Система государственного управления в регионах
Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место, что обусловлено наличием мощной государственной власти, распространяющейся на все общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы принуждения для обеспечения соблюдения всеми объектами управления установленных правил поведения.Государственное управление - это деятельность органов власти по реализации законодательных, исполнительных, судебных властных полномочий государства в целях выполнения их функций как в общем, так и в отдельных составных частях.В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения. В связи с этим указанная деятельность часто именуется исполнительно-распорядительной. Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности:законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти;правосудие, осуществляемое системой судебной власти.
В узком смысле, государственное управление - это деятельность государства исполнительно-распорядительного характера или административная деятельность, осуществляемая главным образом органами исполнительной власти как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов. Государственное управление как основная, определяющая форма реализации исполнительной власти и вид государствен6ной деятельности имеет ряд признаков. Первый и главный признак, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Второй признак государственного управления - его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова. Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. В процессе осуществления государственного управления реализуются функции государства в межотраслевых сферах (финансы, налоги, статистика и др.), в социально-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), в социально-культурной сфере (образование, наука, здравоохранение, занятость, культура и др.) в сфере хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.). Государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.
Под региональным управлением понимается государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов Федерации в их административно-территориальных границах всеми им подведомственными отраслями и сферами в соответствии с разграничением государственных полномочий между федеральными и субфедеральными органами.Главной целью регионального управления является повышение уровня благосостояния населения, проживающего на данной территории, рост экономического потенциала территории, улучшение качества жизни населения.
37. Комплексная система планирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов.
Общая схема стратегического планирования развития регионов должна включать следующие стадии: стадию разработки концепции развития региона; стадию обоснования важнейших пропорций; стадию формирования системы целевых программ. Генеральной целью стратегии социально-экономического развития области является ориентация ее деятельности в направлении стабилизации и последующего повышения качества жизни населения и окружающей среды на основе повышения эффективности экономики и обеспечения дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней за счет активизации инновационных и инвестиционных процессов. Концепция развития региона - это целезадающий комплексный документ, включающий систему важнейших политик развития региона в стратегической перспективе на основе необходимой и достаточной экономической самостоятельности (стратегические приоритеты, цели, рубежи, пропорции и механизмы). концепция развития региона определяет важнейшие ключевые структурные изменения в процессах социально-экономического и экологического развития в форме важнейших приоритетов, целей, рубежей, пропорций, и обеспечивающих их реализацию экономических и организационно-правовых механизмов. На основе концепции развития региона формируется стратегическая комплексная программа социально-экономического развития, включающая систему взаимосвязанных целевых программ. Структуру стратегического планирования развития российских регионов определяют особенности государственного устройства. Россия как федеративная страна сочетает три относительно независимых, но состоящих в сложных отношениях подчинения и контроля, уровня социально-политической организации общества: федерального, регионального и муниципального. На каждом из этих уровней сосредоточен определенный объем экономических и властных полномочий, которые позволяют их представителям в том или ином объеме формировать принципы государственной политики стратегического планирования социально-экономического развития страны в целом.
38. Концепция долгосрочного социально-экономического развития (Стр2020 РФ, ПФО, ЧР).
Пок-ли | Стратегия 2020 РФ | Стратегия 2020 ПФО | Стратегия 2020 ЧР |
1. Миссия | Переход РФ к инновационному социально-ориентированному типу развития. | Реализация конкурентных преимуществ ПФО, что обеспечит развитие экономики и улучшение жизни людей. | Превращение ЧР в инновационный, конкурентоспособный, процветающий и удобный для жителей регион. |
2. Цели | Достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века. | Устойчивое улучшение качества жизни населения за счет повышения производительности труда и формирования конкурентоспособной экономики округа на основе сбалансированного взаимовыгодного партнерства гражданского общества, бизнеса и власти. | Повышение уровня и качества жизни населения ЧР; устойчивое развитие ЧР, создание динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной экономики, обеспечивающей занятость населения в секторах с высоким потенциалом роста и уровнем производительности труда. |
3. Приоритетные направления развития | Выход России на стандарты благосостояния развитых стран; изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономической дифференциации населения, резкое сокращение бедности; инновационное лидерство в мире передовых научно исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг, формирование в России «экономики знаний»; лидерство в поставках энергоресурсов на мировые рынки. | технологическая модернизация основных отраслей промышленности; развитие научно-технологической базы; формирование конкурентоспособных территориально-отраслевых кластеров, работающих на мировом уровне производительности труда; повышение эффективности отраслей агропромышленного комплекса округа; формирование развитого сегмента малого и среднего бизнеса. | Укрепление конкурентных позиций на российском и мировом рынках, создание высокотехнологичной, инновационно восприимчивой и динамично растущей эк. на основе эффективного использования собственного потенциала и сравнительных преимуществ республики, проведения целенаправленной инвестиционной политики и активного привлечения инвестиционного капитала в секторы экономики, создающие мультипликативный эффект и формирующие «точки экономического роста» стратегического характера. |
