Концепция кривых безразличия описывает систему предпочтений потребителя, т.е. его желания. |
Возможности потребителя наталкиваются на бюджетное ограничение: доход и цены приобретаемых товаров: Px X + Py Y ≤ I где Px, Py − цены товаров X и Y X , Y − количество единиц приобретаемых товаров I − доход потребителя |
Графически это условие изображается в виде бюджетного пространства − области доступных потребителю наборов товаров при заданных ценах и доходе. |
|
Если потребитель не делает сбережений и весь доход тратит на приобретение товаров, то формула бюджетного ограничения превращается в уравнение бюджетной линии. |
Бюджетная линия | линия, показывающая множество наборов товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат при заданных доходе и ценах |
Уравнение бюджетной линии | Px X + Py Y = I − постоянная величина − угол наклона бюджетной линии |
Запись уравнения бюджетной линии относительно X и Y позволяет получить точки ее пересечения с осями координат. Точки ( ) характеризуют максимальное количество товаров Х и У, которые может купить потребитель на данный доход при данных ценах (при условии, что доход используется полностью). Все наборы, находящиеся на бюджетной линии, доступны для потребителя, а выше и правее − недоступны. |
Характеристики бюджетной линии | • определяет возможности потребителя при данном фиксированном доходе; • характеризует реальную покупательную способность потребителя, исходя из соотношения цен приобретаемых товаров; • имеет отрицательный наклон; • угол наклона бюджетной линии к осям координат определяется отношением рыночных цен двух товаров, а ее расстояние от начала координат − величиной дохода потребителя. |
Оптимум потребителя
Для определения оптимального потребительского выбора совместим карту безразличия с бюджетной линией.
Оптимум потребителя | состояние потребителя, при котором он максимизирует общую полезность от потребления данного набора благ при заданных ценах и доходе |
Графическое изображение | точка касания бюджетной линии и наивысшей из доступных потребителю кривой безразличия. В точке оптимума E углы наклона бюджетной линии и кривой безразличия одинаковы. |
| U1 − недоиспользование бюджета (пересекает бюджетную линию) U3 − превышает возможности бюджета (X*, Y*) − оптимальный набор благ в состоянии равновесия |
| | |
MRSпоказывает, в какой пропорции потребитель хочет заменить один товар на другой; Px/Pyпоказывает, в какой пропорции он может это сделать |
Внутреннее решение задачи потребительского выбора (внутренний оптимум) Условия: 1) 2) доход используется полностью | |
Кривые безразличия асимптотически приближаются к осям Х и У. Внутренний оптимум характерен для абсолютных комплементов |
Угловое решение задачи потребительского выбора (краевой оптимум) MRS ≠ Px/Py | кривые безразличия имеют общую точку с осями координат В оптимальный набор входит только один из товаров, который обеспечивает максимизацию полезности потребителю при данных предпочтениях и соотношении цен. Краевой оптимум характерен для безразличных благ, антиблаг, благ с растущей MRS, абсолютных субститутов |
В точках оптимума на оси X MRS > Px/Py в точках оптимума на оси Y MRS < Px/Py |
| |
X = 0 MRS < Px/Py Y = 0 MRS > Px/Py безразличные блага | MRS > Px/Py блага с растущей MRS |
| |
MRS > Px/Py абсолютные субституты | MRS < Px/Py антиблаго |
2.5. Изменение дохода и цен: кривые "цена − потребление" и
"доход − потребление". Кривые Энгеля
Изменение цен и дохода вызывает сдвиг бюджетной линии |
Изменение цен товаров при неизменном доходе вызывает поворотбюджетной линии вокруг точкиее пересечения с противоположной осью, на которой откладывается количество блага другого вида, цена которого не изменяется. При этом изменяется угол наклона бюджетной линии. |
|
Каждой бюджетной линии соответствует своя кривая безразличия. В результате изменения цены устанавливаются новые точки оптимума. Кривая, соединяющая точки оптимума, называется кривой "цена− потребление" (Price-Consumption-Curve, PCC) |
