Формирование рынка труда
Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является создание эффективно действующих рынков труда. Как фактор производства труд является самым значимым из всей совокупности факторов. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75 % ВНП. В этом контексте труд в рыночной экономике имеет форму рабочей силы, или способности человека к трудовой деятельности, которая продается и покупается на рынке труда (точнее, услуг рабочей силы).
Отношение двух агентов (сторон) в акте купли-продажи рабочей силы, нанимателя и наемного работника образует первичный элемент рынка труда, который в реальной экономике «погружен» в многочисленные отношения социального, экономического, политико-правового и другого характера. И вечный конфликт интересов покупателя и продавца всегда разрешается по рыночным законам (спроса-предложения и т.д.), но в рамках фундаментальных основ данного общества, определяющих общесистемные (рамочные) условия для действия рыночных механизмов.
И если фирма, предприниматель, формируя спрос на рабочую силу, заинтересованы в найме работников, отвечающих их требованиям по профессии, квалификации, возрасту, полу и другим критериям, по приемлемой для них цене (услуг этого фактора), то наемный работник, исходя из того, что труд изначально определяет весь его жизненный процесс, реализацию целей и интересов, является источником дохода и благосостояния, требует от нанимателя достойной оплаты, безопасных условий труда. Общество же в целом, граждане которого вступают на рынок труда, заинтересовано в том, чтобы он выполнял важнейшие социальные и экономические функции, т.е. обеспечивал работникам нормальный по современным стандартам уровень жизни и создавал условия для воспроизводства, рационального вовлечения, распределения и использования труда с высоким уровнем эффективности и соблюдением всех правовых норм в этой области.
Исходя из этого, рынок труда можно определить как многомерную, многоуровневую систему рыночных институтов, организаций и учреждений госсектора, бизнес-сообщества и общественных объединений (типа профсоюзов и др.)» решающих всю совокупность проблем воспроизводства рабочей силы и использования труда и выполняющих для этого многочисленные функции как на микро-, так и на макроуровне. Это прежде всего условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, объемы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, направления и механизмы повышения квалификации и переквалификации работников и многое другое. Сюда относятся и проблемы развития «человеческого капитала» — категории, синтезирующей в единое понятие современное понимание роли и места человека в обществе, в повышении эффективности экономики на основе инвестиций в развитие способностей, углубление знаний, расширение навыков, повышение профессионально-квалификационного и культурного уровня работника.
Эффективно действующие рынки труда необходимы для того, чтобы облегчить переход работника на другое место работы, где его труд наиболее производителен. При этом главную роль играют: методы установления заработной платы, дающие стимул к производительной работе и мобильности рабочей силы и при этом сводящие к минимуму инфляционное деление; меры по обеспечению занятости, которые бы одновременно облегчали перемещение трудовых ресурсов с целью большей продуктивности.
Если на микроуровне, на уровне фирм, ряд этих проблем решается в правовом поле кадровыми службами предприятий, организаций с помощью местных, территориальных органов занятости (бирж труда, юридических служб, информационно-рекламных агентств и др.), то на макроуровне, на уровне экономики страны в целом, весь комплекс проблем рынка труда решается соответствующими государственными и общественными структурами, союзами предпринимателей в рамках конституционных гарантий основных прав человека, в том числе права на труд, образование и так далее, т.е. регулирование рынка труда осуществляется государством и обществом.
Для эффективности функционирования рынков рабочей силы в условиях свободы предпринимательства требуется соответствующая экономическая инфраструктура, характерная для развитой рыночной экономики — частная собственность, конкуренция, рынки капитала и мобильность рабочей силы. И до тех пор, пока такая инфраструктура не создана, за государством остаются важнейшие функции в регулировании рынка труда.
Разграничение сфер влияния рынка и государства во многом является центральным моментом экономических реформ в социально-трудовых отношениях. Эта фундаментальная проблема поиска оптимального сочетания прямых и косвенных методов регулирования рынка труда по-разному решается в переходных экономиках различных стран, но наибольший опыт в этой области накоплен в высокоразвитых странах.
