Государственный бюджет. Структура доходов и расходов
Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого – центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого – центральное правительство; правительства республик, краев, областей, земель, провинций, штатов; местные органы власти) бюджеты бывают соответственно центральными, республиканскими, краевыми, областными, районными и земельными, т. е. местными.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет государственный бюджет. С экономической точки зрения государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий. Благодаря бюджету государство сосредоточивает финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции. Благодаря распределительной функции денежные средства концентрируются в руках государства и распределяются. Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и как эффективно они используются. Сфера действия распределительной функции характеризуется тем, что в отношения с бюджетом вступают все участники производства. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое показателем бюджетных поступлений и расходных назначений.
К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Они находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть Пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.
Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и перечень источников их финансового покрытия. Госбюджет представляет собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране.
Доходная часть бюджета РФ –часть центральных ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.
Расходная часть бюджета РФ –совокупность денежных отношений, связанных с использованием средств госбюджета. Расходы бюджета осуществляются путем бюджетного финансирования и основаны на следующих принципах:
1) плановость, т.е. распределение средств госбюджета между отдельными отраслями, сферами, регионами, отдельными социальными группами на основе государственного планирования;
2) непрерывность финансирования в течение года(в разрезе кварталов); т.е. равномерное выделение необходимых сумм помесячно или поквартально в соответствии с утвержденными графиками;
3) безвозвратность,т.е.средства на развитие приоритетных отраслей, отдельных программ выделяются без оплаты и бессрочно;
4) целевая и адресная направленность расходов,т.е. средства расходуются на заранее установленные цели и строго определенные отрасли с обязательным последующим контролем расходования средств;
5) выделение средств по мере выполнения задания, т. е. в ходе выполнения заданий выделяется очередная сумма для осуществления расходов.
Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой приблизительно следующие:
Доходы
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные
пошлины, гербовый сбор) 75-85%
Неналоговые поступления: доходы от государственной
собственности, государственной торговли 5-8 %
Взносы в государственные фонды: пенсионный,
фонд социального страхования,
страхования от безработицы 10-12%
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Форма проявления этих отношений – различные виды платежей предприятий, организаций, населения в государственный бюджет, а их материально-вещественное воплощение – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Расходы
Затраты на социальные услуги: здравоохранение,
образование, социальные пособия, субсидии бюджетам
местных властей на эти цели 40-50%
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения
в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям,
субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление
государственных программ 10-20%
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней
политики, включая содержание дипломатических служб
и займы иностранным государствам 10-20%
Административно-управленческие расходы: содержание
правительственных органов, полиции, юстиции и прочие 5-10%
Платежи по государственному долгу до 7-8%