Семинарское занятие 1-3. Бюджетное ограничение потребителя
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________ С.А.Рогожин
Рабочая программа дисциплины
МИКРОЭКОНОМИКА (продвинутый уровень)
Наименование направления подготовки
38.04.01 Экономика
Направленность (профиль)
Все профили
Автор(ы) Илюхин А.А.
Борисов И.А.
Одобрена на заседании кафедры | Рекомендована УМК института | |||
Политической экономии | Экономики | |||
(название кафедры) | (название института) | |||
Зав.кафедрой | Председатель | |||
(подпись) | (подпись) | |||
А.И.Татаркин | Арбенина Т.И. | |||
(Фамилия И.О.) | (Фамилия И.О.) | |||
13.04.2015 г. | 16.04.2015 г. | |||
(Дата) | (Дата) | |||
Екатеринбург
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины Микроэкономика (продвинутый уровень) является развитие у магистрантов экономического образа мышления, позволяющего им владеть современными методами микроэкономического анализа деятельности субъектов экономики, и формирование общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих уровню магистерской подготовки.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих компетенций:
Шифр компетенции | Формулировка компетенции | Уровень формирования компетенции |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | Пороговый(2) |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | Пороговый(2) |
ПК-7 | способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках | Пороговый(2) |
ПК-8 | способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне | Пороговый(2) |
ПК-9 | способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов | Пороговый(2) |
ПК-10 | способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом | Пороговый(2) |
ПК-12 | способен разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности | Пороговый(2) |
В результате освоения дисциплины студент должен:
Шифр компетенции | Результаты обучения | |
знать | ||
уметь | ||
знать | ||
уметь | ||
знать | ||
уметь | ||
Знать: | основные понятия микроэкономики продвинутого уровня (в соответствии с учебной программой); современные методы микроэкономического анализа; кардиналистский и ординалистский подходы к анализу полезности и спроса; концепцию издержек производства; модели монополии, олигополии и монополистической конкуренции; отличительные признаки различных моделей рынка; экономические показатели, характеризующие деятельность фирм; принципы и особенности экономического поведения фирм на товарных и ресурсных рынках; принципы формирования предложения факторов производства и спроса и цен на факторы производства; условия общего рыночного равновесия и особенности реальной экономики; методы влияния государственного регулирования на рыночные процессы. |
Уметь: | анализировать спрос, предложение и экономическое равновесие на реальных рынках с учетом фактора времени; владеть подходами к анализу полезности и спроса; определять оптимальный потребительский выбор; анализировать динамику дохода, издержек и прибыли фирмы; определять оптимальный объем производства фирмы и цену в различных рыночных условиях; анализировать ресурсные рынки; исследовать динамику заработной платы, ренты, процента и прибыли. |
Владеть/быть в состоянии продемонстрировать: | способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор, аналитический отчет или научный доклад; способен преподавать экономические дисциплины в высших учебных заведениях, используя существующие программы и учебно-методические материалы; способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин. |
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебная дисциплина «Микроэкономика» (продвинутый уровень) является дисциплиной базовой части профессионального цикла магистерских программ по направлению «Экономика».
Микроэкономика – важная составная часть экономической теории и высококвалифицированного экономического образования. На ее основе формируются различные разделы многих современных экономических дисциплин, в том числе «Экономика и организация отраслевых рынков», «Современные теории фирмы», «Ценообразование» и др. Микроэкономика образует инструментальную основу современных прикладных экономических исследований.
Изложение материала курса предполагает знание обучающимися основ микроэкономического анализа в пределах программы подготовки бакалавров и специалистов, а также необходимых математических знаний (математического анализа, теории вероятностей).
Взаимосвязь учебного курса с другими дисциплинами представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь учебного курса с другими дисциплинами
№ | Обеспечивающие дисциплины | Сопутствующие дисциплины | Обеспечиваемые дисциплины |
Микроэкономика (базовый курс) | История и методология экономической науки | Современные теории фирмы | |
Математический анализ | Современные проблемы экономической науки | Экономика и организация отраслевых рынков | |
Линейная алгебра | Макроэкономика (продвинутый курс) | Ценообразование | |
Теория вероятностей | Эконометрика (продвинутый курс) | Системный анализ в управлении предприятием | |
Информатика | Методы системного исследования экономических процессов | Управление предпринимательскими рисками |
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ
Общая трудоемкость дисциплины составляет: 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе:
для студентов очной формы обучения: лекции – 8 часов, практические занятия – 24 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 112 часов;
для студентов очно-заочной формы обучения: лекции – 8 часов, практические занятия – 20 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 116 часов.