Зарубежный опыт. Встранах с развитой рыночной экономикой проблемы функционирования и регулирования (дерегулирования) рынков возникают и решаются в контексте мировых тенденций. Растущая скорость и глубина изменений, связанных с развитием высоких технологий и обострением глобальной конкуренции, создают экономическую среду (фирм, организаций), требующую от компаний гибкого реагирования на рыночные сигналы. Подобные гибкие (эластичные) ответы возможны, как правило, при относительно низком уровне регулирования рынков капитала, труда, товаров и услуг.
Сторонники дерегулирования (устранения введенного государством контроля над функционированием рынков) однозначно рассматривают регулирование как фактор, ограничивающий гибкое приспособление занятости к изменяющимся требованиями работодателей и, следовательно, вызывающий дальнейший рост структурной безработицы, чреватой долговременной безработицей в целом. Жесткое регулирование препятствует как экономическому росту, так и реструктуризации экономики, вызываемой ростом информационных и телекоммуникационных технологий, глобализацией, а также динамичными изменениями в окружении компаний. Дерегулирование, напротив, является, по их мнению, существенным фактором повышения рыночной гибкости, которая в свою очередь способствует снижению безработицы; размер выгод зависит только от применяемой стратегии.
Регулирование рынка труда охватывает несколько ключевых вопросов, определяющих снижение издержек на труд (рабочую силу) и способствующих приспособлению спроса на труд к изменению рыночных условий. Это:
• правовая защита занятости;
• установление минимальной заработной платы;
• снижение обязательной налоговой нагрузки на труд;
• трудовые отношения (на уровне сделок, охват и законность коллективных соглашений, роль профсоюзов).
Все это связано с политикой на рынке труда, в частности, с активными программами противодействия безработице и обеспечения социальной безопасности.
Хотя динамичное экономическое развитие само по себе вызывает (до некоторой степени) дерегулирование, его размах в экономически развитых странах зависит от ряда факторов:
• национальной и организационной культуры;
• структуры занятости;
• социально-экономической ситуации в стране;
• уровня диверсификации экономики, а также специфики сфер деятельности компаний и их чувствительности к рыночным сигналам.
Указанные факторы сформировали три модели управления человеческим ресурсом в экономически развитых странах с учетом различных социально-экономических систем: американской (англосаксонской) модели, ориентированной на успех и высокий риск; партиципаторной (патерналистской) японской модели и западноевропейской, базирующейся на солидарности.
Несмотря на различия в степени и методах регулирования рынка труда по указанным моделям, развитые страны в своей экономической политике в области занятости решают и ряд общих проблем:
• повышение производительности труда и занятости одновременно на основе структурных изменений, комплексной трансформации в направлении «новой экономики»;
• рост степени гибкости в политике занятости, непрерывное повышение образовательного уровня служащих компании как факторов создания информационного (знания) и инновационного потенциалов фирм, определяющих их конкурентоспособность на рынке;
• совершенствование системы образования (его направлений и качества) с учетом структурной трансформации и меняющихся требований рынка;
• сочетание действия факторов регулирования и дерегулирования с целью снижения издержек на рабочую силу, налоговой нагрузки на труд, изменения их структур для роста производительности труда и создания новых рабочих мест.
Опыт высокоразвитых стран показывает, что эффективное функционирование рынка труда предполагает наличие устойчивых рыночных институтов и множества зрелых элементов рыночной инфраструктуры. Это создание и развитие законодательной и нормативной баз рыночных преобразований, закрепляющих нормы взаимодействия государства, бизнес-сообщества, гражданского общества, новой культуры деловых отношений, контрактного права, укрепление доверия между хозяйственными субъектами, реформирование трудовых отношений и создание новой системы социальной защиты населения и т.д.
Формирование рынка труда в Беларуси.Этот опыт (и позитивный, и негативный) в определенной мере учитывался в ходе рыночных преобразований социально-трудовой сферы Беларуси, но с учетом всего комплекса особенностей ее экономики, исторического пути и культурного своеобразия.
