Тема 11. ОЛИГОПОЛИЯ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
11.1. Контрольные вопросы
1. Ценовая дискриминация в экономике Украины.
2. Эволюция антитрестовского законодательства США.
3. Особенности антимонопольного законодательства в Украине.
4. Естественные монополии в экономике Украины.
1. Особенности и условия образования рынка монополистической конкуренции. 2. Определение цены и объема производства на рынках монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. |
1. Избыточные мощности на рынке монополистической конкуренции. 2. Олигополия: характерные черты и причины распространения. 3. Дуополия: модель Курно и кривые реагирования. 4. Равновесие Бертрана и равновесие Штакельберга. 5. Применение теории игр в процессе олигополистического ценообразования. 6. Некооперативное поведение фирмы на рынке олигополии: ценовые войны. |
9. Кооперативное поведение фирмы на рынке олигополии: тайный сговор. 10. Сущность картелей и цели их образования. Виды картелей. 11. Экономические последствия образования картелей и государственное регулирование картелей. |
11.2. Основные понятия
5. Равновесие Курно
6. Теория игр
7. Модель «ломаной кривой спроса»
8. Модель «лидерства в ценах»
9. Модель ценообразования «издержки плюс»
10. Ценовая война
11. Тайный сговор
12. Модель картеля
12.11.3. Тестовые задания
1. Отрасль, в которой действует 50 производителей дифференцированной продукции с рыночной долей каждого не более 2-3% общего объема продаж, принадлежит рынку:
а) совершенной конкуренции;
б) монополистической конкуренции; в) олигополии;
г) монополии.
2. Основной характеристикой монополистической конкуренции является:
а) отсутствие свободного вступления в отрасль и выхода из нее; б) незначительное количество фирм;
в) дифференцированная продукция;
г) отсутствие контроля над ценами.
3. К рынкам монополистической конкуренции следует отнести рынок:
а) губной помады; б) алюминия;
в) пшеницы;
г) электроэнергии.
4. Монополистическая конкуренция возникает на рынках товаров, где спрос на продукцию фирмы:
а) более эластичен, чем в условиях монополии;
б) менее эластичен, чем в условиях совершенной конкуренции;
в) абсолютно эластичен;
г) правильные ответы а) и б).
5. В условиях монополистической конкуренции значение индекса Лернера:
а) больше нуля, но меньше 1; б) равно нулю;
в) равно 1;
г) больше 1.
6. Совместным для рынков совершенной и монополистической конкуренции является:
а) производство однородной продукции;
б) неценовая конкуренция;
в) отсутствие барьеров для вступления в отрасль новых конкурентов; г) производство дифференцированной продукции.
7. Совместным для рынков монополистической конкуренции и чистой монополии является:
а) производство однородной продукции;
б) наличие у фирм рыночной власти;
в) наличие барьеров для вступления в отрасль новых фирм;
г) производство дифференцированной продукции.
8. Рыночная власть монополистического конкурента будет тем больше:
а) чем более эластичным является спрос на продукцию фирмы; б) чем менее эластичным является спрос на продукцию фирмы; в) рыночная власть не связана с эластичностью спроса;
г) чем более эластичным является предложение.
9. В краткосрочном периоде монополистический конкурент может:
а) максимизировать прибыль;
б) минимизировать убытки путем производства; в) минимизировать убытки путем закрытия;
г) все ответы правильные.
10. Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции означает, что:
а) цена устанавливается на уровне минимума долгосрочных средних издержек;
б) фирмы не получают экономическую прибыль;
в) цена равна предельным издержкам;
г) все производственные мощности задействованы.
11. В долгосрочном периоде:
а) фирмы, которые работают в условиях совершенной конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;
б) фирмы, которые работают в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;
в) олигополисты и монополисты, как правило, получают экономическую прибыль;
г) все ответы правильные.
12. Олигополия – это рыночная структура, в которой действует:
а) значительное количество конкурирующих фирм – производителей однородной продукции;
б) значительное количество конкурирующих производителей дифференцированной продукции;
в) незначительное количество конкурирующих фирм – производителей однородной или дифференцированной продукции;
г) незначительное количество конкурирующих производителей дифференцированной продукции.
13. Олигополию отличают:
а) значительные барьеры для вступления в отрасль;
б) дифференцированная продукция;
в) значительное количество небольших фирм на рынке; г) однородная продукция.
14. Нефтяная компания «АВС» снизила на 10% цены на свою продукцию, после чего остальные фирмы отрасли сделали то же самое. Рыночная структура, в которой они работают, - это:
а) совершенная конкуренция;
б) монополистическая конкуренция; в) олигополия;
г) монополия.
15. Функция реакции в модели Курно:
а) определяет объем выпуска одного дуополиста при каждом заданном объеме производства другого;
б) определяет цену продукции одного дуополиста при каждом заданном уровне цены, установленной другим;
в) определяет объем выпуска одного дуополиста при каждом заданном уровне цены, установленной другим;
г) определяет цену продукции одного дуополиста при каждом заданном объеме производства другого.
16. Достижение состояния равновесия в модели Курно означает, что дуополисты при одинаковых и постоянных предельных издержках:
а) установили цену, равную предельным издержкам;
б) производят одинаковое количество продукции;
в) увеличили объем выпуска до уровня конкурентного; г) уменьшили объем выпуска до монопольного уровня.
17. Совокупный объем производства двух фирм в равновесии Курно:
а) равен монопольному объему производства;
б) меньше, чем монопольный объем производства;
в) больше, чем монопольный объем производства;
г) пребывает в промежутке от монопольного до конкурентного объема
производства.
18. Если фирма ожидает, что при снижении или повышении ею цены все другие участники рынка сделают то же самое, то она:
а) сталкивается с жесткой конкуренцией;
б) сталкивается с ломаной кривой спроса;
в) является ценовым лидером на олигополистическом рынке;
г) является участником картеля.
19. Картель будет действовать успешнее, если:
а) спрос на продукцию картеля является менее эластичным;
б) производственные издержки фирм, которые входят в картель, приблизительно
одинаковые;
в) фирмы-участники производят приблизительно одинаковое количество
продукции;
г) все ответы правильные.
20. Участник картеля может увеличить свою прибыль в краткосрочном периоде, если:
а) увеличит объем выпуска продукции свыше установленной квоты; б) будет продавать свою продукцию по более низким ценам;
в) установит более высокую цену, чем остальные участники картеля; г) будет полностью придерживаться условий картельного соглашения.
11.4. Задания «верно/неверно»
1. В
выпуска продукции ниже, а цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции.
монополистически конкурентных и олигополистических отраслях объемы
1. Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, в которой большое количество небольших фирм производят однородную продукцию, которая не имеет близких заменителей.
2. Монополистический конкурент одновременно определяет объем выпуска и цену продукции.
3. В условиях монополистической конкуренции фирма всегда получает положительную экономическую прибыль.
4. Долгосрочное равновесие монополистического конкурента устанавливается на
уровне Р=АС, то есть монополистическая конкуренция обеспечивает производственную эффективность также, как и совершенная конкуренция.
1. Фирмы при условии монополистической конкуренции отдают предпочтение неценовой конкуренции над ценовой.
2. Олигополистические отрасли характеризуются немногочисленностью фирм, каждая из которых контролирует значительную часть рынка.
1. Если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цену или объем выпуска продукции, то это окажет влияние на продажи и прибыль фирм- конкурентов.
2. Создание отраслевого картеля позволяет фирмам максимизировать совокупную прибыль подобно монополии, но если каждый олигополист будет принимать решения самостоятельно, объемы выпуска будут высокими, а цены – низкими по сравнению с монополией.
3. Картельные соглашения неустойчивы, поскольку доминирующей стратегией каждого участника является нарушение картельного соглашения.
3.11.5. Задачи
Задача 1.
3.Функция совокупных издержек монополистического конкурента имеет вид:
TC=200+30Q, функция спроса на продукцию фирмы описывается уравнением: P=60- 0,2Q. Определите оптимальный объем выпуска и цену, которые позволяют максимизировать прибыль фирмы.
Задача 2.
Известно, что в долгосрочном периоде средние переменные издержки монополистически конкурентной фирмы зависят от объема производства как АС=Q+10. Спрос на продукцию фирмы описывается формулой P=150-3Q. Найдите параметры равновесия (цену и объем продаж) и сделайте вывод, находится ли фирма в состоянии долгосрочного или краткосрочного равновесия. Нарисуйте график.
Задача 3.
Функця спрос предприятия на рынке монополистической конкуренции имеет вид: P=10-0,1Q. Совокупные издержки: TC=Q3-Q2+3Q.
Задание:
1. 1) определите, обеспечивает ли функция спроса рыночное равновесие в
1.долгосрочном периоде;
2. 2) определите равновесие в краткосрочном периоде, точку пересечения функции
2.спроса с осью ординат, в которой обеспечивается рыночное равновесие в долгосрочном периоде, а также цену и равновесный объем в долгосрочном периоде.
Задача 4.
2.Дуополисты Курно сталкиваются с кривой рыночного спроса: P=10-Q. Каждый
из них производит продукцию при устойчивых предельных издержках МС=2.
Определите:
1) кривые реагирования фирм; проиллюстрируйте их графически;
2) оптимальныеобъемывыпускафирм;
3) совокупныйобъемпроизводстваотраслииценупродукции;
4) величину экономической прибыли, которую получает каждая из фирм.
Задача 5.
В отрасли действуют три фирмы одинакового размера. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 грн. Спрос на продукцию отрасли представлен следующими данными:
Если фирмы объединяются в картель и делят рынок поровну, какой будет 65
P, грн. | |||||
QD, тыс. шт. |
равновесная цена и какое количество продукции производит каждая фирма?
11.6. Тематика рефератов
1. Теория игр и процесс олигополистического ценообразования.
2. Картели на национальном и мировом уровне: особенности функционирования.
3. Теории монополистической конкуренции Дж. Робинсон и Э. Чемберлина: общие
3.черты и различия.