Методы ценообразования

Методы ценообразования — это способы формирования цен на товары и услуги.

Различают методы ценообразования:

· затратные;

· параметрические.

Классификация методов приведена на рис.5.

Затратные методы основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции, пара­метрические (эконометрические)— на учете технико-экономических параметров то­варов.

При определении цены необходимо учитывать различные методологиче­ские подходы, и, прежде всего, в цене должны быть учтены интересы производи­теля и потребителя.

Одни методы(прежде всего затратные) учитывают инте­ресы производителя, который стремится возместить свои затраты и получить гарантированную прибыль без учета, в какой степени такая цена адекватна той пользе, которую дает эта продукция потребителю. При подходе к цене с пози­ций полезности (то есть с позиций покупателя) в тени остается вопрос, в какой мере такая цена выгодна конкретному производителю.

Только в условиях конкуренции формируется уровень цен, выгодный и той и другой стороне.

Такие компромиссные цены:

· во-первых, учитывают интересы двух сторон;

· во-вторых, конъюнктуру рынка.

Именно такие рыночные цены ста­новятся базой для формирования других цен на аналогичные товары.

Опубликованные материалы свидетельствуют, что ценовая политика боль­шинства российских предприятий состоит в том, чтобы покрыть издержки и получить некоторую нормальную прибыль (примерно 70% всех предприятий). Некоторые стараются продать товар как можно дороже (примерно 9%).

В Японии, согласно опросу, затратными методами ценообразования пользу­ется 36% от числа опрошенных фирм, маркетинговыми методами — 28%, ме­тодами, учитывающими конкурентные условия рынка, — 24%, методами, ори­ентированными на движение спроса, - 5%, другими методами (например, исходя из прямых указаний соответствующих органов и т.д.) - 4%.

Методы ценообразования - student2.ru
Рис.5. Методы ценообразования

Затратные методы. К затратным методам ценообразования от­носятся методы полных, стандартных и прямых издержек.

Метод полных затрат — это способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списы­ваются на единицу того или иного изделия. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, т.е. себестоимость, к которой добавляется обоснованная фирмой прибыль (табл. 2).

Таблица 2

Формирование цен методом полных затрат(тыс.руб.)

№ п/п Основные элементы цены Изделие А
Прямые затраты всего
  в т.ч.:  
  а) сырье и материалы
  б) заработная плата основных производственных рабочих 292,5
  в) прочие прямые затраты 67,5
Косвенные затраты
Всего затрат 1 005
% прибыли к затратам (рентабельность) 14,5
Прибыль
Цена изделия 1 155

Главное преимущество данного метода — его простота и удобство, однако он имеет два больших недостатка:

1. При установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекла­ме и т.д.

2. Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных наклад­ных расходов (например, арендной платы), которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, является условным. Он искажает подлинный вклад продукта в доход пред­приятия.

Пример. Предположим, фирма производит три вида товаров. Данные о количестве товаров, переменных затратах и полной себестоимости приведены в табл.3.

Таблица 3

  Товар X Товар У Товар Z Всего
1. Количество единиц 10 000 20 000 5 000 35 000
2. Переменные издержки, всего, руб.: 20 100 42 000 20 500 82 600
• на заработную плату производственных рабочих 3 500 8 000 12 000 23 500
• на материалы 16 600 34 000 8 500 59 100
3. Общие постоянные издержки, руб.       55 000
4. Распределение постоянных издержек между товарами, руб.: 18 723 28 085 55 000
4.1. пропорционально заработной плате производственных рабочих        
4.2. пропорционально затратам на материалы 15 448 31 641 7 911 55 000
4.3. пропорционально переменным издержкам 13 384 27 966 13 650 55 000
5. Общая себестоимость при распределении постоянных расходов, руб.: • по способу 4.1 28 292 60 723 48 585  
• по способу 4.2 35 548 73 641 28 411  
• по способу 4.3 33 484 69 966 34 150  

Цена единицы каждого товара при рентабельности 15% к себестоимости и распределении затрат разными способами дана в табл. 4.