для студентов заочной формы обучения: лекции – 4 часа, практические занятия – 16 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 124 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тематический план изучения дисциплины
Для студентов очной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Формы контроля | Самостоятельная работа | |||
лекции | семинары | другие формы | Кол-во часов | Формы контроля | |||
Теория потребительского поведения и спроса | Контрольная | Литературный обзор научных статей Круглый стол | |||||
Рыночный спрос | Литературный обзор научных статей Составление научного доклада | ||||||
Теория производства и издержек | Литературный обзор научных статей Презентация проекта | ||||||
Совершенная конкуренция | Литературный обзор научных статей Текущий рейтинг – контроль | ||||||
Монополия и ее регулирование | Литературный обзор научных статей Круглый стол | ||||||
Олигополия и экономическое поведение фирм | Литературный обзор научных статей Круглый стол Презентация проекта | ||||||
Монополистическая конкуренция | Литературный обзор научных статей Текущий рейтинг – контроль | ||||||
Предложение факторов производства | Литературный обзор научных статей Составление научного доклада | ||||||
Спрос на факторы производства и их цены | Литературный обзор научных статей Круглый стол | ||||||
Общее равновесие | Литературный обзор научных статей Текущий рейтинг – контроль Составление научного доклада | ||||||
Теория общественного благосостояния | Литературный обзор научных статей Составление научного доклада | ||||||
Отказы рынка | Литературный обзор научных статей Круглый стол Презентация проекта | ||||||
Подготовка к экзамену | Экзамен | ||||||
Итого: |
Для студентов очно-заочной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Количество часов | Формы контроля | ||
Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | |||
Теория потребительского поведения и спроса | - | Собеседование, тесты, решение задач | |||
Рыночный спрос | Собеседование, тесты, решение задач | ||||
Теория производства и издержек | Собеседование, тесты, решение задач | ||||
Совершенная конкуренция | Собеседование, тесты, решение задач, кейсов | ||||
Монополия и ее регулирование | Собеседование, тесты, решение задач, кейсов | ||||
Олигополия и экономическое поведение фирм | Собеседование, тесты, решение задач | ||||
Монополистическая конкуренция | Собеседование, тесты, решение кейсов | ||||
Предложение факторов производства | Собеседование, тесты, решение задач | ||||
Спрос на факторы производства и их цены | Собеседование, тесты, реферат | ||||
Общее равновесие | Собеседование, тесты, решение задач, кейсов | ||||
Теория общественного благосостояния | Собеседование, тесты, решение задач, кейсов | ||||
Отказы рынка | Собеседование, эссе | ||||
Подготовка к экзамену | Экзамен | ||||
ИТОГО: |
Для студентов заочной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Количество часов | Формы контроля | ||
Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | |||
Теория потребительского поведения и спроса | - | - | Собеседование, тесты, решение задач | ||
Рыночный спрос | Собеседование, тесты, решение задач | ||||
Теория производства и издержек | Собеседование, тесты, решение задач | ||||
Совершенная конкуренция | Собеседование, тесты, решение задач, кейсов | ||||
Монополия и ее регулирование | Собеседование, тесты, решение задач, кейсов | ||||
Олигополия и экономическое поведение фирм | Собеседование, тесты, решение задач | ||||
Монополистическая конкуренция | Собеседование, тесты, решение кейсов | ||||
Предложение факторов производства | Собеседование, тесты, решение задач | ||||
Спрос на факторы производства и их цены | Собеседование, тесты, реферат | ||||
Общее равновесие | Собеседование, тесты, решение задач, кейсов | ||||
Теория общественного благосостояния | Собеседование, тесты, решение задач, кейсов | ||||
Отказы рынка | - | Собеседование, эссе | |||
Подготовка к экзамену | Экзамен | ||||
ИТОГО: |
Содержание учебной дисциплины
Тема 1Теория потребительского поведения и спроса
Полезность. Субъективный характер полезности. Общая и предельная полезность. Математическое и геометрическое значение предельной полезности. Количественный (кардиналистский) подход к анализу потребностей и спроса. Первый закон Госсена. Принцип убывающей предельной полезности. Второй закон Госсена. Условие потребительского равновесия. Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения (коэффициент субституции). Типы кривых безразличия. Бюджетная линия. Уравнение бюджетной линии. Наклон бюджетной линии и коэффициент трансформации. Оптимальный потребительский выбор. Графическое условие оптимума потребителя. Влияние изменения цен и дохода на оптимум потребителя. Кривая «цена-потребление» и ее взаимосвязь с кривой индивидуального спроса. Кривая «доход-потребление» и ее особенности для различных групп товаров. Индивидуальная кривая Энгеля. Кривая расходов Энгеля для нормальных, некачественных и высококачественных товаров. Взаимосвязь кривой Энгеля с уровнем доходов семей. Эффект замены и эффект дохода. Номинальный и реальный доход. Два подхода к определению реального дохода (Дж. Хикса и Е.Е. Слуцкого). Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому. Типы кривых спроса: обыкновенная, компенсированная (по Хиксу), компенсированная (по Слуцкому). Индексы цен и реального дохода.