| | |
Кривая PCC для субститутов имеет отрицательный наклон | Кривая PCC для комплементов имеет положительный наклон | Кривая PCC для независимых товаров является горизонтальной линией |
Кривая "цена− потребление" является основой для построения кривой индивидуального спроса на данный товар при изменении его цены и неизменности цены другого товара и дохода потребителя |
|
Изменение дохода при неизменности цен товаров сдвигает бюджетную линию параллельно самой себе, т.к. соотношение цен (наклон бюджетной линии) не меняется (Px/PY = const) |
|
Кривая, соединяющая точки оптимума потребителя при разных размерах дохода, называется кривой "доход − потребление" (Income-Consumption-Curve, ICC). |
| | |
Кривая ICC для нормальных товаров имеет положительный наклон (с ростом дохода растет их потребление) | Кривая ICC для низших товаров имеет отрицательный наклон (с ростом дохода их потребление сокращается) | Кривая ICC для нейтральных благ может быть вертикальной (X −нейтральное благо) или горизонтальной (Y −нейтральное благо) (с ростом дохода их потребление не меняется) |
Кривая "доход − потребление" является основой для построения кривых Энгеля "доход − расход", показывающих зависимость затрат потребителя на различные товары от его дохода при заданных ценах и неизменных предпочтениях. |
Кривая Энгеля получается из кривой ICC путем установления графического соответствия определенных оптимальных количеств данного блага различным уровням дохода потребителя. |
Наклон кривой Энгеля равен ΔI/ΔX, где ΔI − изменение дохода, ΔX − изменение объема покупок (спроса) блага данного вида = PxX (PyY) |
ВИДЫ КРИВЫХ ЭНГЕЛЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП ТОВАРОВ |
|
Нормальные товары: расходы растут медленнее дохода, ΔX < ΔI | Предметы роскоши: расходы растут быстрее дохода, ΔX > ΔI |
| |
Предметы 2й необходимости: расходы растут пропорционально доходу, ΔX = ΔI | Низшие товары: один и тот же товар для данного потребителя может быть нормальным при уровне дохода до I1 и низшим − при более высоком (расходы снижаются при росте дохода) |
Современная интерпретация кривых Энгеля (по Торквисту) |
|
1. Прежде всего происходит насыщение продовольственными товарами ( до точки А EyD > 0, в точке А EyD = 1, после точки А EyD < 0. С достижением определенного уровня дохода обычные виды продовольствия переходят в разряд низших товаров, потребители переключаются на продукты более высокого качества. |
Первый закон Энгеля | чем выше качество жизни населения, тем мéньшая часть дохода расходуется на приобретение продуктов питания низшего качества |
2. С ростом дохода быстро увеличивается потребление промышленных товаров стандартного качества, затем спрос стабилизируется (отрезок BC), после чего − новый всплеск спроса на эту группу товаров. Потребителя интересует теперь не только функциональное назначение товаров, но и их соответствие моде, престижность. |
3. В последнюю очередь увеличивается потребление высококачественных товаров и услуг длительного пользования с высокой эластичностью спроса по доходу. |
Второй закон Энгеля | с ростом реального дохода потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем предметов первой необходимости. |
2.6. Эффект дохода и замены (эффект Слуцкого − Хикса)
Характер зависимости объема спроса на товар от его цены определяется эффектами замены и дохода. |
Эффект замены , ΔXsub | изменение структуры потребления в результате изменения относительной цены одного из товаров из потребительского набора при неизменном реальном доходе |
| Потребитель приобретает больше относительно дешевых товаров взамен относительно более дорогих для сохранения общей полезности набора благ |
| Эффект замены всегда отрицательный: снижение (повышение) цены данного товара ведет к повышению (снижению) объема спроса на него |
Эффект дохода, ΔXinc | изменение структуры потребления в результате изменения реального дохода потребителя, его покупательной способности при неизменности относительных цен товаров |
