Механизм реализации стратегических направлений развития территории. Динамика основных показателей, определяющих развитие человеческого потенциала городского округа Заречный.

В предыдущем разделе 4.3 подведён прогнозируемый экономический итог реализации актуализированной «Стратегии развития городского округа Заречный на период до 2020 года» (приведён в рамках инерционного и инвестиционного сценария), раздел 5 содержит основные динамичные итоги социального развития территории. В соответствии с прогнозными планами развития, городской округ способен успешно преодолеть настоящий (во многом сложный, стагнационный) период развития, обеспечив динамику поступательного развития, как производства, так и уровня и качества жизни населения. Прогнозируются также (в рамках инновационного сценария) хорошие темпы демографического роста за период реализации стратегии за счет разных факторов, действительно прогнозируется рост численности населения с 30,4 тысяч в настоящий период до 39-40 тысяч в 2020 году.

Тем не менее, определённые риски (прежде всего обусловленные рядом внешних и внутренних факторов) способны снять позитивные прогнозные показатели. Трудность реализации Стратегии определяется её многоплановостью, стратегия определяет цели, ориентиры движения, важны правильность выбора механизмов реализации этого движения, в котором одновременно участвуют все предприятия различных форм собственности, городское и сельское сообщество, властные структуры (законодательная и исполнительная) власть. От эффективного движения всех только и зависит успех.

По нашему мнению, механизм реализации Стратегии состоит в целенаправленном воздействии местной власти (её обеих ветвей), при использовании поддержки и участия в обеспечении развития государственных и региональных властных и иных структур, на все субъекты хозяйствования, вне зависимости от форм собственности, и на все субъекты социального обеспечения в интересах достижения намеченных Стратегией рубежей перспективного социально-экономического развития.

В обеспечение продвижения к развитию должны эффективно участвовать финансовые структуры (инструменты) обеспечения инвестиций. Инвесторов должно привлекать отличие нашей территории от любой другой, гарантированная возможность обеспечения освоения инвестиций и достижения оптимальной прибыли от реализации проектов.

Инвестиционная привлекательность городского округа Заречный на настоящий период оставляет желать лучшего. Важна, прежде всего, возможность предоставления инвесторам (или инициаторам новых проектов) приемлемых для осуществления инвестиционных производственных проектов земельных участков; гарантированная возможность обеспечения подключения к электросетям (в рамках декларированных субъектом федерации снижающихся сроков обеспечения подключения). В этом же ряду, как определяющая инвестиционную привлекательность, находится и возможность обеспечения субъектов создания новых производств перспектива подключения к газовым сетям с гарантированным объёмом газопотребления.

Эти значимые факторы, во многом определяющие инвестиционную привлекательность территории должны быть под пристальным вниманием и воздействием местных властей, это во многом зависит от профессионализма власти и её рычагов воздействия.

Одним из важнейших факторов построения эффективного механизма реализации Стратегии является принцип «баланса интересов». Следование этому принципу означает выстраивание способов соблюдения интересов всех слоев общества, всего населения, предприятий с различными формами собственности и предприятий основного приоритетного направления развития – атомной энергетики с реакторами на быстрых нейтронах.

С этим принципом тесно связан принцип «гласности», прежде всего гласности и понимания населением и субъектами хозяйствования принимаемых властными структурами решений, определяющих на местном уровне правила игры. На наш взгляд в последний период тенденции к установлению этих важных принципов усилились в связи с деятельностью городской Общественной палаты. Формирование Совета директоров городского округа, по нашему мнению должно во многом усилить выстраивание и достижение принципа «баланса интересов», принципа «гласности» в принятии решений и стать дополнительным рычагом при принятии сбалансированных управленческих решений и нахождения путей обеспечения инвестиционной привлекательности территории.

Выбор направления актуализации Стратегии развития осуществлялся, прежде всего, с позиций обеспечения действий по исполнению майских указов Президента РФ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике»; № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»; № 599 «О мерах по реализации государственной политики в сфере образования и науки»; № 600 «О мерах по обеспечению граждан России доступным и комфортным жильём и повышения качества жилищно – коммунальных услуг»; № 606 «О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации». В контексте этих указов и для их обеспечения служит Указ Губернатора от 27 мая 2012г. № 584-УГ и стратегические документы Свердловской обл. По всем указам Президента Российской Федерации нами на территории городского округа Заречный были разработаны планы мероприятий и выработаны целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать их исполнение.

