Анализ сложности, динамичности и неопределенности деловой среды организации

Для оценки деловой среды рекомендуется использовать следующую группу параметров:

· сложность – количество и разнообразие элементов деловой среды. Сложная деловая среда – множество разнородных элементов, взаимодействующих друг с другом и влияющих на организацию. Простая деловая среда – 3-4 группы однородных элементов;

· стабильность (нестабильность) – динамичность элементов. Нестабильная деловая среда – частые изменения (действия конкурентов, колебания спроса, появление новых товаров и технологий). Стабильная деловая среда – элементы не меняются в течение длительного времени; факторы стабильности деловой среды – устойчивые либо легко прогнозируемые спрос и предложение;

· неопределенность – отсутствие необходимой информации о деловой среде, непредсказуемость изменений.

В зависимости от сложности и стабильности деловой среды выделяют четыре уровня неопределенности деловой среды организации (рисунок):

1) низкая степень неопределенности – деловая среда проста и стабильна (внешние условия определены и прогнозируемы). Пример: хлебный магазин в микрорайоне Заозерный. Простая деловая среда: элементы – постоянные покупатели (жители микрорайона), небольшое количество конкурентов, поставщики. Стабильная деловая среда: существует устойчивый спрос на товар, связи с постоянными поставщиками, определенный график поставок, отсутствуют резкие колебания цен, т.к. их рост регулируется государством, гос. факторы не оказывают сильного влияния, как и человеческий фактор (работают всего несколько человек);

2) умеренная степень неопределенности – деловая среда сложна, но стабильна (элементы меняются, но не быстро и неожиданно). Если неопределенность умеренная, эффективность деятельности организации зависит от того, сколько элементов деловой среды она выявит, проанализирует и найдет способы взаимодействия. Пример: КГУ – большое количество элементов (абитуриенты, студенты, базовые школы, выпускники, родители, попечительский совет, министерство образования и науки, УМО, администрация, налоговые органы, банк, связи с организациями и предприятиями и т.д.), но изменения элементов постепенны и прогнозируемы;

3) умеренно высокая степень неопределенности – деловая среда проста и нестабильна (количество элементов невелико, но труднопрогнозируемо). Пример: производство модной одежды – круг потребителей ограничен, но вкус нестабилен;

4) Высокая степень неопределенности – деловая среда сложна и нестабильна (большое разнообразие элементов, изменения необычайно быстры и непредсказуемы).

Уровень стабильности деловой среды   Низкий Высокий   Небольшое количество однородных элементов деловой среды. Элементы остаются неизменными или изменяются медленно  
низкая
умеренная
высокая
умеренно высокая

  Большое количество разнородных элементов деловой среды Элементы остаются неизменными или изменяются медленно    
  Небольшое количество однородных элементов деловой среды. Элементы часто изменяются и эти изменения непредсказуемы       Большое количество разнородных элементов деловой среды Элементы часто изменяются и эти изменения непредсказуемы  
Низкий Высокий Уровень сложности деловой среды

Рисунок 1 ‒ Матрица для оценки уровня неопределенности деловой среды

Результат оценки деловой среды организации следует оформить в виде таблицы 3.

Таблица 3 - Анализ неопределенности деловой среды организации в разрезе элементов деловой среды

Составляющие деловой среды Число элементов Разнообразие элементов (однородны, неоднородны, очень разнообразны)? Сложная или простая среда Как часто происходят изменения (часто, нечасто, очень редко)? Степень неопределенности деловой среды
Потребители          
Поставщики          
Конкуренты          
Инфраструктура          
Государственные и муниципальные организации          

Выводы

Вывод должен содержать оценку неопределенности деловой среды выбранной организации в целом.

Список литературы

1 Бабич Т. Н., Козьева И. А., Вертакова Ю. В. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учебное пособие. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. 336 с.

2 Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2012. 258 с.

3 Бутакова М. М. Экономическое прогнозирование. Методы и приемы практических расчетов : учебное пособие 2-е изд. М. : КНОРУС, 2010. 168 с.

4 Гармаш А. Н., Орлова И. В., Концевая Н. В. И др. Экономико-математические методы в примерах и задачах : учеб. пособие / под ред. А. Н. Гармаша. М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. 418 с. + Доп. материалы на http://www.znanium.com.

5 Гобарева Я. Л., Золотарюк А. В., Городецкая О. Ю. Бизнес-аналитика средствами Excel : учеб. пособие. М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. 336 с.

6 Дуброва Т. А. Прогнозирование социально-экономических процессов : учебное пособие. М.: Маркет ДС, 2010. 189 с.

7 Многомерный статистический анализ в экономических задачах: компьютерное моделирование в SPSS : учеб. пособие / под ред. И. В. Орловой. М. : Вузовский учебник, 2013. 310 с. + CD.

8 Орлова И. В. Экономико-математическое моделирование. Практическое пособие по решению задач. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. 140 с.

9 Орлова И. В., Половников В. А. Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование : учеб. пособие. 3-е изд. М. : Вузовский учебник, 2014. 389 с.

10 Плохотников К. Э. Основы эконометрики в пакете STATISTICA : Учеб. пособие. М. : Вузовский учебник, 2013. 298 с. + CD.

11 Смирнова В. Г. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. М. : «ИНФРА-М», 2003.

12 Ханк Д. Э., Уичерн Д. У., Райтс А. Дж. Бизнес-прогнозирование / пер. с англ. 7-е изд. М. : Издательский дом «Вильямс», 2003.

13 Шпаковский Н. А. ТРИЗ. Анализ технической информации и генерация новых идей : учебное пособие. М. : Форум, 2010. 264 с. : ил. (Высшая школа).

14 Шпаковский Н. А., Новицкая Е. Л. ТРИЗ. Практика целевого изобретательства : учебное пособие. М. : Форум, 2011. 336 с. : ил. (Высшее образование).

15 Шурыгин А. М. Математические методы прогнозирования : учебное пособие. М. : Горячая Линия ‒ Телеком, 2009. 180 с.

16 Периодические издания:

- «Вопросы экономики»;

- «Маркетинг в России и за рубежом»;

- «Менеджмент в России и за рубежом»;

- «Проблемы прогнозирования»;

- «Проблемы теории и практики управления»;

- «Экономика и жизнь»;

- «Экономист»;

- «Эксперт»;

- «Эксперт-Урал» и др.

17 Интернет-ресурсы:

- Официальный сайт Главного управления по труду и занятости населения Курганской области. URL: http://czn.kurganobl.ru/ (дата обращения: 22.11.2014);

- Официальный сайт Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области. URL: http://economic.kurganobl.ru/ (дата обращения: 22.11.2014);

- Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/regulation/ (дата обращения: 22.11.2014);

- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 22.11.2014);

- Информационно-издательский центр «Статистика России». URL: http://statbook.ru/ (дата обращения: 16.11.2014);

- Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://www.kurganobl.ru (дата обращения: 23.11.2014);

- Официальный сайт Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Курганской области. URL: http://kurganstat.gks.ru (дата обращения: 22.11.2014).

Штинова Наталья Сергеевна

Наши рекомендации