Экономическое обоснование введения машинизированного содержания пути
В связи с машинизацией образуется экономический эффект за счет сокращения трудовых затрат на выполнение работ по текущему содержанию пути и повышения качества содержания пути. В количественном выражении он зависит от многих факторов; типа и количества путевых машин, конструкции верхнего строения пути, засоренности балластной призмы, грузонапряженности, климатических условий, качества обслуживания и ремонта машин.
Годовой экономический эффект от применения машинизированного содержания пути определяется по формуле:
,
где - годовая экономия денежных средств за счет сокращения трудовых затрат на выполнение путевых работ, руб.;
- годовая экономия денежных средств за счет продления срока
службы элементов верхнего строения пути и подвижного состава из-за
повышения качества его содержания, руб.;
- годовая экономия денежных средств за счет уменьшения
количества предупреждений и отказов пути, руб.;
- годовая экономия денежных средств за счет сокращения расходов на капитальный ремонт, руб.;
- годовая экономия денежных средств за счет снижения удельного сопротивления движению поездов, руб.;
К - капитальные вложения, руб.;
т - количество используемых машин при машинизации работ;
- нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений ( =0,15);
- годовые текущие затраты, связанные с содержанием машин, руб.
2. 1 Годовая экономия денежных средств за счет сокращения трудовых затрат на выполнение путевых работ определяется по формуле:
,
где - коэффициент начислений на заработную плату (1,4< <1,6);
- коэффициент отчислений на социальные нужды;
- экономия трудовых ресурсов при переходе на машинизированное содержание пути, чел.;
- среднемесячная заработная плата одного рабочего по разрядам, руб.
где - тарифный коэффициент согласно ЕТС;
- минимальная заработная плата, руб.
руб.,
руб.,
руб.
Путевые работы выполняются рабочими четвертого, пятого и шестого разряда, второго уровня.
Экономию трудовых ресурсов Ч можно определить, воспользовавшись таблицей 2.
Работы по содержанию пути | Трудовые затраты, чел. | Экономия трудовых ресурсов, чел. | |
До перехода на машинизированное содержание пути | После перехода на машинизированное содержание пути | ||
Средний ремонт пути | - | -31 | |
Планово-предупредительные работы (ППР) по текущему содержанию пути | |||
Обслуживание путевых машин | - | -3 | |
Работы, выполняемые путевыми бригадами по текущему содержанию пути | |||
Всего, Ч |
Таблица 2
Определение экономии трудовых ресурсов при переходе на машинизированное содержание пути
Для экономии денежных средств за счет сокращения трудовых затрат целесообразно их общую экономию (Ч) разделить в процентном отношении с выделением следующих разрядов:
30%Ч - рабочие 4 разряда;
30%Ч - рабочие 5 разряда;
40%Ч - рабочие 6 разряда.
При этом следует учитывать, что численность рабочих по разрядам должна соответствовать общей экономии трудовых ресурсов Ч.
руб
2.2 Годовую экономию денежных средств за счет продления срока службы элементов верхнего строения пути и подвижного состава из-за повышения качества его содержания можно рассчитать, исходя из следующих положений. Переход к машинизированному способу производства работ позволяет полностью выполнить потребные объемы планово-предупредительных работ и за счет этого значительно улучшить геометрию пути, в результате чего снизится динамическое взаимодействие пути и подвижного состава. Теоретически можно принять, что динамическое взаимодействие пути и подвижного состава при применении машин уменьшится на 20%. На столько же сократиться количество негодных элементов, заменяемых в процессе содержания пути и подвижного состава. В связи с этим затраты, определяемые расходом материалов, также сократятся на 20%. Полагая, что затраты на материалы составляют около 6% от суммы общих эксплуатационных расходов дистанции пути, а также принимая, что такая же экономия затрат на материалы будет иметь место и в подразделениях вагонного хозяйства, получим:
,
где - средние годовые эксплуатационные расходы дистанции пути, руб.
руб.
2.3 Годовую экономию денежных средств за счет уменьшения количества предупреждений и отказов пути можно определить по формуле:
,
где - стоимость одного поездо-часа, руб.;
- потеря времени хода одного поезда по дистанции пути из-за наличия неграфиковых предупреждений и внезапных отказов, час ( =0,2 по данным статотчетности);
- количество поездов в сутки, ед.
руб.