Эти планы мероприятий и основные целевые индикаторы положены в основу актуализированной Стратегии. Важнейшим принципом выбора Стратегии является принцип «мониторинга» - анализа сильных и слабых сторон территории и наличия потенциала и ресурсов для осуществления действий по обеспечению развития. Наш мониторинг опирался на анализ реальной ситуации социально – экономического развития настоящего времени и ряда предыдущих лет. Определенные успехи поступательного развития предыдущих лет, несмотря на проблемы и ошибки в решении задач, поставленных предыдущей «Стратегией развития городского округа Заречный» (утверждёна решением Думы городского округа Заречный № 81-Р от 28.05.2009 г.), подтверждает правильность выбора направления актуализации Стратегии.

Механизм её осуществления (с учётом отмеченных выше факторов и принципов) во многом зависит от профессионализма и правильности подбора специалистов власти и управления. Механизм реализации Стратегии, и её исполнение зависит от правильности и обоснованности бюджетной политики на территории, от правильности и обоснованности разработки и реализации конкретных Программ и проектов (производственных и социальных). Важным элементом реализации Стратегии является мониторинг исполнения Программ и проектов развитии и ответственность за их исполнения. А этот фактор опять же является признаком профессионализма, как исполнителей, так и руководителей.

Заключение.

1. Стратегический подход к среднесрочному и долгосрочному (на период до 2020 года) развитию городского округа Заречный был разработан и как документ «Стратегия социально-экономического развития городского округа Заречный на период до 2020 года» утверждён решением Думы городского округа Заречный № 81-Р, 28.05.2009. Данный стратегический подход являлся концепцией поступательного динамичного развития территории городского округа Заречный и достижения условий осуществления главной цели развития как территории опережающего развития.Актуализация Стратегии (стратегического плана развития) проводилась в связи с необходимостью обеспечить исполнение основополагающих Указов Президента РФ В.В. Путина от 07 мая 2012 года:№ 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике»; № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»; № 599 «О мерах по реализации государственной политики в сфере образования и науки»; № 600 «О мерах по обеспечению граждан России доступным и комфортным жильём и повышения качества жилищно – коммунальных услуг»; № 606 «О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации».В качестве основополагающей базы при актуализации стратегии использовались поэтапные планы мероприятии, разработанные во исполнение поручений установленных указами и основные целевые индикаторы и показатели, установленные данными указами.

2. Главной и основной целью долгосрочной Стратегии развития городского округа Заречный является поэтапное обеспечение высокого уровня качества жизни и благосостояния населения на основе устойчивого роста экономики городского округа Заречный и динамичного развития её инновационного сектора. Ключевыми задачами социально-экономического развития городского округа Заречный являются:

- Обеспечение устойчивого экономического роста на базе диверсификации экономики, поэтапного наращивания промышленного сектора атомного энергетического комплекса, развития и роста инновационных производств не связанных с атомной энергетикой, но взаимно совместимых на нашей территории.

- Поэтапное повышение качества жизни населения, обеспечение современных стандартов материального и духовного благополучия человека.

- Обеспечение социальной стабильности в обществе на основе развития потенциальных возможностей и общечеловеческих ценностей.

3. Разработанная «Стратегия социально-экономического развития городского округа Заречный на период до 2020 года» опирается на программно - целевой подход в обеспечение развития, который, в свою очередь, основан на реализации конкретных проектов, конкретных действий и мероприятий (детально проанализированных и рассмотренных в Стратегии развития). Разработанная и актуализированная Стратегия развития является ориентиром при разработке среднесрочных программ социально-экономического развития территории, программ и мероприятий по обеспечению социально-демографического развития и проработке бюджетного процесса городского округа Заречный.

