Система социальной защиты населения и её структура

Контрольная работа

По дисциплине: Менеджмент в социальной сфере

Тема:Социальная защита населения

Выполнил:

Студент 3 курс

Спец. ГМУ (уск. з/о)

Новинкина Е.П.

Проверила:

Устинова О.В.

Тюмень 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Социология и экономика труда

1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения…………………….5

1.2. Система социальной защиты населения и её структура………………...7

1.3. Государственная социальная политика………………………………….10

Глава 2. Социальная защита населения

2.1. Социальное обеспечение и социальная помощь………………………….13

2.2. Организационно – правовые формы социальной защиты населения…...15

2.3. Социальное страхование……………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………..19

Список литературы…………………………………………………………...20

Введение

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием приемлемой нормативно-законодательной базы, недостаточностью финансирования и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти. Чем тяжелее ситуация в той или иной стране тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят её требуют от правительства. Сложность положения при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи, с чем снижаются доходы работающих. А это порождает новые социальные напряжения. Чтобы исправить такое положение недостаточно желания людей получить социальную защиту от невзгод ухудшающейся жизни, также как недостаточно намерений и обещаний правительства улучшить жизнь.

Проблема может быть полностью решена только тогда, когда экономика пойдет вверх и станет создавать минимум благ, который необходим людям. В этом в конечном итоге и состоит спасение. Но что же делать до того, в период, когда экономика, находятся на спаде и неспособны удовлетворить потребности всего населения во благах и услугах? Как помочь людям, попавшим в тяжелое бедственное состояние и кому именно надо помогать? Следует, прежде всего, понять, что если снизить производство благ и услуг в стране и одновременно помощь из-за рубежа, если закупки по импорту не способны компенсировать такое снижение, а запасы и резервы доведены до минимума, то предотвратить понижение уровня жизни практически невозможно. Столь же нереальна в этих условиях задача полной социальной защиты всего населения от уменьшения потребления благ и услуг в целом и в расчете на одного человека. Хуже того, если мы попытаемся предоставить блага в нужном, желаемом количестве одним, то заведомо пострадают другие, кому эти блага не достанутся. Поэтому и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможна. Правильнее, говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения наиболее в ней нуждающихся. В широком смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходом ниже прожиточного минимума. Строго говоря, при отнесении тех или иных групп людей к категории социально уязвимых следовало бы учитывать не только их текущие денежные доходы, но и денежные сбережения, накопленное богатство, так называемый имущественный ценз.

Глава 1. Социология и экономика труда

1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения

Социальная защита населения - это словосочетание в наши дни у каждого на слуху, но необходимо чётко определить, что именно подразумевается под этим выражением. Начнём с определения. Как известно, социальная защита есть свойство любого объединения людей, целью которого является охрана и сохранение позиций каждого индивида в обществе. Наиболее эффективными объединениями, которые имеют возможность выполнять эти охранительные функции, являются, в первую очередь, государство и в меньшей степени профессиональные союзы. Для того чтобы успешно выполнять вышеназванные функции, необходимо обладать хорошими управленческими навыками. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что социальная защита - это некий специфический вид управленческой деятельности, который базируется на таких принципах и методах социального управления, которые обеспечивают гарантированные Конституцией права и свободы всем гражданам современного государства. Использование этих принципов и методов, с одной стороны, предотвращают наступление рискованной ситуации, а с другой стороны, смягчают ее последствия, если риски осуществились на практике. Важнейший принцип социальной защиты как специфического вида управленческой деятельности - это всеобщность, т.е. социальная защита, гарантируется всем тем, кто попадает в ситуации риска с неблагоприятным исходом. Социальная защита осуществляется за счёт федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Социальная защита призвана обеспечить конституционные права и минимальные гарантии гражданину, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности, независимо от ее места жительства, национальности, пола и возраста. В

узком смысле слова, под социальной защитой понимается «целенаправленная деятельность государства в лице его институтов, направленная на обеспечение достойных условий жизни и всестороннее развитие различных социальных групп граждан (инвалидов и участников ВОВ, пенсионеров, безработных, детей, ветеранов труда, и т.п.), с учетом воздействия негативных факторов и возможности их нейтрализации». Помимо главного принципа социальной защиты - всеобщности - принято выделять целый ряд иных основополагающих принципов социальной защиты, которые рассмотрены ниже. Первый принцип – адресность, означает предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. Принцип использования дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи предусматривает выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановление их статуса как полноценных членов общества. Принцип комплексности социальной помощи призван обеспечить возможность предоставления одновременно несколько ее видов. Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи также входит в состав ключевых принципов. Не менее важным является принцип всеобщности социальной защиты населения, предусматривающий одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков. Социально значимыми принципами являются социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты, а также участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи. Таким образом,

рассмотрев сущность социальной защиты, мы можем с уверенностью говорить о том, что она является целостным образованием, которое состоит из множества совокупных компонентов, взаимодействующих и взаимосвязанных друг другом, а также с внешней средой.

Система социальной защиты населения и её структура

Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей указанного явления. В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:

· субъекты социальной защиты - это граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита населения, а также лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники);

· формы и виды социальной защиты граждан;

· органы социальной защиты населения;

· программы социальной защиты населения, в том числе программы адресной социальной помощи, предоставляющие собой систему мероприятий организационного, экономического, социально-психологического и иного характера с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей. Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп:

Первая группа представлена трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте, в том числе: лицами, уволенными из Вооруженных сил. В ее состав входят безработные и незанятые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте, а также женщины,

находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком и беременные женщины.

Вторая группа объединяет нетрудоспособных граждан в трудоспособном возрасте. К числу таких граждан относятся инвалиды и лица, имеющие профессиональное заболевание.

Третью группу представляют граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе дети-инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите.

Четвертая группа включает в свой состав лиц старше трудоспособного возраста, в том числе одиноких престарелых граждан, пенсионеров по возрасту, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, блокадников и иных лиц старше трудоспособного возраста.

К пятой группе относятся иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума. В эту группу входят также молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет, а также иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается «созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией»[1]. В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности. Именно по критерию форм собственности можно определить три основные группы органов социальной защиты

населения. Первая группа - это государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении. Во вторую группу входят муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. К третьей группе относятся государственные службы социальной защиты и социального обслуживания, основанные на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. Классификация существующих систем социальной защиты в рамках отдельных государств традиционно проводится специалистами по наиболее значимым критериям предоставления социальной помощи, среди которых западные ученые выделяют следующие: проверка нуждаемости, проверка выполнения установленных обязанностей (например, по уплате страховых взносов), установленный факт принадлежности к определенной группе или категории населения (например, возрастной). Например, шведский ученый Эспинг-Андерсен (Esping-Andersen) в 1991 г. предпринял попытку сгруппировать промышленно развитые страны с рыночной экономикой на основе критериев, признанных этими странами основными при построении систем социальной защиты, в частности, в соответствии с местом социальной политики среди национальных приоритетов, степенью участия государства в перераспределительных процессах и т. д.

Наши рекомендации