Таблица 4.

  Себестоимость единицы товара, руб. Прибыль на единицу товара, руб. Цена единицы товара, руб.
X Y Z X Y Z X Y Z
по способу 4.1 2,83 3,04 9,72 0,42 0,46 1,46 3,25 3,50 11,18
по способу 4.2 3,55 3,68 5,68 0,53 0,55 0,85 4,08 4,23 6,53
по способу 4.3 3,35 3,50 6,83 0,50 0,53 1,02 3,85 4,03 7,85

Какая из этих трех цен по каждому товару правильнее (разница между максимальным и минимальным значением цены по товарам составляет соот­ветственно 25,5; 20,8; 58,4%)? Все они кажутся в равной мере обоснован­ными.

Метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко вы­раженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие цено­вых прецедентов. Наиболее эффективен при расчете цен на товары понижен­ной конкурентоспособности.

Разновидностью метода полных затрат являетсяметод целевого ценообразования, иначе называемый методом определения цены в соответствии с целевой прибылью. В этом методе рассчитывается плановая выручка от продаж как сумма затрат на производство запланированного объема продукции (себестоимости товарной продукции) и намеченной прибыли. После этого определяют цену единицы продукции, которая обеспечила бы при существующих условиях эту намеченную (це­левую) прибыль.

Эта методика ценообразования основывается на графике безубыточности, отражающем общие затраты (постоян­ные и переменные) и ожидаемую выручку при разных объе­мах продаж.

Такой график приведен на рис.6. На нем по оси абсцисс откладывают объем произведенной (проданной) продукции в натуральных единицах (штуках), по оси ординат – затраты на производство продукции и выручку от продаж в рублях.

Методы ценообразования - student2.ru
Рис. 6. Графическое определение точки безубыточности

В этих координатах строят две прямые.

Одна из них – график выручки от продаж: Методы ценообразования - student2.ru ,

где Ц – цена единицы продукции,

Q – количество произведенной (проданной) продукции.

Вторая – график общих затрат на производство продукции (себестоимости) Методы ценообразования - student2.ru , которые складываются из постоянных W и переменных Методы ценообразования - student2.ru затрат.

Точку пересечения этих прямых называют точкой безубыточности, при этом объеме продаж Методы ценообразования - student2.ru выручка только покрывает затраты на производство продукции.

Объем продаж, обеспечивающий безубыточность, можно рассчитать, приравняв между собой выручку и себестоимость:

Методы ценообразования - student2.ru , откуда: Методы ценообразования - student2.ru .

При объеме продаж меньшем Методы ценообразования - student2.ru выручка не покрывает затрат, предприятие терпит убытки.

При объеме продаж большем Методы ценообразования - student2.ru предприятие получает прибыль и эта прибыль тем больше, чем больше Q и чем выше цена.

Методика определения цены, обеспечивающей желаемую (целевую) прибыль, включает следующие этапы:

· оценку производственной мощности в рассматриваемый период для определения возможного объема производства продукции;

· анализ спроса на продукцию на рынке и определение планового объема Методы ценообразования - student2.ru производства продукции

· калькуляцию себестоимости планового объема товарной продук­ции Методы ценообразования - student2.ru , определение целевой нормы прибыли Методы ценообразования - student2.ru ;

· прибавление к себестоимости товарной продукции целевой нормы прибыли (в результате получается целевой доход Методы ценообразования - student2.ru );

· разделение целевого дохода на запланированный объем вы­пуска продукции (получается цена):

Методы ценообразования - student2.ru .

Такой метод ценообразо­вания требует от предприятия рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности ее достижения.

Таблица 3.1 показывает, что при определенном уровне затрат и эластичности спроса в зависимости от цены наибольшую величину прибыли принесет стратегия 3 (цена 2400 руб. при объеме сбыта 1600 шт.).

Таблица 3.1

Наши рекомендации