Теоретические основы и понятия бюджетной системы.

Федеральное агентство по образованию РФ

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Экономики и Финансов

Факультет подготовки бакалавров

(общеэкономический факультет)

Кафедра общей экономической теории

Курсовая работа

По дисциплине

«Общая экономическая теория»

Тема работы

«Государственный бюджет РФ: структура доходов, расходов и бюджетный дефицит»

Выполнила:

Студентка 1 курса 125 гр.

очной формы обучения

Мишина Виктория Константиновна

Научный руководитель:

Доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита

Чирук Ирина Степановна

Дата предоставления работы

«10» Мая 2012 г.

г. Санкт-Петербург

Оглавление

Введение

Глава 1. Сущность и структура Бюджетной системы РФ. 3

1.1 Теоретические основы и понятия бюджетной системы.. 5

1.2 Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации. 6

Глава 2. Доходы и расходы бюджетной системы РФ. 7

1.1 Динамика и структура расходов. 7

1.2 Динамика и структура расходов . 9

Глава 3. Состояние бюджета Российской федерации. 12

3.1 Бюджетный дефицит РФ и способы его финансирования . 13

3.2 Государственный долг РФ и его динамика . 13

Заключение. 15

Список литературы. 16

Введение.

Тема «Государственный бюджет РФ: структура доходов, расходов и бюджетный дефицит», мне интересна, потому что в настоящие время, среди финансовых методов, с помощью которых государство обычно воздействует на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги.

Объектом курсовой работы является бюджетная система.

Целью работы является проведение анализа расходов и доходов государственного бюджета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской

Федерации в условиях рыночных отношений;

- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений

доходной части бюджетов разных уровней;

- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей

государственного бюджета;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом

исполнении бюджетов через РКЦ банков;

- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий,

как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть

проблемы бюджетного федерализма;

- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию с

погашением в России.

Цели и задачи работы определили её структуру. Курсовая работа со - стоит

из следующих частей:

- Введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели,

задачи, композиция курсовой работы;

- Теоретическая часть, в которой излагается понятийный механизм бюджетной

категории;

- Практическое исследование, в котором характеризуются бюджеты разных уровней

с использованием цифрового материала, раскрываются проблемы межбюджетных

отношений;

- Рекомендательная часть, в которой приводятся условия возникновения

бюджетного дефицита и способы его финансирования; анализируется величина

государственного долга в динамике за ряд лет и предлагаются пути его

погашения.

- Заключение, содержащее общие выводы и предложения в целом по работе;

- Библиографический список 18 наименований использованных источников.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы

исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический

материал, Законы о бюджетах на очередной финансовый год (на федеральном

уровне, региональном и местном).

Глава 1. Сущность и структура Бюджетной системы РФ.

Теоретические основы и понятия бюджетной системы.

Основы современной теории государственных финансов были заложены на рубеже XIX-XX вв. главным образом усилиями итальянских и шведских экономистов Мацоллы, Панталеони, Де Вити, Викселя и других, которые первыми начали интерпретировать бюджет в терминах спроса и предложения благ, поставляемых государством, и пытались искать рациональные подходы к его формированию.

Затем наука о государственных финансах развивалась в большей степени как теория налогов и перераспределения. Позднее система государственного управления и права, оказывающая непосредственное влияние на бюджетную политику государства, впервые была включена в анализ представителями теории общественного выбора.

На современном этапе общепринятым стал взгляд на ресурсы, формы и результаты деятельности государства сквозь призму производства и обмена экономических благ.

Для углубления в понимании бюджета и бюджетной политики государства, главным образом, имеет значение то, что формирование бюджета предопределяется не только функционированием финансовой системы, но и системы государственного управления и общественно политического строя. Бюджетные отношения предстают отчасти результатом переговоров сторон, а отчасти - проявлением рыночных отношений.

Классик государственных финансов Ричард Масгрейв писал: "Хотя функционирование государственного бюджета означает денежные потоки доходов и расходов, основные проблемы, с которыми сталкивается бюджет, не связаны с вопросами финансов. Они не касаются денег, ликвидности или рынка капиталов. Точнее, это проблемы распределения (размещения) ресурсов, перераспределения доходов, полной занятости, стабильности уровня цен и экономического роста тех аспектов экономической политики, которые возникают при функционировании государственного бюджета".

2 Musgrave,Richard A. 1959. The theory of Public Finance. New York: VcGraw-Hill. P.6

Специфика государственного бюджета состоит в том, что он возникает в процессе, (непременным участником которого является государство), связанным с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. [1]

В Бюджетном кодексе [2] дано следующее определение бюджета: - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

В других источниках, бюджет - это:

1) «централизованный фонд денежных средств»,

2) «централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств».

3) «денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства)» и так далее.

Эти подобные определения не позволяют полностью оценить роль государства как активного участника экономической жизни, строящейся на основе рынка.

Бюджет может использоваться не только, как финансовый план, закон и инструмент социально-экономической политики, но и как средство предоставления общественных благ, связи и отчетности перед государством перед обществом. Именно эти вопросы находятся сейчас в центре внимания экономической науки при анализе ею бюджета и бюджетной политики.

Государственный бюджет, являясь для государства средством накопления финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Бюджетный кодекс РФ дает ей следующее определение: «бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». [3]

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

Первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень - бюджеты субъектов РФ (на 2011 г. 84 бюджетов:

1) 21 республиканский бюджет

2) 55 краевых и областных бюджетов

3) 7 окружных бюджетов автономных округов

4) бюджет автономной Еврейской области

5) городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга

6) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов)

Третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).[4]

При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Современная бюджетная система России относится к западно-европейскому типу и находится в стадии совершенствования, при реализации которой отрабатывается механизм перераспределения компетенций между федеральным и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.

Наши рекомендации