Определяющим фактором в начале рыночных реформ явилось наследие длительного периода административно-командных методов управления на основе всеобщего и обязательного вовлечения трудоспособного населения в общественное производство, а также отсутствие безработицы как социального феномена и борьба с «тунеядством». Сильные стороны социалистической модели регулирования социально-трудовых отношений (гарантии прав на труд и отдых, бесплатные здравоохранение, образование, профессиональную подготовку и т.д.) доминировали в сознании трудящихся и руководителей на всех уровнях экономической системы.
Поэтому предоставление предприятиям экономической самостоятельности в формировании кадрового потенциала на основе принципа свободно избранной занятости и добровольности труда, в достижении сбалансированности спроса и предложения рабочей силы с помощью рыночной самонастройки через рынок труда и конкуренцию не дало положительных результатов, поскольку отсутствовали многие рыночные регуляторы.
Активные рыночные преобразования в экономике Беларуси велись в 1992 —1994 гг., когда разрушалась система централизованного управления и начиналось быстрое, достаточно либеральное вхождение в рынок, однако соответствующих сильных институтов рыночного характера создано не было, а неформальные институты, но сути, в основном были постсоциалистическими и нерыночными.
Сложное положение в социально-трудовой сфере усугублялось общим кризисом экономики страны, что привело к замедленному созданию необходимых социально-экономических предпосылок для реализации декларированного права частной собственности на рабочую силу, неразвитости рыночной инфраструктуры, стихийному характеру взаимодействия спроса и предложения рабочих мест на рынке труда.
Совершенно новым явлением для переходной экономики стало появление безработицы — чрезвычайно сложного по своей экономической, социальной, политической природе феномена рыночной экономики.
С развитием конкуренции на рынке товаров и услуг, внедрением более жесткого режима финансирования предприятия вынуждены были более эффективно использовать ресурсы труда, определяя их численность с учетом реальных потребностей производства, что объективно привело к сокращению спроса на рабочую силу и высвобождению работников, появлению безработных граждан. Впервые за весь период развития республики численность занятых в народном хозяйстве начала сокращаться — с 5 млн в 1991 г. до 4,4 млн чел. в 1995 г. Число безработных возросло за этот период с 2,3 тыс. почти до 115 тыс. чел.
Некоторый уровень безработицы — неизбежное свойство свободного рынка, она составляет цену рыночной экономики. Очень высокий уровень безработицы ведет к экономическим потерям, социальному напряжению из-за ухудшения личного благосостояния людей. Поэтому политика государства в социально-трудовой сфере в переходный период не может быть направлена, как это было в эпоху социализма, па предотвращение какой бы то ни было безработицы. Ее задача иная: удерживать безработицу на максимально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне. Для этого необходима определяющая роль государства и его институтов на рынке труда в трансформационный период.
С 1995 г. начался этап укрепления и создания сильных государственных институтов при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации экономики, последовательному созданию институтов свободного рынка как необходимому условию либерализации в сфере оплаты труда и занятости.
За прошедшие годы проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости. Созданы конституционные гарантии и законодательное обеспечение рыночных реформ. В статье 41 Основного Закона страны «гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда». Статья 42 гарантирует справедливое вознаграждение за экономические результаты труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением.
В развитие положений Конституции в республике приняты Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, установлены основные формы заработной платы и стимулирования труда, включая трехуровневую тарифную систему и т.д.
Принятый в 1999 г. Трудовой кодекс Республики Беларусь выполняет следующие задачи:
• регулирование трудовых и связанных с ними отношений;
• развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;
• установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.
Важным регулирующим документом является Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», в котором установлен порядок контрактной формы найма.
В этих правовых координатах республиканскими органами государственного управления осуществляется регулирование рынка труда и занятости населения. Важнейшие параметры и основные целевые показатели в этой сфере определяются в пятилетних программах и годовых прогнозах социально-экономического развития страны, в годовых государственных программах занятости населения. Система мониторинга рынка труда Республики Беларусь при Департаменте по занятости Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь отслеживает выполнение прогнозных параметров по таким блокам, как демографическая ситуация, состояние рынка труда, деятельность государственной службы занятости, безработица и меры по ее регулированию.
