Методические рекомендации преподавателям
По каждой теме учебной дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий (лекционных и практических) и самостоятельная работа студентов.
Изучение учебной дисциплины осуществляется в тесной взаимосвязи с другими гуманитарными, социально-экономическими, общепрофессиональными и специальными дисциплинами.
Уровни обучения «иметь представление», «знать» реализуются в ходе каждого лекционного занятия, на практических занятиях, при организации самостоятельной работы студентов.
Структуризация учебного материала исключает дублирование пройденного материала по прошедшим курсам обучения и предполагает достижение нового качества подготовки студентов на их базе.
В ходе занятий предполагается активное использование различных форм обучения.
Контроль результатов обучения студентов осуществляется в процессе проведения практических занятий путем блиц-опросов с выставлением оценки в журнал учебных занятий.
В ходе проведения практических занятий могут использоваться различные формы: круглые столы, деловые игры, дискуссии. Методы проведения практических занятий весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях.
Для подготовки студентов к практическому занятию на предыдущем лекционном занятии преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать литературу и иные источники, анонсировать порядок и методику его проведения.
Любое занятие следует начинать с организационного момента: установить отсутствующих и причину их неявки на занятие у старосты группы. Затем во вступительном слове преподавателя (3-4 минуты) определяется тема занятия, его цели, задачи и порядок работы. При обсуждении проблем, вынесенных на занятие, преподаватель следит за тем, чтобы каждый из его участников извлек пользу, приобретая новые знания, или уточняя их.
Важное место занимает подведение итогов практического занятия: преподаватель должен не только зафиксировать степень раскрытия темы обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. В зависимости от конкретных условий заключительное слово может быть либо по каждому из узловых вопросов, либо по занятию в целом (до 10 минут).
Изучение учебной дисциплины проводится в течение одного семестра и завершается принятием экзамена.
Экзамен представляет собой заключительный этап контроля усвоения учебного материала по дисциплине. Он позволяет преподавателю проверить качество полученных студентами знаний, умение использовать основные принципы, законы и категории учебной дисциплины в качестве мировоззренческой и методологической основ познавательной и будущей практической деятельности.
Количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем. Схема руководства: на первом занятии следует довести студентам методы и приёмы самостоятельной работы, разъяснить ее цели, задачи и преимущества, методы контроля и виды оценки.
К основным видам контроля самостоятельной работы студентов относятся:
- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела;
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде экзамена;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины (срез знаний).
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
1. Корпоративизация российской экономики и становление современных форм хозяйствования.
2. Проблемы корпоративного строительства в России.
3. Особенности акционирования в России.
4. Холдинговые структуры в экономике России.
5. Характеристика механизма формирования интегрированных корпоративных структур.
6. Взаимосвязь риска и доходности в процессе образования и функционирования корпорации. Классификация рисков.
7. Слияния (поглощения): сущность, типы и мотивы.
8. Отечественный и зарубежный опыт слияний (поглощений) предприятий.
9. Оценка корпоративного капитала при слиянии (поглощении) предприятий.
10. Сопоставление выигрышей и издержек объединения капиталов.
11. Корпоративное управление: суть, функции, задачи и способы реализации.
12. Собственность как объект корпоративного управления.
13. Роль корпоративного контроля в учете и обеспечении корпоративных интересов. Формы корпоративного контроля.
14. Место и роль стейкхолдеров в системе корпоративного управления.
15. Англосаксонская (американская) модель корпоративного управления.
16. Германская (континентальная) модель корпоративного управления.
17. Японская модель корпоративного управления.
18. Сущность и основные интерпретации понятия «корпоративной социальной ответственности».
19. Модели корпоративной социальной ответственности: американская, британская, европейская, канадская.
20. Особенности и тенденции развития российской модели корпоративного управления.
21. Стратегическая ориентация и принципы корпоративного управления.
22. Принципы корпоративного управления.
23. Инвестиционная привлекательность и пути ее обеспечения в системе корпоративного управления.
24. Необходимость проведения рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности предприятий.
25. Особенности управления в акционерных обществах в России.
26. Корпоративное законодательство в России.
27. Роль корпоративного секретаря в системе корпоративного управления.
28. Совет директоров: роль и предназначение в корпоративной структуре.
29. Деятельность совета директоров: российская и зарубежная практика.
30. Понятие «независимый директор» и критерии независимости члена совета директоров.
31. Корпоративное законодательство России, регламентирующее деятельность совета директоров.
32. Сущность корпоративной социальной ответственности в формировании положительного имиджа корпорации.
33. Высшее исполнительное руководство корпорации: понятие, функции и предназначение.
34. Характеристика элементов пирамиды корпоративной социальной ответственности А. Керолла.
35. Принцип разделения собственности и управления. Высшее исполнительное руководство и реализация принципов корпоративного управления.
36. Проблемы взаимоотношений менеджмента и акционеров.
37. Модели корпоративного контроля.
38. Нормализация корпоративного управления и внедрение добросовестной практики акционирования капитала как условие защиты прав акционеров.
39. Контроль и оценка деятельности высшего управленческого состава.
40. Результаты массовой приватизации и структура собственности российских предприятий.
41. Зарубежные модели взаимодействия «общество-бизнес-государство»: американская, германская, скандинавская. Специфика российской модели социального инвестирования.
42. Сущность и основные понятия и классификация социальных инвестиций.
43. Специфика социального инвестирования в России.
44. Особенности корпоративного управления на предприятиях с государственным участием.
45. Деятельность государственных корпораций в отечественной экономике.
46. Пути повышения ответственности менеджмента за эффективное управление государственной и муниципальной собственностью.
47. Особенности взаимодействия корпораций с внешней средой.
48. Государственное регулирование деятельности корпораций. Особенности взаимодействия корпораций и властных структур.
49. Конфликты общества и корпораций. Тенденция развития личных связей, лоббизма, коррупции.
50. Репутация компании и стоимость акционерного капитала.