Тема 2Рыночный спрос
Взаимосвязь индивидуального и рыночного спроса. Отличия кривой рыночного спроса от индивидуальных кривых спроса. Эластичность спроса. Прямая эластичность спроса по цене. Коэффициент прямой эластичности спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность. Формула центральной (средней) точки. Эластичный, неэластичный и единичный эластичный спрос (единичная эластичность). Совершенно (абсолютно) эластичный и совершенно (абсолютно) неэластичный спрос. Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене, его значение для взаимозаменяемых, взаимодополняющих и независимых товаров. Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу, его значение для низкокачественных и нормальных товаров (первой необходимости и роскоши). Взаимосвязь между изменением цены и валовой выручки (валового дохода) продавца при различных типах эластичности спроса по цене. Кривая валовой выручки. Предельная выручка (предельный доход). Взаимосвязь между предельной и валовой выручкой. Кривая предельной выручки. Соотношения между коэффициентами эластичности. Уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности.
Тема 3Теория производства и издержек
Производство. Производственная функция. Изокванта. Карта изоквант. Предельная норма технического замещения. Виды изоквант. Интенсивность применения труда и капитала. Расширение производства. Три типа рыночных периода: мгновенный, краткосрочный и длительный. Изменение масштаба производства. Постоянная, убывающая и возрастающая отдача от масштаба в длительном периоде. Однородная и неоднородная производственная функция. Убывающая отдача переменного ресурса в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи (закон изменяющихся пропорций, закон убывающей предельной производительности). Предельный продукт (предельная производительность) переменного ресурса. Общий (валовой) продукт. Средний продукт. Взаимосвязь кривых общего, среднего и предельного продукта. Экстенсивный и интенсивный пределы использования переменного ресурса. Возрастающая, убывающая и постоянная отдача переменного ресурса. Оптимальная комбинация ресурсов. Графическое представление оптимума предприятия. Изокоста. Бюджетное ограничение предприятия. Концепция издержек (затрат). Понятие издержек. Частные и общественные издержки. Издержки производства и альтернативные издержки. Явные (внешние) и неявные (внутренние) издержки. Экономические и бухгалтерские издержки. Нормальная, бухгалтерская и экономическая прибыль. Производственная функция и функция издержек. Изокванты и кривые долгосрочных издержек при различном характере отдачи от масштаба. Кривые долгосрочных издержек в длительном периоде. Изокванты и кривые долгосрочных и краткосрочных издержек. Изменение издержек в краткосрочном периоде. Взаимосвязь общих, постоянных, переменных, средних и предельных издержек в краткосрочном периоде. Изменение издержек в длительном периоде. Кривые издержек в краткосрочном и длительном периоде. Выбор производственной мощности. Влияние кривой долгосрочных издержек на структуру отрасли.
Тема 4Совершенная конкуренция
Основные модели рынка продавцов. Совершенная конкуренция. Признаки совершенной конкуренции. График спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы. Предельная и средняя выручка. Равенство предельной выручки и цены в условиях совершенной конкуренции. Общая (валовая) прибыль. Максимизация общей (валовой) прибыли предприятия в краткосрочном периоде. Условия максимизации прибыли первого и второго порядка. Равенство предельной выручки и предельных издержек. Равенство цены и предельных издержек. Положительный наклон кривой предельных издержек в точке максимизации прибыли. Предельная прибыль. Положение равновесия совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде в случаях максимизации общей прибыли и минимизации общего убытка (отрицательной прибыли). Случай закрытия (прекращения производства) фирмы. Предложение совершенно конкурентного предприятия в краткосрочном периоде. Взаимосвязь графика предложения совершенно конкурентной фирмы и кривой предельных издержек. Излишек производителя. Дисперсия конкурентных цен. Причины множественности рыночных цен. Предложение и равновесие совершенно конкурентной отрасли в краткосрочном периоде. Предложение отрасли в случае независимости издержек предприятий. Предложение совершенно конкурентной отрасли при одинаковой функции предложения всех предприятий. Предложение отрасли в случае неидентичности ее предприятий. Предложение совершенно конкурентной отрасли в случае зависимости издержек фирм. Взаимосвязь положения равновесия совершенно конкурентной отрасли и совершенно конкурентной фирмы в случаях максимизации прибыли и минимизации убытка. Предприятие и рынок в долгосрочном периоде. Вход предприятия в совершенно конкурентную отрасль и выход из нее. Равновесие совершенно конкурентной отрасли в длительном периоде.
