Методы и сферы налогового регулирования, их характеристика

Содержание и цели налогового регулирования предопределены регулирующей функцией системы налогообложения.

В ходе многогранного процесса рыночных преобразований национальной экономики закономерно изменяются масштабы и механизм государственного участия в управлении экономическими процессами. Одни рычаги данного механизма, такие как жесткая регламентация хозяйственных связей и ценообразования, директивное установление основных показателей деятельности предприятий, постепенно теряют актуальность, другие, напротив, становятся все более значимыми.

Речь идет прежде всего о системе экономических методов регулирования общественного производства, среди которых ведущая роль в рыночной экономике традиционно принадлежит налогам.

Вводя или отменяя прежние налоги и сборы, манипулируя ставками, используя систему льгот, пропагандируя принципы налоговой культуры и ответственности, государство не просто формирует свой национальный бюджет, а создает в обществе соответствующую социально-экономическую базу и нравственную атмосферу.

На начальном этапе проведения экономических реформ государство, как правило, нуждается в значительном объеме централизованных финансовых ресурсов и поэтому прибегает к увеличению налогового пресса на экономику. Однако долгосрочной эта стратегия быть не может, поскольку сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций. Ее постепенно должна сменить иная налоговая стратегия, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата. В этом и состоит налоговое регулирование, способное в определенной степени сглаживать негативные последствия экономических циклов. В связи с этим актуальным становится вопрос о постепенном усилении стимулирующей функции налоговой системы.

В основе налогового регулирования лежит поиск наиболее приемлемого соотношения фискальной и стимулирующей функций налогов с учетом сложившейся экономической ситуации и первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Исходное условие использования налогового регулирования – экономическая целесообразность и взвешенность государственного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Налоговое регулирование – это один из наиболее динамичных и мобильных элементов налогового механизма и сферы государственного налогового менеджмента. Его основу составляет система экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых отношений во многих странах определены основным законодательным документом – Налоговым кодексом, регулирующим правовые отношения имущественного характера, внешнеэкономическую деятельность и торговлю. Налоговое регулирование – одна из самых сложных проблем и конструкций, где сталкиваются экономические интересы территорий, субъектов хозяйствования, социальных групп населения, прогнозировать которые очень трудно. Одна из областей противоречий – установление пропорций распределения и закрепления налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы, а также бюджетно-налоговых полномочий республиканских и местных органов власти.

Основу государственных финансов составляют налоги, займы и расходы. Эти категории непосредственно определяются состоянием экономики, поэтому должны рассматриваться как основной элемент государственного управления и регулирования экономики в целом. Как правило, налоговое регулирование доходов бюджета осуществляется различными методами, преследуя цель сбалансировать доходы и расходы бюджетов. Различия методов налогового регулирования предопределены свойствами конкретного налога, а также задачами, стоящими перед государством.

В зависимости от целей методы налогового регулирования могут подразделяться на четыре взаимосвязанные сферы:

· бюджетно-налоговое балансирование;

· систему налоговых льгот и преференций;

· административное воздействие;

· меры санкционированных действий.

Методы первого порядка занимают особое место в системе налогового регулирования, поскольку в их арсенале имеются как преференции регионам, так и меры, ужесточающие бюджетно-налоговый режим. Посредством трансфертов, субсидий, субвенций, дотаций, бюджетных кредитов и других способов достигается баланс между доходами и расходами местных бюджетов. Эти методы относятся в большей мере к сфере бюджетного финансирования, то есть к расходам государства.

Что касается налогов, то одни из них закреплены за определенными звеньями бюджетной системы и считаются собственными (закрепленными), другие – частично поступают в те или иные бюджеты (регулирующие доходы). С этой целью в бюджете устанавливаются нормы квоты налоговых отчислений от суммы регулирующих налогов или определяется процентное разграничение единой ставки налога, например, ставки налога на прибыль, часть которой направляется в республиканский бюджет, другая – в местные бюджеты. Доли налоговых поступлений в бюджеты различных уровней устанавливаются в зависимости от особенностей формируемого бюджета и бюджетно-налоговой политики вышестоящего бюджета. Метод процентных отчислений от доходов (налогов) является традиционным, его стали применять еще до начала законодательного оформления налоговой системы в 1991 году.

В мировой практике широко используется метод процентных отчислений от доходов (налогов) вышестоящего бюджета с введением в межбюджетные отношения трансфертного регулирования («трансферт» с латинского переводится как «переношу», «перемещаю»). Трансферт представляет собой адресную финансовую помощь регионам, нуждающимся в централизованном пополнении доходной базы. Практически это те же процентные отчисления от регулирующих доходов (налогов). Отличие в том, что трансфертные отчисления проводятся от законодательно определяемых налогов и концентрируются в специальном фонде финансовой поддержки регионов. Такой способ налогового регулирования избрали в России.

В Беларуси довольно широко применяется метод административного воздействия. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, начатая в 90- годах либерализация экономики вылилась во вседозволенность перераспределительных действий: государство не смогла обеспечить своевременный и жесткий контроль за ходом приватизации, что привело к перераспределению финансовых ресурсов. Во-вторых, бесконтрольность государства в системе расчетно-платежных отношений привела к расстройству денежного обращения, введению бартера, наводнению рынка денежными суррогатами. Сформированная в этих условиях налоговая система способствовала нарастанию инфляционных процессов.

Одним из непременных условий решения проблем финансово-бюджетного и налогового регулирования экономики является приватизация, расширение границ частной собственности до оптимального уровня, что делает возможным создание конкурентоспособных производств, устраняет монополизацию отраслей.