4. Осуществление конкретных проектов, предусмотренных в Стратегии развития городского округа Заречный имеет принципиальное значение не только для динамичного развития городского округа. Некоторые из них (не только относящиеся к категории проектов производственного характера, но и принадлежащих сфере развития медицины и образования) значимы для динамичного развития России, Уральского федерального округа и Свердловской области. В производственной сфере к таким значимым направлениям развития относится развитие основного направления – атомной энергетики с реакторами на быстрых нейтронах, определённое значение для формирования новых подходов к развитию инновационных производств в Свердловской области имеет предлагаемый инновационный подход к организации инвестиций на создание новых производств в рамках освоения Индустриального парка «Муранитный».

5. Актуализированная Стратегия социально-экономического развития городского округа представлена в разрезе двух сценариев (инерционного и инновационного сценария развития). Сценарий инерционного развития включает в себя логически обоснованное продолжение развитие экономической ситуации прошедшего периода, завершение создания 4-го энергоблока с РУ БН-800 и нескольких производственных проектов, уже существующих или начатых к настоящему периоду.

Прогнозируемый экономический итог данного сценария - территория способна обеспечить рост объёмов производства продукции, товаров и услуг в 2015 году – до 14 351,8 млн. рублей; соответственно в 2020 году – до 19 524,7 млн. рублей. Адекватным экономическому росту является и рост новых рабочих мест, модернизация рабочих мест и переобучение персонала.

Сценарий инновационного развития предусматривает прогнозируемое создание 5-ого энергоблока с РУ БН-1200 (прогнозируемый ввод в эксплуатацию выходит за рамки 2020 года) и создание целого комплекса новых инновационных производств, уже намеченных к привлечению и развитию на территории в рамках Индустриального парка.

Прогнозируемый экономический итог данного сценария - территория способна обеспечить рост объёмов производства продукции, товаров и услуг в 2015 году – до 14 451,8 млн. рублей; соответственно в 2020 году – не менее 26 354,7 млн. рублей. Адекватным экономическому росту является и рост новых рабочих мест, модернизация рабочих мест и переобучение персонала, значительно превышающий рост по инерционному сценарию.

6. В целом темпы роста основные показатели социально-экономического развития территории городского округа Заречный (данные приведены в таблицах) по многим характеристикам превышают аналогичные средние темпы роста показателей социально-экономического развития Свердловской области, что может являться обоснованным признаком развития территории города как территории опережающего развития. Фактором этого является и формирование самобытной ниши развития городского округа, как базовой территории инновационного развития, что отражено в приоритетных стратегических направлениях развития. В принципе городской округ Заречный при определённых условиях может стать стимулом для экономического развития ближайших территории и примером «кластерного» подхода к развитию. Сбалансированность подходов, обеспечивающих социально-экономическое развитие территории предопределяет позитивную динамику всех основных показателей, характеризующих, в том числе и развитие экономики, и развитие человеческого потенциала. Непременным условием успешной реализации Стратегии развития является осуществление на практике предложенного механизма реализации Стратегии.

7. Реализация новых инновационных проектов имеющих высокие показатели роста объёмов продукции с высокой добавленной стоимостью (в том числе продукции импортозамещения), не может быть осуществлена без значительного наращивания и обновления инженерной инфраструктуры. Условием развития новых производств, равно как и развития города в плане жилищного строительства, развития объектов социально - культурного назначения, является обеспечение энергетической инфраструктурой в необходимом объёме. Это требует дополнительно создания электросетевых и распределительных мощностей (установленной мощностью до 35-40 МВт) и ввода на территорию промплощадок магистрального газа высокого давления до 15 тыс. куб. м./час. Необходимо также создание условий по обеспечению устойчивого теплоснабжения городского округа и промплощадок тепловой энергией по обоснованным и приемлемым для населения и предприятий тарифам.

Не менее значимым для сбалансированного развития территории является обеспечение адекватного развития сельской территории, качества жизни сельского населения и развития на селе производств, традиционных для села специальностей.

Качество жизни населения городского округа и успешное решение демографических проблем не может быть обеспечено без принятия дополнительных шагов в развитии медицинского обслуживания, в том числе и на базе современных высоких технологий.

Наши рекомендации