Тема 5Монополия и ее регулирование
Сущность и признаки монополии. Кривая спроса на продукцию монополиста. Входные барьеры в отрасль. Цена и предельная выручка в условиях монополии. Взаимосвязь цены, предельной выручки и общей выручки монополиста. Максимизация прибыли предприятия-монополиста. Условия максимизации прибыли первого и второго порядка. Равенство предельной выручки и предельных издержек. Невозможность функционирования монополиста при неэластичном спросе. Взаимосвязь наклона кривой предельных издержек и предельной выручки монополиста. Определение оптимума монополиста в краткосрочном периоде. Точка Курно. Оптимальное положение монополиста в случаях положительной, отрицательной и нулевой прибыли. Предложение и издержки монополиста. Зависимость кривой предложения монополиста от характера сдвига кривой спроса. Отсутствие однозначной кривой предложения монополиста. Экономическое поведение монополиста в долгосрочном периоде. Определение оптимума монополиста в длительном периоде. Общая прибыль монополиста. Ущерб, приносимый монополией. Сущность ценовой дискриминации. Дискриминация первой, второй и третьей степени. Различие цен спроса на отдельные товары в условиях дискриминации первой и второй степени Дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация). Скидки в условиях ценовой дискриминации второй степени. Разделение покупателей в условиях ценовой дискриминации третьей степени. Примеры ценовой дискриминации третьей степени. Регулирование монополии. Установление предельной цены на продукцию. Эффективная кривая спроса на продукцию монополиста. Эффективная кривая предельной выручки. Использование налогообложения для уменьшения выгод монопольного положения на рынке. Влияние потоварного и паушального налогов на поведение монополиста. Естественная монополия и ее регулирование. Установление регулируемых цен на уровне предельных и средних издержек.
Тема 6Олигополия и экономическое поведение фирм
Сущность и признаки олигополии. Дуополия. Концентрация рынка и ее измерение. Коэффициент концентрации. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Индекс монопольной власти Лернера. Концепция предполагаемых вариаций. Некооперированная олигополия. Количественная олигополия. Модель Курно. Равновесие дуополии Курно. Равновесие Нэша. Модель Чемберлина. Модель Штакельберга. Ценовая олигополия. Модель Бертрана. Модель Эджуорта. Сговор олигополистов. Картель. Ценовое лидерство. Модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и закрытым входом. Ломаная кривая спроса олигополиста. Осознанный параллелизм. Ценообразование посредством наценки. Стратегическое поведение и теория игр. Равновесие доминирующих стратегий. «Дилемма заключенных» и сговор.
Тема 7Монополистическая конкуренция
Сущность и признаки монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Действительная и искусственная дифференциация. Две кривые спроса монополистически конкурентного предприятия Чемберлина. Равновесие на рынке монополистической конкуренции. Равновесие монополистического конкурента при ценовой конкуренции. Неравновесие монополистически конкурентного предприятия в краткосрочном периоде. Равновесие монополистического конкурента в длительном периоде. Избыток мощности в условиях монополистической конкуренции. Равновесие монополистического конкурента при ценовой и неценовой конкуренции. Увеличение спроса при повышении качества продукции. Условия максимизации прибыли первого и второго порядка. Модели экономической конкуренции в условиях пространственной дифференциации рынка. Модель линейного города Х. Хотеллинга. Модель города на окружности. Состязательные рынки.