| Потребитель будет приобретать больше подешевевшего товара и у него останутся средства для дополнительных покупок |
| Последствия эффекта дохода неодинаковы для нормальных и низших товаров. Эффект дохода может быть положительным для низших товаров, отрицательным для нормальных товаров и равным 0 для нейтральных благ. |
Общий эффект изменения цены | общее изменение объема спроса на данный товар в результате изменения его цены |
| Δ X = ΔXsub + ΔXinc |
Идея разложения общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода впервые была представлена в статье российского экономиста и математика Е.Слуцкого "К теории сбалансированного бюджета потребителя"(1915), которая осталась незамеченной до 1936 г., когда Р.Аллен опубликовал статью "Теория потребительского спроса профессора Слуцкого". Наиболее полное и современное изложение проблемы разложения общего эффекта изменения цены дано в монографии Дж.Хикса "Стоимость и капитал" (1939) |
Эффект замены и дохода для нормальных товаров (по Дж.Хиксу) |
AB(1) − первоначальная бюджетная линия U0 − первоначальная кривая безразличия Е0 − первоначальный оптимум потребителя После снижения цены товара X (↓Px) при Py, I − const происходит смещение AB в AB1 (2) Новый оптимум − в точке E1 X0X1 − общий эффект снижения цены товара X |
Для выяснения величины эффекта заменынеобходимо выяснить, как изменился бы объем спроса на товар X только в результате изменения относительной цены товара X при неизменном реальном доходе потребителя. Для этого проведем вспомогательную бюджетную линию A'B' (3) параллельно AB1 (2). Углы наклона AB1 и A'B' − одинаковы. A'B' (3) является касательной к кривой безразличия U0 в точке E'. Таким образом, при движении от точки E0 к точке E' уровень реального дохода остался неизменным. Изменение объема спроса на товар X при переходе от E0 к E' вызвано исключительно изменением соотношения цен товаров X и Y. Значит, X0X1 − увеличение объема спроса на товар X при этомпереходе и представляет собой эффект замены. | Эффект дохода отражает переход от U0 к U1 и соответствующих им точек оптимума: от E' к E1 вследствие увеличения реального дохода при неизменном соотношении цен Px и Py. Тогда увеличение объема спроса X'X1 − это эффект дохода. |
общий эффект изменения цены X0X1 = X0X' − X1X' |
Эффект замены и эффект дохода для низших товаров |
|
X − низший товар AB (1) − первоначальная бюджетная линия U0 − первоначальная кривая безразличия E0 −первоначальный оптимум потребителя После снижения цены на товар X (↓Px) при Py, I − const происходит смещение AB(1) в AB1 (2) Новый оптимум − в точке E1 на кривой безразличия U1 |
Относительное удешевление товара X приводит к росту объема спроса на X0X' единиц (эффект замены), а повышение реального дохода, вызванное снижением цены товара X, − к снижению объема спроса на низший товар X на X1X' единиц (эффект дохода). Однако эффект замены превышает противоположный ему по направлению эффект дохода, поэтому общий эффект снижения цены выражается, как и в случае с нормальным товаром, в увеличении объема спроса на X0X1 единиц. |
общий эффект снижения цены X0X1 = X0X' − X1X' |
Эффект замены и эффект дохода для товаров Гиффена |
|
Снижение объема спроса на X1X' единиц вследствие снижения цены на товар X (эффект дохода) превосходит по величине увеличение объема спроса на X0X' единиц (эффект замены). Поэтому общий эффект снижения цены выражается в снижении объема спроса на X0X1 единиц товара X. |
общий эффект снижения цены X0X1 = X'X1 − X0X' |
Влияние эффектов замены и дохода на объем спроса |
Нормальные товары | Низшие товары | Товары Гиффена |
эффект замены и дохода имеют однонаправленное действие | эффект замены и дохода имеют разнонаправленное действие |
ΔXsub + ΔXinc > 0 | ΔXsub > ΔXinc ΔXsub − ΔXinc > 0 | ΔXinc > ΔXsub ΔXinc − ΔXsub < 0 |
Закон спроса выполняется: кривая спроса имеет отрицательный наклон | Закон спроса нарушается: кривая спроса может иметь любой наклон |
Наши рекомендации