Тема 2. Организация как функция управления
Рабочая тетрадь студента по дисциплине
«Современный менеджмент»
Студент гр. ЗСО - 410
Кропачева М.Е.
«___» ________2014г.
Руководитель –
доцент кафедры «Менеджмент»
Двойнев А.В.
«___» ________2014г.
Омск 2014
Тема 1. Миссия, цели и стратегии предприятия
Основные понятия:
Миссия_____________________________________________________________________________
__________________________________________
Цели_______________
__________________________________________
_____________________
Стратегия___________
__________________________________________
_____________________
Видение___________
__________________________________________
_____________________
Цели предприятия должны быть:
1.___________________2.___________________
3.___________________
4.___________________5.___________________
1. Приведите примеры целей деятельности организации:
Функц. область | Цель |
Финансы | |
Производство | |
Кадры | |
Маркетинг |
2. Стратегия каждой фирмы уникальна и зависит от специфики деятельности, ресурсных возможностей, от конкретной ситуации на рынке. Однако существуют некоторые общие подходы к формулировке стратегий, их общая типология:
признак | обозначение |
Уровень применения | |
функция | |
Уровень целей | |
Характер интеграции и диверсификации | |
Продукты/ рынки | |
Конкурентная среда |
3. Составьте характеристику и приведите примеры из практики предложенных видов стратегий организаций:
В зависимости от характера постановки целей различают следующие виды стратегий:
- Стратегия стабилизации (ограниченного роста)
- Стратегия роста
- Стратегия сокращения
- Стратегия сочетания
В зависимости от типа товара и вида рынка возможны следующие пути развития фирмы:
Товары
Стратегия концентрации | Стратегия развития рынка |
Стратегия разработки новых товаров | Стратегия диверсификации |
старые
новые
Рынки старые новые
В зависимости от конкурентной среды Майкл Портер, профессор экономики Гарвардского университета, предложил три типа генетической стратегии:
- Стратегия руководства общими издержками
- Стратегия дифференциации
- Сочетание стратегий
Следующую группу стратегий составляют стратегии роста компании путем приобретения или создания дочерних фирм:
- Стратегия обратной вертикальной интеграции
- Стратегия прямой вертикальной интеграции
- Стратегия горизонтальной интеграции
- Стратегия конгломеративной диверсификации
__________________________________
4. Методы выхода на рынок:
Метод выхода на рынок | достоинства | недостатки |
1.Передача прав на производство или продажу товара тем, кто «укоренен» на данном рынке | ||
2. Реализация продукции через посредство опытного продавца | ||
3. Создание совместного предприятия с опытным и компетентным партнером | ||
4. Установление непосредственного (физического) присутствия на данном рынке с помощью крупных прямых инвестиций |
Самостоятельно составьте тест из 10 вопросов по Теме 4 и укажите правильные варианты ответа.
Тема 2. Организация как функция управления
Основные понятия:
Организационная структура управления_______________________________________________
_______________________________________________________________
_____________________
Департаментализация________________________________________________________________
__________________________________________
_____________________
Процесс создания организационной структуры управления обычно включает три основных этапа:
1.определение типа организационной структуры (прямого подчинения, функциональная, матричная и др.);
2.выделение структурных подразделений (аппарат управления, самостоятельные подразделения, целевые программы и др.);
3.делегирование и передача на нижестоящие уровни полномочий и ответственности (отношения руководства—подчинения, отношения централизации—децентрализации, организационные механизмы координации и контроля, регламентация деятельности подразделений, разработка положений о структурных подразделениях и должностях).
1. В настоящее время выделяют следующие формы организационных структур:
- Иерархические организационные структуры (формальные, механические, бюрократические, классические, традиционные) они характеризуются:
_______________________________________________________________
_____________________
__________________________________________
- Адаптивные организационные структуры (органические, гибкие) они характеризуются:
_______________________________________________________________
_____________________
__________________________________________
В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие типы организационных структур управления:
· линейная
· линейно-штабная
· функциональная
· линейно-функциональная
· дивизионная
· матричная
· проектная
2. Опишите особенности структур управления, их плюсы и минусы, области применения:
· Линейная структура управления
_________________________
Плюсы | Минусы |
Область применения_________________________________________________________________
__________________________________________
· Линейно-штабная структура управления
________________
Плюсы | Минусы |
Область применения_________________________________________________________________
__________________________________________
· Функциональная структура управления
_______________________________________________________________
Плюсы | Минусы |
Область применения_________________________________________________________________
__________________________________________
· Линейно-функциональная структура управления
________________
Плюсы | Минусы |
Область применения_________________________________________________________________
_______________________________________________________________
_____________________
· Дивизионная структура управления
___________________________
Плюсы | Минусы |
Область применения_________________________________________________________________
__________________________________________
Виды дивизиональных структур управления:
· Продуктовая структура
________________
Область применения_________________________________________________________________
__________________________________________
· Региональная структура
________________
Область применения_________________________________________________________________
__________________________________________
· Потребительская структура
________________
Область применения_________________________________________________________________
____________________________________________________
· Матричная структура управления
________________________________________
Плюсы | Минусы |
Область применения_________________________________________________________________
__________________________________________
· Проектная структура управления
________________
Плюсы | Минусы |
Область применения_________________________________________________________________
__________________________________________
Самостоятельно составьте тест из 10 вопросов по Теме 6 и укажите правильные варианты ответа.
Тема 3. Планирование деятельности организации
Основные понятия:
Планирование_______________________________________________________________________
__________________________________________
Бизнес-план_________
__________________________________________
Оперативное планирование___________________________________________________________
__________________________________________
Стратегическое планирование_________________________________________________________
__________________________________________
Тактическое планирование____________________________________________________________
__________________________________________
_____________________
Процесс планирования включает принятие решений о том, что делать, когда делать и кто будет делать.Результатом процесса планирования являются планы.
План – это система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, обеспечивающих реализацию целей производственной системы.
1. Заполните таблицу «Принципы планирования»:
Принцип планирования | Содержание принципа |
2. Составьте характеристику путям преодоления барьеров в текущем планировании:
1. Поддержка высшего руководства
__________________________________________
2. Ответственность за процесс планирования
__________________________________________
3. Обучение планированию
__________________________________________
4. Эффективная система обмена информацией
__________________________________________
5. Связь планирования с системой вознаграждения
__________________________________________
6. Поощрение системы участия и развитие групповых навыков управления
__________________________________________
7. Разработка альтернативных планов
__________________________________________
8. Открытая реакция на сопротивления
__________________________________________
9. Ограничение планирования
__________________________________________
Опишите и схематично изобразите на примере методы календарного планирования
- График Ганта
__________________________________________
_____________________
- Метод сетевого планирования
__________________________________________
_____________________
4. В чем заключается процесс стратегического планирования? Ответ изобразите в схематичной форме.
Расположите этапы стратегического планирования в необходимом порядке. Ответ обоснуйте.