Тема 8Предложение факторов производства
Факторы производства (экономические ресурсы). Классификация факторов производства: природные ресурсы, труд, капитал, предпринимательская способность. Доходы собственников ресурсов: рента, заработная плата, процент, прибыль. Предложение труда. Выбор между досугом и потреблением. Бюджетное ограничение при выборе между досугом и потреблением. Равновесная комбинация досуга и потребления. Влияние изменения ставки заработной платы на предложение труда. Эффект замены и эффект дохода. Индивидуальная и рыночная кривые предложения труда. Загибающаяся в обратном направлении кривая предложения труда. Построение рыночной кривой предложения труда. Предложение труда при наличии программы социальной помощи. Выбор занятия и компенсирующие различия в заработной плате. Предложение капитала. Реальный (физический) и финансовый капитал. Модель жизненного цикла. Межвременная оптимизация. Межвременное бюджетное ограничение. Выбор между настоящим и будущим потреблением. Карта безразличия текущего и будущего потребления. Предельная норма предпочтений во времени. Равновесие кредитора и заемщика. Влияние на сбережения изменения ставки процента. Эффект замены и эффект дохода. Приведенная ценность будущих доходов и расходов. Внутренняя норма дохода. Человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал.
Тема 9Спрос на факторы производства и их цены
Спрос на факторы производства как производный спрос. Спрос на переменный ресурс на совершенно конкурентном рынке. Спрос предприятия на единственный переменный ресурс. Кривая предложения переменного ресурса для совершенно конкурентной фирмы. Ценность предельного продукта труда. Кривые предельного продукта и его ценности. Равновесие совершенно конкурентной фирмы на рынке переменного ресурса. Спрос предприятия на один из нескольких переменных факторов производства. Кривая спроса на один из нескольких переменных ресурсов. Эффекты максимизации прибыли, замены и выпуска при изменении цены переменного ресурса. Рыночный спрос на переменный фактор. Равновесие на рынке труда при двухсторонней совершенной конкуренции. Спрос монополиста на единственный переменный ресурс. Спрос монополиста на один из нескольких переменных ресурсов. Кривая рыночного спроса на переменный ресурс монополиста на рынке благ. Рыночный спрос предприятий-монополистов на переменный ресурс. Монополистическая эксплуатация. Монопсония на рынке переменного фактора. Кривая предложения монопсониста. Оптимум монопсониста, использующего единственный переменный фактор. Монопсонист, выступающий совершенным конкурентом на рынке благ. Отсутствие кривой спроса у монопсониста. Оптимум монопсониста-монополиста. Монопсонист, осуществляющий ценовую дискриминацию. Равновесие монопсониста, использующего несколько переменных ресурсов. Экономическая рента. Рента фактора с эластичным предложением. Рента фактора при совершенно эластичном и совершенно неэластичном предложении. Квазирента.
Тема 10Общее равновесие
Круговые потоки в двухсекторной экономике. Частичное и общее экономическое равновесие. Простой обмен в двухсубъектной двухпродуктовой экономике. Кривые предложения двух субъектов. Взаимное расположение кривой предложения и кривой безразличия. Коробка Эджуорта и контрактная линия. Равновесие в обмене. Аукционист и процесс нащупывания равновесия в обмене. Равновесие в производстве. Двухфакторная двухпродуктовая модель. Равновесие в производстве и потреблении. Модель общего равновесия Вальраса. Кривая избыточного спроса. Единственное стабильное равновесие. Единственное нестабильное равновесие. Множественность равновесий. Отсутствие равновесия.
Тема 11Теория общественного благосостояния
Общественное благосостояние. Парето-предпочтительность. Парето-несравнимость. Парето-эффективность. Парето-оптимальное состояние экономики. Парето-упорядоченность в коробке Эджуорта. Общее конкурентное равновесие и Парето-эффективность. Условия Парето-эффективности в потреблении и в производстве. Первая теорема теории общественного благосостояния. Вторая теорема теории общественного благосостояния. Несовместимость рыночного равновесия и Парето-эффективности при невыпуклых предпочтениях. Критерии общественного благосостояния. Утилитаристский критерий. Кардиналистский критерий. Критерий Роулса. Кривая возможных полезностей и функция общественного благосостояния. Кривые равного общественного благосостояния. Конфликт между эффективностью и справедливостью. Выявление и согласование индивидуальных предпочтений. Проблема общественного выбора. Требования для принятия коллективных решений.
Тема 12Отказы рынка
Факторы, препятствующие достижению Парето-оптимального состояния экономики. Монопольная власть и Парето-эффективность. Внешние эффекты. Частные и общественные предельные издержки. Внешние эффекты и налог Пигу. Теорема Коуза. Общественные блага. Особенности общественных благ. Спрос на общественные блага. Оптимизация предоставления общественных благ.
Планы семинарских занятий
Семинарское занятие 1-3. Бюджетное ограничение потребителя.