Демографическая ситуация и характеристики трудовых ресурсов страны рассматриваются в параграфе 2.3.
Состояние рынка труда.В 1995 г. экономически активное население Беларуси составляло 4,5 млн чел., в том числе занятое население — 4,4 млн чел. и безработные — 115 тыс. чел. В 2003 г. экономически активное население уменьшилось до 4,4 млн, из которых занятых в экономике стало 4,3 млн чел. и около 140 тыс. безработных.
Формирование и функционирование рынка труда в 1995— 2003 гг. происходили в условиях реформирования экономики, совершенствования структуры органов государственного управления и характеризуются увеличением движения рабочей силы, ростом высвобождения работников в связи с сокращением численности (штата) работников или ликвидацией организаций и, как следствие, притока граждан в органы государственной службы занятости. Основными тенденциями на рынке труда стали рост предложения рабочей силы при одновременном снижении спроса на нее.
Напряженность на рынке труда после достаточно продолжительного периода относительной стабилизации вновь начала обостряться во второй половине 2001 г., а в 2002—2003 гг. приобрела устойчивый характер. Это обусловлено приростом трудовых ресурсов и реализацией мер по оптимизации численности работников организаций, повлекших за собой высвобождение излишней рабочей силы.
Этот процесс сопровождался достаточно интенсивным оборотом кадров в экономике республики: в 2003 г. он составил 1610 тыс. чел., в 1995 г. — 1380 тыс. и в 2000 г. — около 1730 тыс. чел. При этом в 2000 и 2003 гг. оставалось высоким соотношение между принятыми и уволенными — на уровне 95 %.
В 2003 г. с предприятий и организаций по различным причинам было уволено 825 тыс. чел. и принято на работу 785 тыс. чел. Подавляющее большинство уволенных (свыше 75 %) оставили рабочие места по собственному желанию и соглашению сторон, около 5 % уволено по сокращению численности, или штата, работников.
Высокой остается вынужденная неполная занятость: в 1995 г. — 960 тыс. чел., в 2000 и 2003 гг. — соответственно 364 и 356 тыс. чел.
Отличительной особенностью развития рынка труда в последние годы стал постепенный переход вынужденной неполной занятости в регистрируемую безработицу. В связи с высвобождением в 2003 г. уволено 33 тыс. чел., что в 2,5 раза больше, чем в 2000 г.
Безработица. Это процесс снижения численности трудоспособных трудовых ресурсов, занятых работой. Уровень безработицы определяется как отношение общей численности официально зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (занятые плюс безработные). В 1991 г. уровень безработицы составлял 0,05 %, в 1995 г. — 2,9, в 2000 г. — 2,1, в 2003 г. — 3,1 %.
Причины безработицы различны. Ряд из них связан с объективным процессом рационализации производства, внедрением новых трудосберегающих технологий, с переходом к рыночным отношениям и новыми конкурентными критериями оценки профессионализма работников. В числе причин безработицы — движение работающих по личным, субъективным мотивам (поиск лучших условий работы, стремление к самореализации и т.д.). В экономической литературе в этой связи различают фрикционную, структурную (технологическую), сезонную, циклическую формы безработицы.
Причины, вызывающие безработицу, например, в странах ЕС, в основном идентичны и коренятся:
• в системе и уровне оплаты труда, динамике реальной заработной платы;
• дифференциации оплаты труда в отраслях и регионах;
• несоответствии стоимости единицы труда, производительности труда и производительности капитала;
• политике распределения и доходов;
• противоречии между растущей фондовооруженностью и фондоотдачей;
• факторе инфляции;
• неэластичности структуры рынка труда и др.
Вся деятельность государственной службы занятости направлена на минимизацию уровня безработицы.