4. Сценарии развития | Инерционный сценарий сохраняет в среднесрочной перспективе основные тенденции (существенное изменение механизмов социальной защиты, расширение целевой группы участников программ профессиональной подготовки и переподготовки), модернизационный предполагает проведение структурных реформ по всему институциональному полю, включая институты рынка труда (сохранятся основные тенденции последнего десятилетия: спрос на труд останется подавленным и вялым, неформальная занятость будет нарастать, рост производительности труда будет слабым, социальная защита останется избирательной, высокий уровень неравенства сохранится. | Реализация мероприятий по модернизации производственно-технологических мощностей реальной экономики, восстановление научно-технического потенциала, переход на инновационную модель развития, восстановление и развитие инвестиционной активности в осуществлении крупных инфраструктурных проектов, устойчивое развитие банковской системы. Инновационный вариант характеризуется более высокой нормой накопления и кардинальным повышением эффективности управления реальной экономикой. | Инерционный сценарий (сохранение сложившейся динамики экономического развития, повышение инвестиционной привлекательности, улучшение условий в социальной сфере, реализация действующих или уже начатых инфраструктурных проектов и не содержит активных действий по ускорению институциональных преобразований. Инвестиционный сценарий (активная деятельность по привлечению в Чувашскую Республику инвестиций, направляемых на повышение качества технологической базы производства путем ее модернизации и частичного обновления). Инновационно-активный сценарий (высокие темпы роста привлечения инвестиций, усиление инновационной компоненты экономического роста, развитие конкурентоспособных территориально-производственных кластеров и, как следствие, качественные сдвиги в достижении новых стандартов жизни населения). |
5. Индикаторы ожидаемой эффективности | Темп прироста ВВП(5-6%); темп прироста производительности труда(5-6%); уровень инфляции(4-5%); пределы колебания курса рубля в месяц(2-3%); предельный размер дефицита федерального бюджета(не более 3% ВВП); размер государственного долга(не более 30%ВВП); объем международных резервов(30%ВВП); уровень монетизации экономики(60-65%ВВП). | Эффективность формирования условий в Приволжском федеральном округе для взаимодействия университетских центров и отраслевых научно-исследовательских институтов с промышленными отраслями, кластерами, радикальной технологической модернизацией машиностроения, нефтехимического и лесопромышленного комплексов. Развитие крупнейших городских агломераций как центров экономики. | Среднедушевые денежные доходы населения(в 6,4 раза); среднемесячная з/п одного работника(в 6,3 раза); ВРП на душу населения(в 7,5 раза); ВРП в % к предыдущему году в сопоставимых ценах(107,0); общий объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения(в 15,1 раз); объем продукции с/х на душу населения (в 3,4 раза); объем экспорта продукции в зарубежные странны(в 4,3 раза). |
39. Среднесрочная программа социально-экономического развития региона: сущность, структура, основные характеристики.
Прогнозирование социально-экономического развития региона (СЭРР) – предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определить направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих на 3-5 лет с ежегодной корректировкой данных. Данные долгосрочных и среднесрочных прогнозов и концепция СЭР публикуются в печати. На первый план выступают показатели платежеспособного спроса населения и других агентов воспроизводственной деятельности (государство, предприниматели, заграница). Инструменты комплексного анализа: экстраполяция; эконометрические расчеты; система макроструктурных моделей (модифицированная МОБ, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор – пока недоработана). Подходы к прогнозированию: Генетический (Кондратьев) – основывается на предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, определяющие особенности развития. Целевые установки СЭР роли не играют; Телеологический (Струмилин) - базируется на целевых установках развития данного объекта и степени его приближения к поставленным задачам.
40. Региональные отраслевые программы.
41. Региональный стратегический анализ.
Стратегический анализ развития экономики региона является весьма ответственным этапом работ, реализуемым региональным менеджментом. В рамках его решается ряд сложных задач, объединенных общей целью оценки стартовых условий экономического регионального развития, создания информационной базы для формирования научно обоснованного стратегического выбора региона, стратегических целей развития его экономики, механизма их практической реализации в увязке с задачами развития остальных сфер, составляющих сложную систему "регион", с учетом интересов основных субъектов управления стратегическим развитием региона. Развитие экономики региона - комплексный процесс изменения составляющих ее элементов (сфер, отраслей), приводящий к их качественным преобразованиям и, в конечном счете, к улучшению условий жизнедеятельности. Причем собственно развитие экономики региона обязательно должно идти в направлении социального прогресса, который проявляется в улучшении всей совокупности объективных и субъективных условий жизнеобеспечения человека, гармоническом развитии на этой основе самого человека, природы, производства, общества. Требования: социальной ориентации развития региональной экономики, сбалансированности, пропорциональности, безопасности, инновационности и эффективности. Главная цель анализа в оценке результатов развития экономики региона, определении сложившихся здесь тенденций и проблем, обусловленных действием факторов внутреннего и внешнего порядка. Основные задачи анализа: анализ и оценка степени соц ориентации развития эк-ки региона; ан и оц сбалансированности развития эк-ки региона; ан и оц безопасности; ан и оц результатов инновационного развития эк-ки региона; ан и оц эффективности развития эк-ки региона; ан и оц влияния внешних факторов на развитие эк-ки региона.
42. Система региональных счетов – статистическая база регионального анализа. Понятия и категории СНС, реализуемые на региональном уровне.
СНС позволяет измерять Vпроиз-ва в конкретный момент времени раскрыв причины данного уровня пр-ва; позволяет реализовать и привести в жизнь гос. политику; сравнивая показатели можно проследить тенденцию, определяющую хар-р развития. Исходная база для СНС – концепця эк. пр-ва и эк. деят-ти. Эк. пр-во – это сфера, где происходит пр-во нац. прод-та. Эк. деят-ть – все виды деят-ти по пр-ву товаров услуг на рынке. В основе построения системы национальных счетов лежат такие понятия экономической теории, как производство, потребление, накопление. Основным среди показателей СНС региона является валовой региональный продукт (ВРП). Кроме показателя ВРП на уровне регионов разрабатываются и показатели, характеризующие фактическое конечное потребление и валовое накопление основного капитала регионов, как в абсолютной величине, так и в среднем на душу населения. «Региональные счета имеют особое значение в тех случаях, когда существуют важные различия в уровнях экономического и социального развития регионов страны».