торгов. В отличие от конкурсных торгов, где формы предложений строго определены, оферты в случае письменных переговоров могут иметь различную форму и содержание. Обычно они включают следующие реквизиты:
— наименование товара,
— количество и качество товара,
— цену,
— условия и срок поставки,
— условия платежа,
— характеристику тары и упаковки,
— порядок приемки-сдачи.
Оферты могут быть твердыми и свободными (инициативными).
Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа в течение этого срока равноценно отказу покупателя от поставки и освобождает продавца от сделанного предложения.
Если покупатель принимает предложение, то он направляет продавцу в пределах срока действия оферты подтверждение о принятии предложения. Продавцу могут быть направлены и контрусловия покупателя. Если контрагентам не удается придти к соглашению в течение срока действия предложения, то переговоры продолжаются без учета обязательств продавца, взятых им по твердой оферте.
Твердые оферты высылаются, как правило, традиционным партнерам.
Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных потребителей и включать как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно-информационные материалы.
При втором способе организации письменных переговоров между поставщиком и потребителем инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение предложения (оферты). В запросе указываются все необходимые реквизиты (наименование товара, требуемое качество, условия и сроки поставки, платежа и пр.), кроме цены, которая появится в ответном предложении.
В случае если потенциальный покупатель обращается к своим постоянным контрагентам, то вместо запроса может быть выслан заказ.
Оценка предложений, поступивших к потенциальному потребителю, может вестись разными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурсных торгов, или более свободная процедура. Чаще всего основным критерием для отбора предложения является высшее качество в сочетании с минимальной ценой.
4.4.2. Основные требования к выбору поставщика
Имеется два основных критерия выбора поставщика: (1) стоимость приобретения продукции или услуг и (2) качество обслуживания.
Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести, например, изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности фирмы, перспективы роста и развития производства и т. п.
Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т. п. Надежность можно оценить через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя.
В отдельных случаях качество обслуживания, а также отдельные условия поставки не отражаются на цене приобретения.
Кроме основных критериев выбора поставщика, существуют и прочие критерии, количество которых может быть достаточно велико, например, более 60. К ним относятся:
— удаленность поставщика от потребителя,
— сроки выполнения текущих и экстренных заказов,
— наличие у поставщика резервных мощностей,
— организация управления качеством продукции у поставщика,
— психологический климат в трудовом коллективе поставщика,
— риск забастовок у поставщика,
— способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования,
— кредитоспособность и финансовое положение поставщика и пр.
Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников.Ими могут быть, например:
— собственное расследование;
— местные источники, такие, как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;
— банки и финансовые институты;
— конкуренты потенциального поставщика;
— торговые ассоциации, например, Торгово-промышленная палата России;
— информационные агентства;
— государственные источники, такие, как регистрационные палаты, налоговая, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.
В отборе источников информации следует руководствоваться правилами:
1. Нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации.
2. Как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т. е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.
Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован.
4.5. Правовые основы закупок
Грамотное ведение закупочных операций требует отдельных знаний основ хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты.
4.5.1. Основные элементы контракта
1. Предложение и принятие предложения
Контракт оформляется в случае, если одна сторона предлагает какую-то партию товаров по назначенной его цене и на других условиях поставки, а другая сторона принимает это предложение.
В большинстве случаев контракты бывают письменными, но возможны и устные, которые часто выполняются не менее тщательно, чем письменные.
Редкое применение устных контрактов связано прежде всего с тем, что отсутствие документа затрудняет доказательство наличия контракта в судебных инстанциях.
2. Финансовые условия
Контракт должен иметь стоимость, т. е. он становится контрактом в юридическом смысле только тогда, когда в нем оговорены финансовые условия.
3. Право заключать контракты
Такое право имеют только определенные должностные лица (директор, генеральный директор), уполномоченные фирмой и действующие от ее имени.
4. Законность
Контракт обязан быть законным, т. е. всецело отвечать юридическим нормам страны. Например, незаконным будет контракт на поставку продукции, производство которой запрещено законодательством.
4.5.2. Условия контракта
Заключение контракта предполагает согласование разных условий, как четко выраженных, так и подразумеваемых. Все они должны найти отражение в документах, на основе которых оформляется контракт.
Четко выраженные условия— те, которые фактически отражены в контракте.
Подразумеваемые условия— те, которые либо вытекают из зафиксированных в контракте, либо являются сами собой разумеющимися, исходя из здравого смысла.
Поставщик теряет право собственности на товарыпосле заключения контракта, если иное специально не оговорено в контракте или товары еще не произведены.
В качестве условия контракт может предусматривать возмещение убытка(имеется в виду оговоренная в контракте сумма, которая должна быть выплачена поставщиком при нарушении им срока поставки). Эта сумма не является штрафом и обычно устанавливается заранее в разумных пределах.
Штрафы— действенное средство заставить поставщика выполнить условия контракта. В отличие от возмещения убытка штраф представляет собой сумму, увеличенную по сравнению с указанной в контракте и возрастающую в зависимости от нарушения срока поставки, поставки товара ненадлежащего качества и т.д.
Если заранее предусмотрены случаи, когда поставить товар в срок не представляется возможным по причинам, не зависящим от поставщика, то в контракте следует установить соответствующее условие — форс-мажор.
4.5.3. Структура контракта
Структура контракта, соответствующего законодательству РФ, показана на примере закупки мяса.
КОНТРАКТ №
г. Москва «__ »____________ 1997 г.
_________________________________ , именуемое в дальнейшем «Про
давец», в лице_____________________ ,
действующего на основании Устава, с одной стороны, и АОЗТ, именуемое в дальнейшем «Покупатель», в лице генерального директора, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий контракт о нижеследующем:
1. Предмет контракта
1.1. Продавец обязуется поставить, а Покупатель принять и опла
тить мясо мороженое говядину 1-й категории в полутушах, соответст
вующее ГОСТу_________________________ (в дальнейшем именуемое
«Товар») на условиях_________________________________________
Количество товара
2.1. Общий объем подлежащего к поставке товара устанавливается
в количестве около__________ (____________________ ) тонн, согласно
Спецификациям, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.
Качество товара
3.1. Поставляемый товар по своему качеству должен соответствовать требованиям ГОСТа.
3.2. Качество поставляемого мяса подтверждается следующими документами:
сертификат происхождения (ТПП), сертификат соответствия (форма СТ-1), качественное удостоверение завода-изготовителя, ветеринарное свидетельство (форма № 2), санитарно-гигиенический сертификат (с протоколом испытаний).