Предложение рабочей силы.Под предложением рабочей силы на официально контролируемой части рынка труда понимается численность граждан, обратившихся в государственную службу занятости по вопросам трудоустройства, и численность безработных.
В последние годы официально контролируемая часть на национальном рынке труда охватывала 7—8 % совокупного предложения рабочей силы.
В 1995 г. предложение на официальной части рынка составило 346 тыс. чел., в 2000 г. — около 4.00 тыс. чел. и в 2003 г. — 462 тыс. чел.
В структуре предложения преобладают безработные (70— 75 %), студенты и учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время (9—11 %). Всего в течение 2003 г. обратились в службу занятости свыше 320 тыс. чел., из них трудоустроено более 200 тыс. чел., в том числе около 140 тыс. чел. из числа безработных.
Спрос на рабочую силу.Спрос на официальной части рынка труда может быть оценен количеством вакансий, заявленных в органы государственной службы занятости.
За 2003 г. число свободных рабочих мест и вакантных должностей, заявленное в органы государственной службы занятости, составило 32 тыс. (в 2000 г. — 33 тыс.).
В целом можно говорить о сужении спроса (по числу заявленных вакансий) на официально контролируемой части рынка труда и значительном профессионально-квалификационном расхождении между спросом и предложением: среди безработных 65 % составляют рабочие, 35 % — служащие. Структура вакансий несколько иная — в ней доля свободных рабочих мест для рабочих составляет около 80 %, доля служащих— 20 %.
Увеличение числа безработных и снижение спроса на рабочую силу привело к ухудшению общей конъюнктуры рынка труда. На одно свободное рабочее место в 2000 г. условно приходилось трое безработных, а в 2003 г. — более четырех.
Результатом этого процесса стал рост регистрируемой безработицы с 2,1 до 3,1 % на конец 2003 г. По-прежнему острой остается проблема женской безработицы, уровень которой возрос с 60,7 до 66,1 % . Не теряет своей актуальности длительная безработица. По сравнению с 2000 г. удельный вес безработных, не имеющих работы более года, увеличился с 12,5 до 16,9 %, а средняя продолжительность безработицы — с 6,4 до 7,2 месяца. Сохраняющийся дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу безработных и структуре вакансий является главным препятствием к заполнению вакансий. Среди позитивных тенденций на рынке труда отмечается снижение уровня молодежной безработицы с 53,9 до 45,8 %. Однако среди безработных в возрасте до 30 лет каждый шестой является выпускником школы, не имеющим профессии и опыта работы, растет регистрация безработных из числа выпускников учреждений среднего специального и высшего образования.
Соотношение спроса и предложения рабочей силы.Неизбежная структурная перестройка экономики, влекущая за собой существенные изменения в количественном составе занятых, в еще большей степени влияет на изменение в структуре спроса и предложения по отдельным профессиям. Перечень профессий, востребованных на рынке труда, изменяется прежде всего с переходом страны к информационному обществу, развитием отраслей «новой экономики», основанной на знаниях, с внедрением высоких технологий. Анализ тенденций и прогноз перспектив в этой области служат научным фундаментом для совершенствования всей системы среднего, среднеспециального, высшего образования.
Важным фактором трансформации отраслевой структуры занятости стало сокращение численности работающих в производственной сфере, где их доля по сравнению с 2000 г. снизилась с 50,4 до 47 %. Вследствие структурных преобразований производства численность работников в промышленности уменьшилась на 5,6 %. Наибольшее сокращение занятости произошло в сельском хозяйстве (на 21,9 %), обусловленное наряду с высвобождением работников в связи с реформированием АПК уменьшением численности и старением сельского населения, миграцией молодежи в города. Одной из позитивных тенденций является расширение уровня занятости в сфере услуг. Увеличение спроса на рабочую силу наблюдалось в торговле, на транспорте и связи, жилищно-коммунальном хозяйстве. Вместе с тем по сравнению с 2000 г. численность работников уменьшилась в образовании, здравоохранении, науке и научном обслуживании.
