Методы ценообразования
Методы ценообразования — это способы формирования цен на товары и услуги.
Различают методы ценообразования:
· затратные;
· параметрические.
Классификация методов приведена на рис.5.
Затратные методы основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции, параметрические (эконометрические)— на учете технико-экономических параметров товаров.
При определении цены необходимо учитывать различные методологические подходы, и, прежде всего, в цене должны быть учтены интересы производителя и потребителя.
Одни методы(прежде всего затратные) учитывают интересы производителя, который стремится возместить свои затраты и получить гарантированную прибыль без учета, в какой степени такая цена адекватна той пользе, которую дает эта продукция потребителю. При подходе к цене с позиций полезности (то есть с позиций покупателя) в тени остается вопрос, в какой мере такая цена выгодна конкретному производителю.
Только в условиях конкуренции формируется уровень цен, выгодный и той и другой стороне.
Такие компромиссные цены:
· во-первых, учитывают интересы двух сторон;
· во-вторых, конъюнктуру рынка.
Именно такие рыночные цены становятся базой для формирования других цен на аналогичные товары.
Опубликованные материалы свидетельствуют, что ценовая политика большинства российских предприятий состоит в том, чтобы покрыть издержки и получить некоторую нормальную прибыль (примерно 70% всех предприятий). Некоторые стараются продать товар как можно дороже (примерно 9%).
В Японии, согласно опросу, затратными методами ценообразования пользуется 36% от числа опрошенных фирм, маркетинговыми методами — 28%, методами, учитывающими конкурентные условия рынка, — 24%, методами, ориентированными на движение спроса, - 5%, другими методами (например, исходя из прямых указаний соответствующих органов и т.д.) - 4%.
Рис.5. Методы ценообразования |
Затратные методы. К затратным методам ценообразования относятся методы полных, стандартных и прямых издержек.
Метод полных затрат — это способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, т.е. себестоимость, к которой добавляется обоснованная фирмой прибыль (табл. 2).
Таблица 2
Формирование цен методом полных затрат(тыс.руб.)
№ п/п | Основные элементы цены | Изделие А |
Прямые затраты всего | ||
в т.ч.: | ||
а) сырье и материалы | ||
б) заработная плата основных производственных рабочих | 292,5 | |
в) прочие прямые затраты | 67,5 | |
Косвенные затраты | ||
Всего затрат | 1 005 | |
% прибыли к затратам (рентабельность) | 14,5 | |
Прибыль | ||
Цена изделия | 1 155 |
Главное преимущество данного метода — его простота и удобство, однако он имеет два больших недостатка:
1. При установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т.д.
2. Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных накладных расходов (например, арендной платы), которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, является условным. Он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.
Пример. Предположим, фирма производит три вида товаров. Данные о количестве товаров, переменных затратах и полной себестоимости приведены в табл.3.
Таблица 3
Товар X | Товар У | Товар Z | Всего | |
1. Количество единиц | 10 000 | 20 000 | 5 000 | 35 000 |
2. Переменные издержки, всего, руб.: | 20 100 | 42 000 | 20 500 | 82 600 |
• на заработную плату производственных рабочих | 3 500 | 8 000 | 12 000 | 23 500 |
• на материалы | 16 600 | 34 000 | 8 500 | 59 100 |
3. Общие постоянные издержки, руб. | 55 000 | |||
4. Распределение постоянных издержек между товарами, руб.: | 18 723 | 28 085 | 55 000 | |
4.1. пропорционально заработной плате производственных рабочих | ||||
4.2. пропорционально затратам на материалы | 15 448 | 31 641 | 7 911 | 55 000 |
4.3. пропорционально переменным издержкам | 13 384 | 27 966 | 13 650 | 55 000 |
5. Общая себестоимость при распределении постоянных расходов, руб.: • по способу 4.1 | 28 292 | 60 723 | 48 585 | |
• по способу 4.2 | 35 548 | 73 641 | 28 411 | |
• по способу 4.3 | 33 484 | 69 966 | 34 150 |
Цена единицы каждого товара при рентабельности 15% к себестоимости и распределении затрат разными способами дана в табл. 4.
Таблица 4.
Себестоимость единицы товара, руб. | Прибыль на единицу товара, руб. | Цена единицы товара, руб. | |||||||
X | Y | Z | X | Y | Z | X | Y | Z | |
по способу 4.1 | 2,83 | 3,04 | 9,72 | 0,42 | 0,46 | 1,46 | 3,25 | 3,50 | 11,18 |
по способу 4.2 | 3,55 | 3,68 | 5,68 | 0,53 | 0,55 | 0,85 | 4,08 | 4,23 | 6,53 |
по способу 4.3 | 3,35 | 3,50 | 6,83 | 0,50 | 0,53 | 1,02 | 3,85 | 4,03 | 7,85 |
Какая из этих трех цен по каждому товару правильнее (разница между максимальным и минимальным значением цены по товарам составляет соответственно 25,5; 20,8; 58,4%)? Все они кажутся в равной мере обоснованными.
Метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.
Разновидностью метода полных затрат являетсяметод целевого ценообразования, иначе называемый методом определения цены в соответствии с целевой прибылью. В этом методе рассчитывается плановая выручка от продаж как сумма затрат на производство запланированного объема продукции (себестоимости товарной продукции) и намеченной прибыли. После этого определяют цену единицы продукции, которая обеспечила бы при существующих условиях эту намеченную (целевую) прибыль.
Эта методика ценообразования основывается на графике безубыточности, отражающем общие затраты (постоянные и переменные) и ожидаемую выручку при разных объемах продаж.
Такой график приведен на рис.6. На нем по оси абсцисс откладывают объем произведенной (проданной) продукции в натуральных единицах (штуках), по оси ординат – затраты на производство продукции и выручку от продаж в рублях.
Рис. 6. Графическое определение точки безубыточности |
В этих координатах строят две прямые.
Одна из них – график выручки от продаж: ,
где Ц – цена единицы продукции,
Q – количество произведенной (проданной) продукции.
Вторая – график общих затрат на производство продукции (себестоимости) , которые складываются из постоянных W и переменных затрат.
Точку пересечения этих прямых называют точкой безубыточности, при этом объеме продаж выручка только покрывает затраты на производство продукции.
Объем продаж, обеспечивающий безубыточность, можно рассчитать, приравняв между собой выручку и себестоимость:
, откуда: .
При объеме продаж меньшем выручка не покрывает затрат, предприятие терпит убытки.
При объеме продаж большем предприятие получает прибыль и эта прибыль тем больше, чем больше Q и чем выше цена.
Методика определения цены, обеспечивающей желаемую (целевую) прибыль, включает следующие этапы:
· оценку производственной мощности в рассматриваемый период для определения возможного объема производства продукции;
· анализ спроса на продукцию на рынке и определение планового объема производства продукции
· калькуляцию себестоимости планового объема товарной продукции , определение целевой нормы прибыли ;
· прибавление к себестоимости товарной продукции целевой нормы прибыли (в результате получается целевой доход );
· разделение целевого дохода на запланированный объем выпуска продукции (получается цена):
.
Такой метод ценообразования требует от предприятия рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности ее достижения.
Таблица 3.1 показывает, что при определенном уровне затрат и эластичности спроса в зависимости от цены наибольшую величину прибыли принесет стратегия 3 (цена 2400 руб. при объеме сбыта 1600 шт.).
Таблица 3.1