Задачи:
1. Пусть бюджет потребителя 1000 руб., цены благ равны 100 и 200. Пусть потребителю предоставляется возможность участвовать в акции: каждая третья единица второго блага бесплатно.
2. Пусть бюджет потребителя 10000 руб., цены благ 25 и 2500. Пусть правительство озабочено низким уровнем потребления второго товара и с целью стимулирования спроса решает предоставить потребителю денежную субсидию в размере 5000 руб. на приобретение второго товара. Как отразится данная мера на бюджетном ограничении.
3. Пусть бюджет потребителя 500, цены благ 25 и 20. Пусть продавец первого товара провидит акцию: при покупке каждых 10 единиц первого товара покупателю выдается сертификат на 100 руб. для покупки первого товара.
4. Пусть бюджет потребителя 5000 руб., цены благ равны 500 и 250. Пусть потребителю предоставляется возможность участвовать в акции: при покупке 3 единиц первого товара одна единица второго в подарок.
5. Пусть бюджет потребителя 2500 руб., цены благ равны 100 и 50. Пусть продавец первого товара провидит акцию: при покупке каждых 15 единиц первого товара покупателю выдается универсальный сертификат на 100 руб.
6. Пусть бюджет потребителя 80000 руб., цены благ равны 500 и 1000. Пусть для потребителя действует накопительная дисконтная программа: при приобретении 20 единиц первого блага выдается золотая дисконтная карта, дающая право на получение скидки на первый товар 5%, при приобретении 100 единиц первого товара – платиновая карта со скидкой 10%.
7. Пусть бюджет потребителя 80000 руб., цены благ равны 500 и 1000. Действуют пятипроцентные дисконтная карта, которые выдаются при покупке более 70 единиц любого товара. Карты действуют только на покупку соответствующего товара.
8. Пусть бюджет потребителя 80000 руб., цены благ равны 500 и 1000. Действует универсальная десятипроцентная дисконтная карта, которая выдается при покупке более 20 единиц первого товара.
9. Пусть бюджет потребителя 80000 руб., цены благ равны 500 и 1000. Действует универсальная пятипроцентная дисконтная карта, выдающаяся за 50 единиц второго товара.
10. Пусть бюджет потребителя 80000 руб., цены благ равны 500 и 1000. Действует универсальная пятипроцентная дисконтная карта, выдающаяся за 25 единиц любого из товаров.
11. Пусть бюджет потребителя 15000 руб., цены благ равны 20 и 80. При приобретении свыше 100 единиц второго товара потребителю предоставляется оптовая скидка на второй товар в размере 10%.
12. Пусть бюджет потребителя 15000 руб., цены благ равны 20 и 80. При приобретении свыше 150 единиц любого товара потребителю предоставляются оптовые скидки в размере 10%. Скидки не универсальные.
13. Как изменится решение задачи 12, если оптовая скидка будет предоставляться за приобретение 1000 блага в размере 90% .
14. Пусть бюджет потребителя 15000 руб., цены благ равны 20 и 80. При приобретении свыше 100 единиц первого товара потребителю предоставляется универсальная оптовая скидка в размере 10%.
15. Пусть бюджет потребителя 25000 руб., цены благ равны 10 и 50. При приобретении свыше 300 единиц любого из товаров потребителю предоставляется универсальная оптовая скидка в размере 20%.
16. Пусть бюджет потребителя 12000 руб., цены благ равны 120 и 200. Пусть потребителю предоставляется возможность участвовать в акции: каждая пятая единица второго блага бесплатно. Известно, что приобретенный товар можно перепродать на вторичном рынке по цене вдвое ниже рыночной. При какой максимальной цене на вторичном рынке выполняется условие арбитража.
17. Пусть бюджет потребителя 20000 руб., цены благ равны 200 и 400. Пусть для потребителя действует десятипроцентная дисконтная карта на первый товар, выдаваемая за 40 единиц первого блага. Известно, что купленный товар можно перепродать на вторичном рынке по цене на 7% ниже рыночной. Выполняется ли в данном случае условие арбитража. При какой максимальной цене это условие выполняется.
18. Пусть бюджет потребителя 25000 руб., цены благ равны 50 и 80. При приобретении свыше 100 единиц второго товара потребителю предоставляется оптовая скидка на второй товар в размере 20%. Известно, что приобретенный товар можно перепродать на вторичном рынке по цене вдвое ниже рыночной. При какой максимальной цене на вторичном рынке выполняется условие арбитража.