Деятельность государственной службы занятости.Вся деятельность органов государственной службы занятости направлена на поддержание стабильной и управляемой ситуации на регистрируемом рынке и удержание безработицы в социально приемлемых пределах.
Достижению указанных целей и смягчению напряженности на рынке труда во многом способствует реализация государственных программ занятости населения Республики Беларусь, принимаемых ежегодно правительством. В целом основные показатели этих программ занятости населения выполняются успешно. Государственная служба занятости обеспечивает в полном объеме предоставление гражданам социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.
Проблемы занятости решаются исходя прежде всего из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека. Особое внимание уделяется трудоустройству категорий населения, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости.
Важным направлением деятельности является создание новых рабочих мест с использованием средств государственного фонда содействия занятости (в 1996—2003 гг. их было создано свыше 500 тыс.).
В значительной мере смягчению негативных последствий безработицы и незанятости населения способствует организация оплачиваемых общественных работ, дающих возможность безработным и незанятым гражданам пополнить доходы, сохранить мотивацию к труду и трудовые навыки, особенно при длительной безработице.
Социальная поддержка безработных осуществляется путем выплаты им пособия по безработице и материальной помощи на период активного поиска работы. По состоянию на 1 января 2003 г. пособие по безработице получали 59,7 тыс. чел., или 45,7 % состоящих на учете безработных.
С целью эффективного регулирования безработицы государственная политика занятости осуществляется по следующим направлениям:
• содействие предпринимательской деятельности безработных;
• содействие трудоустройству граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
• переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы;
• регулирование безработицы, включая высвобождение работников, трудоустройство молодежи, содействие занятости женщин;
• реструктуризация градообразующих предприятий.
Однако ограничение политики занятости только рамками трудоустройства и профессиональной переподготовки безработных не решает проблемы, поскольку отсутствует основное условие — наличие достаточного числа экономически эффективных и высококачественных рабочих мест.
Совершенствование государственного регулирования занятости.Проводимые в стране преобразования, ориентированные на обеспечение устойчивого развития экономики и рост уровня жизни населения, требуют создания адекватных организационно-правовых условий для перехода к активной политике на рынке труда.
Государственное регулирование занятости населения представляет собой совокупность методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. При этом система управления занятостью населения должна включать два компонента. Первый из них предусматривает целенаправленные меры воздействия государства на занятость населения путем развития эффективной системы рабочих мест и повышения качества труда, второй заключается в разработке комплекса мер по минимизации социально-экономических издержек действия рыночного механизма в сфере труда. Это повышение конкурентоспособности безработных граждан и их социальная защита.
Государственная политика занятости населения должна быть направлена главным образом на формирование рациональной структуры занятости, повышение качества трудового потенциала, конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, повышение действенности механизма стимулирования создания новых рабочих мест в прогрессивных (в том числе экспортоориентированных) отраслях экономики, обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости, создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. Вместе с тем такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда (выплата пособий и оказание материальной помощи безработным). В основу используемых пассивных регуляторов должна быть положена система социального страхования от безработицы с учетом трудового стажа граждан.
Таким образом, основными направлениями совершенствования государственного регулирования занятости населения являются:
• развитие правовой и экономической инфраструктуры рынка труда;
• сохранение и стимулирование создания новых рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки производства;
• содействие развитию малого и среднего бизнеса, самозанятости населения;
• создание развитой системы профобразования и переподготовки взрослого трудоспособного населения по профессиям стабильного и перспективного спроса;
• внедрение нестандартных форм занятости и гибких режимов труда;
• совершенствование мотивации труда и повышение качества рабочей среды;
• содействие занятости маргинальных групп населения;
• совершенствование системы социальной поддержки незанятых граждан на основе системы страхования от безработицы;
• поощрение территориальной мобильности рабочей силы, в том числе внешней трудовой миграции.
Соответственно политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального уровня наемной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда. Не менее важно проводить эффективную политику в области оплаты труда, трудовой миграции населения в направлении поощрения отраслевой и территориальной мобильности рабочей силы и др.