Важнейшая проблема налогового регулирования экономики - оптимизация налоговых ставок. Теоретический смысл данного процесса состоит в достижении относительного равновесия между фискальной и регулирующей налоговыми функциями. Здесь действует так называемый эффект Лаффера, (25 % от совокупного дохода), приводят к резкому падению как суммы дохода, так и самих налоговых поступлений. Построение оптимальной налоговой системы зависит от экономически обоснованного размера налоговых ставок, градация которых представляет собой важную часть системы налогового регулирования.

В качестве важных методов налогового регулирования выступают налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание этих подсистем обеспечивает гибкость налогообложения и, в конечном счете, результативность налоговой политики. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности способно положительно влиять на структурную перестройку экономики.

Налоговое регулирование, осуществленное через экономически обоснованную систему льгот, представляет собой взаимоувязанный комплекс налоговых льгот и преференций стратегического характера, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой конкурентоспособной продукции, модернизации технических процессов.

Система налогового льготирования включает в себя ряд видов льгот. К их числу можно отнести отмену авансовых платежей, отсрочку по заявлению, уменьшение налоговых обязательств, связанных с направлением прибыли или дохода плательщика на благотворительность и другие цели и т.д.

Налоговые льготы в определенной мере способствуют созданию условий для активизации деловой активности и инвестиционных процессов. Мировая практика налогообложения свидетельствует, что льготное налогообложение отдельных видов и сфер деятельности используется во многих странах, Вместе с тем, его применение жестко ограничено требованием нейтральности налоговой системы, утверждающим необходимость минимизации влияния налогов на внутри- и межотраслевое распределение ресурсов. В соответствии с этим в развитых странах использование налоговых льгот в целях создания благоприятного режима для определенных отраслей экономики крайне ограничено, а льготирование отдельных предприятий и вовсе запрещено законодательством. Считается, что такие льготы вредны для экономики, поскольку они нарушают рыночные механизмы распределения финансовых и материальных ресурсов, усложняют налоговую систему и создают неравные конкурентные условия для субъектов хозяйствования.

Кроме того, чрезмерная отягощенность налоговой системы различного рода преференциями негативно сказывается на полноте и своевременности финансирования всего спектра отраслей бюджетной сферы: образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Таким образом, снижение социальной напряженности за счет предоставления льгот в одном секторе экономики может повлечь усиление напряженности в другом. А это недопустимо.

Вместе с тем оправдано использование государством налоговых льгот как одного из инструментов реализации избранных в обществе приоритетных направлений его развития. Так, большинство постоянно действующих налоговых льгот в нашей республике продиктовано либо социальной значимостью льготируемых сфер деятельности, либо признанием их в качестве приоритетных:

· льготы, обеспечивающие стабилизацию и развитие отдельных отраслей и производство (предприятия агропромышленного комплекса, производство товаров для детей, медицинской техники, субъекты малого бизнеса и т.д.);

· льготы, стимулирующие реализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

· льготы, стимулирующие привлечение инвестиций, в том числе иностранных;

· льготы, стимулирующие направление средств на социальные нужды и оказание социально значимых услуг населению (текущий ремонт жилищного фонда, платные услуги в системе образования, здравоохранения и т.д.);

· льготы предприятиям, использующим специфическую рабочую силу (инвалидов, студентов).

В последнее время сформировались еще три блока налоговых льгот, направленных на повышение технологического уровня производства и укрепление экспортного потенциала республики:

- льготы, стимулирующие внедрение новых и высоких технологий;

- льготы конверсионным предприятиям и организациям;

- льготы предприятиям-экспортерам.

Помимо постоянно действующих налоговых льгот в Республике Беларусь существует и механизм предоставления индивидуальных налоговых льгот отдельным плательщикам. Подобные льготы, которые в соответствии с действующим законодательством предоставляются Президентом Республики Беларусь, носят, как правило, временный и целевой характер, т.е. предоставляются для реализации конкретных инвестиционных программ и проектов.

В систему налоговых санкций входят такие виды, как штрафы, пени, доначисление налогов и др.

Мировая налоговая практика выработала комплекс принципов организации системы налогового стимулирования. К ним относятся:

· экономический характер методов налогового льготирования: им не свойственны экономическое и административное применение;

· применение налоговых льгот не должно носить избирательный характер и зависеть от форм собственности или вида деятельности;

· налоговые льготы направлены на повышение эффективности производства, рост доходов бюджета и утверждаются законодательными органами власти;

· применение налоговых льгот не должно наносить ущерб государству, корпоративным и личным интересам.

Весьма перспективный метод налогового регулирования – инвестиционный налоговый кредит. Направлениями инвестиций, по которым предоставляется кредит являются: импортозамещение, оборудование для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-экспериментальных разработок, оборудование для экономических нужд, промышленные роботы и технические информационные системы.

Предоставление такого кредита позволяет оперативно корректировать инвестиционные процессы. Но для их реализации необходимо создать механизм правового обеспечения условий договоров о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Предполагается, что налоговый кредит и другие преференции должны выдаваться в первую очередь для экспортных производств и под социально ориентированные инвестиционные программы государства. Со стороны государства необходимы специальные правовые гарантии для их практической реализации, причем они должны носить долговременный и устойчивый характер.

Необходимо обратить внимание на то, что в промышленно развитых странах инвестиционное налоговое льготирование является приоритетным элементом механизма налогового регулирования. Требуется серьезное внимание к методологической и методической проработке этой сферы налогового стимулирования.

Наши рекомендации