Стратегических направлений развития

Основными стратегическими направлениями развития фирм являются (рис. 5.1):

— рост конкурентоспособности компании — главное направление раз­вития, так как неконкурентоспособные компании становятся банкротами. Цель роста конкурентоспособности определяет возможность существова­ния компании;

— рост доходности инвестируемого капитала, важный критерий, кото­рый отражает возможность компании привлекать инвесторов и кредиты, проводить политику стратегического инвестирования обновления техники и технологий;

— развитие производственного, кадрового и экономического потенциа­лов компании предусматривает инновационную замену оборудования, вклю­чает развитие персонала и человеческого капитала, интеллектуальные тех­нологии, банки и базы данных, рост финансового и инвестиционного потенциалов. Финансовый потенциал компании характеризуется величи­ной ее потоков денежных средств, финансовой устойчивостью, рентабель­ностью. Инвестиционный потенциал учитывает инвестиционную активность компании, объемы используемых ею инвестиционных ресурсов, масштабы инвестирования, направления инвестирования;

3) комплекса целей, который строится на основе стратегических направле­ний развития.По каждому направлению определяются наиболее важные цели, которые группируются и упорядочиваются.

Построение комплекса стратегических целей начинают сверху вниз. Существуют различные подходы к построению иерархии целей и их описа­нию.

На высшем уровне целей компании находится концепция развития, выражаемая в виде миссии, которая определяет главное предназначение организации, стратегические намерения и установки, программные заявле­ния, которые определяют смысл, философию, перспективы, ключевые ценности, стратегические установки, главные направления развития.

В ряде случаев миссия находится на высшем уровне целей организа­ции, в других случаях на высшем уровне целей находятся стратегические намерения. Так, Д. Фаэй и Р. Рэнделл предложили описание целей орга­низации на основе иерархии, включающей четыре уровня [13, с. 147]: 1) стратегическое намерение / стратегическая перспектива действий на рынке; 2) стратегическая направленность и программы инвестиций; 3) цели; 4) оперативные задачи.

В практике управления под миссией чаще всего понимают главные стра­тегические устремления организации, которые соединяют настоящее поло­жение компании с ее будущим в виде формулировки своего рода обобщен­ных сверхзадач, которые ставит компания на длительную перспективу.

В компаниях обычно используют две формулировки миссии. Одна, сокращенная для клиентов, которая обычно выражается в лозунговом, маркетинговом виде, предельно кратка. В одной-двух фразах менеджеры стремятся донести до клиента сообщение о своей уникальности и отли­чиях от других. Например, «Лететь самолетами нашей компании также легко, как пользоваться вашим лифтом», «Мы делаем первоклассную вещь» или «Доставлять счастье людям». Эти формулировки миссии мож­но назвать маркетинговыми, они нужны для укрепления образа компа­нии в сознании клиентов.

Но для персонала компании нужна совсем другая формулировка мис­сии, содержащая стратегические установки и политику компании в долго­срочном периоде, отражающую ее наиболее важные корпоративные направ­ления развития. Поэтому в дополнение к миссии компании разрабатывают программные заявления, конкретизирующие их стратегии и установки, по­литику. Эту миссию можно назвать внутренней или общекорпоративной в отличие от маркетинговой.

Концепция развития компании (внутренняя миссия) должна содер­жаться в ясной и краткой форме:

— сферу деятельности компании;

— производимые ею продукты;

— рынки, для которых производятся продукты;

— ключевые ценности компании (или самую важную из них, другие из­лагаются в программном заявлении);

— стратегические направления и приоритеты развития компании;

— акценты на те или иные стратегические нововведения, требования, действия.

Миссия компании должна быть образной, не шаблонной, но в то же время она должна позволять определять конкретные стратегические цели. Можно структурировать ее по стратегическим направлениям развития: кли­енты, персонал, оборудование, конкуренты и др.

После разработки концепции развития и стратегических направлений раз­вития компании приступают к построению комплекса целей. Ос­новные методы, применяемые для этого, называются методами декомпози­ции и синтеза целей. Сущность декомпозиции заключается в переходе от общих направлений развития к целям, их обеспечивающим. При этом цели не должны дублировать друг друга, каждая следующая должна обеспечиваться соответствующими целями нижнего уровня. Декомпозицию считают завер­шенной, когда на нижнем уровне построены цели в виде конкретных результа­тов, мер и действий, обеспечивающих достижение целей высших уровней.

Наши рекомендации