Перспективы развития рынка труда. Согласно прогнозным расчетам, общая численность трудовых ресурсов в 2005 г. увеличится до 6215—6230 тыс. чел., а число занятых в экономике страны в 2005 г. может уменьшиться на 300 тыс. чел. (до 4300 тыс.).
Эти тенденции ставят сложные задачи в области развития и регулирования рынка труда. Стратегическая цель — обеспечение рациональной занятости населения — может быть достигнута лишь в отдаленной перспективе. Но обязательной предпосылкой ее достижения является разработка тактических программ по конкретным этапам.
Так, если Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы предусматривалось обеспечить стабильный уровень занятости, повышение эффективности использования трудовых ресурсов, то Программой социально-экономического развития на 2001—2005 годы поставлена задача формирования рациональной структуры занятости населения на основе повышения качества рабочих мест. Программой предусматривается активизация инвестиционной деятельности, нацеленной на модернизацию и обновление рабочих мест. Предполагается активная реструктуризация экономики, выведение из хозяйственного оборота бесперспективных и нерентабельных производств, расширение форм деятельности граждан в домашнем хозяйстве, что в целом позволит поддерживать уровень безработицы до 2 % экономически активного населения. При этом особое внимание должно уделяться адресной помощи в трудоустройстве безработных с учетом их профессиональных и трудовых интересов.
Анализ процессов, происходящих на рынке труда, существующих тенденций и динамики их развития, основных факторов, определяющих положение в сфере занятости, дает основание полагать, что в ближайшей перспективе конъюнктура рынка труда будет по-прежнему трудоизбыточной и напряженность на нем будет возрастать. Продолжится процесс высвобождения рабочей силы, что будет обусловлено более эффективным использованием рабочей силы, улучшением ее кадрового состава, ростом производительности труда, проведением приватизации объектов государственной формы собственности, оптимизацией численности работников в промышленности и других отраслях экономики, реформированием агропромышленного комплекса республики, развитием сферы услуг (до 60 % занятых в экономике), рационализацией сети учреждений общего и среднего образования.
В прогнозных документах долгосрочного характера (НСУР-2020, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года и др.) предполагается более углубленно решать следующие задачи:
• на 2006—2010 гг. — содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
• после 2010 г. — достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.
Основные усилия в эти периоды должны быть направлены: на формирование эффективной системы повышения конкурентоспособности кадрового потенциала на рынке труда; совершенствование структуры рабочих мест; содействие межотраслевому перераспределению рабочей силы; создание действенной системы поддержки малого бизнеса; развитие системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров; широкое внедрение альтернативных видов занятости и гибких режимов рабочего времени; формирование новой мотивации высококвалифицированного труда и роста его эффективности.
Главным приоритетом должно стать согласование потребности рынка труда в рабочей силе со структурой профессиональной подготовки кадров. Реализация данного направления обусловливает необходимость восстановления и развития системы переподготовки кадров на производстве, проведения опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, осуществления всеобщей профессионализации выпускников школ с последующей гарантией их трудоустройства.
Не менее важной задачей является усиление социальной защиты безработных на основе повышения социального статуса и расширения общественных работ, квотирования рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью. При этом социальная помощь государства должна стать адресной и стимулировать безработных на активный поиск работы и трудоустройство.
Перспективным является формирование общего рынка в рамках СНГ, стран ЕЭП и прежде всего — Союза Беларуси и России как ключевого элемента создания единого социально-экономического пространства. Речь идет о системе согласованных мер по воспроизводству, обмену и совместному использованию рабочей силы в рамках Союзного государства, что позволит полнее учитывать интересы работников обоих государств.
Приоритетами политики на общем рынке труда должны стать: обеспечение свободы передвижения граждан в рамках Союзного государства; признание их профессионально-квалификационного статуса и соответствующих документов; разработка специальных программ создания и сохранения рабочих мест, включая организацию общественных работ.
Общим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается перевод его на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы с сохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения.