Основные черты эпохи экономики свободной конкуренции и предпосылки неоклассической модели
Неоклассическая экономическая теория зародилась во второй половине 19 столетия и, с одной стороны, положила начало «маржиналистской революции», а с другой – продолжила традиции классической политической экономии. К классикам принято относить Адама Смита, Давида Рикардо, Джеймса Милля и его сына Джона Стюарта Милля, Жана Батиста Сэя, Карла Маркса.
К неоклассикам относят Леона Вальраса, Альфреда Маршалла, Кнута Викселля, Ирвинга Фишера, Артура Пигу. Неоклассическое направление доминировало в экономической науке вплоть до 30-х годов CC века. Исследователи неоклассического направления не занимались макроэкономикой как таковой. Рождение этого раздела экономической теории связывают с именем Дж.М. Кейнса. Но обусловлено это не тем, что неоклассиков не интересовали вопросы функционирования экономики в целом. Просто само собой подразумевалось, что совокупность взятых всех вместе рынков функционирует по тем же самым законам, что и каждый отдельный рынок и, следовательно, экономика как единое целое просто представляет собой сумму последних. В связи с этим неоклассическая макромодель (по сути микроэкономическая) является попыткой более поздних исследователей задним числом построить некую стройную схему, которая давала бы макроэкономическую интерпретацию микроэкономических моделей теоретиков этой школы и их взгляды на ключевые проблемы макроэкономики, существовавшие до 30-х годов CC в.
Классическая, а впоследствии и неоклассическая школа анализировала рыночную экономику эпохи свободной конкуренции, для которой был характерен ряд специфических черт. Экономика большинства развитых рыночных стран мира XIX столетия действительно давали основания считать, что ведущие отрасли (а к ним в первую очередь относилось сельское хозяйство) достаточно полно соответствует предпосылкам модели совершенной конкуренции. Рассмотрим основные характеристики экономики, которые способствовали формированию представлений неоклассической школы.
Первая особенность. В национальных хозяйствах даже развитых стран крупные предприятия еще не играли главной системообразующей роли. Поэтому в такой экономике не могли быть реализованы преимущества крупномасштабного производства, которые позволяли бы снижать средние издержки в результате положительного эффекта масштаба.[1] Напротив, количество продавцов и покупателей на отраслевых рынках, как правило, было настолько большим, что отдельные фирмы не могли своими действиями влиять на уровень рыночной цены. В таких условиях никакие продавцы не могли вступать в сговор друг с другом.
Вторая особенность. Барьеры для входа фирм в разные отрасли были незначительными, предприниматели могли практически свободно вложить ресурсы и начать производство в избранной отрасли. В такой экономике решения о вложении и использовании ресурсов предопределяются работой конкурентного механизма ценообразования. Если на рынке недостает товара и цена растет, то для фирм это является сигналом к увеличению производства, т.к. такое производство приносит больше прибыли. Фирмы из других отраслей будут стремиться на рынок с положительной экономической прибылью. Увеличение числа фирм в отрасли приведет к тому, что конкуренция обострится и через некоторое время это приведет к снижению цены. И, наоборот, если товар не может быть продан по цене, компенсирующей издержки и приносящей нормальную прибыль, то фирмы сокращают производство.
Конкуренция за покупателя к тому же вынуждала различные фирмы пытаться улучшать свою технологию и производить товары с более низкими издержками производства. При этом производимые более ста лет назад в любой отрасли блага были достаточно простыми и однородными.
Третья особенность. Основным фактором производства в экономике, рассматриваемой неоклассиками, выступал труд, причем, как правило, ручной и малоквалифицированный. Одной из характеристик рынка труда являлась возможность сравнительно быстрого перехода с одного вида труда на другой в силу невысоких требований к особой подготовке рабочей силы. Безработица существовала только в виде временной, но в результате действия рыночных механизмов достаточно быстро исчезала. Возникновение безработицы имело следствием уменьшение заработной платы, рассасывание безработицы и восстановление равновесия на рынке труда. Со временем в результате развития рабочего движения свой вклад в безработицу внесли профсоюзы, оказавшие влияние на занятость, прежде всего, не вовлеченных в профсоюзы наемных работников.
Так как в условиях свободной конкуренции отсутствует чей-либо контроль над ценами, то фирмы и покупатели, в конце концов, приходят к соглашению, и на рынках устанавливается равновесие, при котором фирмы производят ровно столько товаров, сколько потребители хотят купить, и нанимают столько труда, сколько предлагают домашние хозяйства. Все рынки одновременно пребывают в равновесии и таким образом все домохозяйства и фирмы-производители могут реализовать свои планы.
Четвертая особенность. Покупатели и продавцы в условиях более-менее стабильной экономики имели достаточно надежную и оперативную информацию о сложившейся конъюнктуре на отраслевых рынках. Инфляция как постоянное долгосрочное повышение цен отсутствовала (особенно если в экономике функционировали товарные деньги), поэтому не было искажения информации из-за различия динамики номинальных и реальных показателей. Все рыночные агенты ориентировались на реальные экономические показатели, не могли спутать движение номинальных и реальных показателей.
Пятая особенность. Стремление фирм к максимизации прибыли (по Смиту - эгоистическое) являлось мотивом к улучшению производства, т.к. в условиях конкуренции отдельные фирмы не могут реализовать свои эгоистические цели за счет ухудшения положения других агентов рынка. Значит, цели отдельных предпринимателей и общества в целом совпадают. По Смиту, экономика «невидимой рукой» направляется на реализацию общественных интересов. Государству в этих условиях отводится роль «ночного сторожа»: поддержание правопорядка, национальной безопасности, защита прав собственности и соблюдение правил хозяйственных отношений. Государственное вмешательство носило, как правило, фискальный характер, т.е. налоги и госрасходы не использовались как инструменты регулирования экономики.
Подводя итоги сказанному, можно отметить, что экономисты неоклассической школы исходили из следующих допущений, сильно упрощающих реальность, но позволяющих научно сформулировать важнейшие закономерности функционирования экономики эпохи свободной конкуренции.
1. Рынки благ и факторов производства являются рынками совершенной конкуренции.
2. Цены на товары и услуги, а также цены на факторы производства (ставки заработной платы и процентные ставки) являются достаточно гибкими для того, чтобы с их помощью экономика адаптировалась к любым изменениям рыночной конъюнктуры.
3. Ведущую роль в экономике играет совокупное предложение (т.е. предложение всех товаров и услуг), а не спрос потребителей и предпринимателей.
4. Продавцы и покупатели не подвержены денежным иллюзиям: при принятии хозяйственных решений они реагируют не на номинальные, а на реальные величины.