2.4 Годовую экономию денежных средств за счет сокращения расходов на капитальный ремонт принимаем 20% от стоимости капитального ремонта участка пути соответствующей длины:
,
где - ежегодное количество капитально ремонтируемых километров на дистанции пути до перехода на машинизированное содержание пути, км;
- стоимость капитального ремонта 1 км пути, руб.
руб.
2.5 Годовую экономию денежных средств за счет снижения удельного
сопротивления движению поездов устанавливают, исходя из того, что при соблюдении сроков планово-предупредительных работ удельное сопротивление движению поездов на 30-35% меньше, чем при не соблюдении сроков. Экономия денежных средств за счет этого фактора рассчитывается по формуле:
,
где - годовая экономия топлива на тягу поездов на 1 км пути, соответствующая снижению удельного сопротивления движению поездов, кг;
L - длина главных путей, обслуживаемых дистанцией пути, км;
- цена топлива, руб.
руб.
2.6 В текущих затратах, связанных с содержанием машин, не определяется заработная плата машинистов с отчислениями на социальные нужды, т.к. эти элементы затрат учтены при определении экономии денежных средств за счет сокращения трудовых затрат на выполнение путевых работ. Следовательно, текущие затраты буду включать:
,
где .
руб
руб
руб.
Все элементы затрат по оптимальной машине определены в таблице 1. По результатам выполненных расчетов составляем сводную таблицу 3.
Таблица 3
Сводные данные определения годового экономического эффекта от машинизации путевых работ
Наименование показателя | Условное обозначение | Единица измерения | Значение показателя |
Годовая экономия денежных средств за счет: сокращения трудовых затрат | руб. | 105 839 619,6 | |
продления срока службы элементов верхнего строения пути и подвижного состава | руб. | 1 008 000 | |
уменьшения количества предупреждений и отказов пути | руб. | 3 787 951 | |
сокращения расходов на капитальный ремонт | руб. | 163 000 000 | |
снижения удельного сопротивления движению поездов | руб. | 737 800 | |
Капитальные вложения | руб. | 156 960 000 | |
Годовые текущие затраты | руб. | 6 045 814,62 | |
Годовой экономический эффект | Э | руб. | 320 732 061,58 |
Заключение
В данной курсовой работе были выполнены расчеты экономического обоснования путевой машины для машинизированного содержания пути. Для выбора были использованы два типа машин ЩОМ-6 и ЩОМ-6БМ.
Для этих машин были произведены следующие расчеты: производительность машин, которая включает в себя часовую, сменную и годовую; капитальные вложения; стоимость машино-смены эксплуатации машин, такая как амортизационные отчисления, размер оплаты труда рабочих, управляющих машинами, отчисления на социальные нужды, затраты на энергоносители, затраты на все виды ремонтов машин; годовой экономический эффект.
При применении более производительной машины сокращается время выполнения работ, позволяет полностью выполнить потребные объемы планово-предупредительных работ. При внедрении машинизированного способа производства путевых работ идет сокращение расходов на капитальный ремонт, продление сроков службы элементов верхнего строения пути, уменьшение количества предупреждений и отказов. После расчетов приведенных затрат машина ЩОМ-6БМ выгоднее, чем машина ЩОМ-6, для рационального машинизированного содержания пути является машина ЩОМ-6БМ. Поэтому годовой экономический эффект был рассчитан для машины ЩОМ-6БМ, который составил 320 732 061,58рубля.
Список литературы
1. Организация и планирование железнодорожного строительства: Учеб. Для вузов / Г.Н. Жинкин, И.В. Прокудин, И.А. Грачев, Э.С. Спиридонов, С.К.
Терлецкий, Под ред. Г.Н. Жинкина, И.В. Прокудина. - М.: Желдориздат,
1999.-700 с.
2. Проектно-сметное дело в железнодорожном строительстве: Учебник для
вузов / Б.А. Волков, Т.А. Беляева, А.В. Болотин, А.С. Каверин, М.В. Кокин,
И.С. Лобанова, Г.Д. Мальцев, Т.М. Муджири, Под ред. Б.А. Волкова. - М.:
Желдориздат, 2000. 431 с.
3. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К°»,
2002.
4. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФА-М, 2005.
5. Экономика железнодорожного транспорта. Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. М., 2001.
6. Методические указания к курсовой работе «Экономическое обоснование выбора путевой машины для машинизированного содержания пути»/ Кирищеева И.Р., Жигунова А.В. Ростов н/Д.: РГУПС, 2006.