Анализ сложности, динамичности и неопределенности деловой среды организации
Для оценки деловой среды рекомендуется использовать следующую группу параметров:
· сложность – количество и разнообразие элементов деловой среды. Сложная деловая среда – множество разнородных элементов, взаимодействующих друг с другом и влияющих на организацию. Простая деловая среда – 3-4 группы однородных элементов;
· стабильность (нестабильность) – динамичность элементов. Нестабильная деловая среда – частые изменения (действия конкурентов, колебания спроса, появление новых товаров и технологий). Стабильная деловая среда – элементы не меняются в течение длительного времени; факторы стабильности деловой среды – устойчивые либо легко прогнозируемые спрос и предложение;
· неопределенность – отсутствие необходимой информации о деловой среде, непредсказуемость изменений.
В зависимости от сложности и стабильности деловой среды выделяют четыре уровня неопределенности деловой среды организации (рисунок):
1) низкая степень неопределенности – деловая среда проста и стабильна (внешние условия определены и прогнозируемы). Пример: хлебный магазин в микрорайоне Заозерный. Простая деловая среда: элементы – постоянные покупатели (жители микрорайона), небольшое количество конкурентов, поставщики. Стабильная деловая среда: существует устойчивый спрос на товар, связи с постоянными поставщиками, определенный график поставок, отсутствуют резкие колебания цен, т.к. их рост регулируется государством, гос. факторы не оказывают сильного влияния, как и человеческий фактор (работают всего несколько человек);
2) умеренная степень неопределенности – деловая среда сложна, но стабильна (элементы меняются, но не быстро и неожиданно). Если неопределенность умеренная, эффективность деятельности организации зависит от того, сколько элементов деловой среды она выявит, проанализирует и найдет способы взаимодействия. Пример: КГУ – большое количество элементов (абитуриенты, студенты, базовые школы, выпускники, родители, попечительский совет, министерство образования и науки, УМО, администрация, налоговые органы, банк, связи с организациями и предприятиями и т.д.), но изменения элементов постепенны и прогнозируемы;
3) умеренно высокая степень неопределенности – деловая среда проста и нестабильна (количество элементов невелико, но труднопрогнозируемо). Пример: производство модной одежды – круг потребителей ограничен, но вкус нестабилен;
4) Высокая степень неопределенности – деловая среда сложна и нестабильна (большое разнообразие элементов, изменения необычайно быстры и непредсказуемы).
Уровень стабильности деловой среды Низкий Высокий | Небольшое количество однородных элементов деловой среды. Элементы остаются неизменными или изменяются медленно
| Большое количество разнородных элементов деловой среды Элементы остаются неизменными или изменяются медленно | ||||
Небольшое количество однородных элементов деловой среды. Элементы часто изменяются и эти изменения непредсказуемы | Большое количество разнородных элементов деловой среды Элементы часто изменяются и эти изменения непредсказуемы | |||||
Низкий Высокий Уровень сложности деловой среды |
Рисунок 1 ‒ Матрица для оценки уровня неопределенности деловой среды
Результат оценки деловой среды организации следует оформить в виде таблицы 3.
Таблица 3 - Анализ неопределенности деловой среды организации в разрезе элементов деловой среды
Составляющие деловой среды | Число элементов | Разнообразие элементов (однородны, неоднородны, очень разнообразны)? | Сложная или простая среда | Как часто происходят изменения (часто, нечасто, очень редко)? | Степень неопределенности деловой среды |
Потребители | |||||
Поставщики | |||||
Конкуренты | |||||
Инфраструктура | |||||
Государственные и муниципальные организации |
Выводы
Вывод должен содержать оценку неопределенности деловой среды выбранной организации в целом.
Список литературы
1 Бабич Т. Н., Козьева И. А., Вертакова Ю. В. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учебное пособие. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. 336 с.
2 Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2012. 258 с.
3 Бутакова М. М. Экономическое прогнозирование. Методы и приемы практических расчетов : учебное пособие 2-е изд. М. : КНОРУС, 2010. 168 с.
4 Гармаш А. Н., Орлова И. В., Концевая Н. В. И др. Экономико-математические методы в примерах и задачах : учеб. пособие / под ред. А. Н. Гармаша. М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. 418 с. + Доп. материалы на http://www.znanium.com.
5 Гобарева Я. Л., Золотарюк А. В., Городецкая О. Ю. Бизнес-аналитика средствами Excel : учеб. пособие. М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. 336 с.
6 Дуброва Т. А. Прогнозирование социально-экономических процессов : учебное пособие. М.: Маркет ДС, 2010. 189 с.
7 Многомерный статистический анализ в экономических задачах: компьютерное моделирование в SPSS : учеб. пособие / под ред. И. В. Орловой. М. : Вузовский учебник, 2013. 310 с. + CD.
8 Орлова И. В. Экономико-математическое моделирование. Практическое пособие по решению задач. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. 140 с.
9 Орлова И. В., Половников В. А. Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование : учеб. пособие. 3-е изд. М. : Вузовский учебник, 2014. 389 с.
10 Плохотников К. Э. Основы эконометрики в пакете STATISTICA : Учеб. пособие. М. : Вузовский учебник, 2013. 298 с. + CD.
11 Смирнова В. Г. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. М. : «ИНФРА-М», 2003.
12 Ханк Д. Э., Уичерн Д. У., Райтс А. Дж. Бизнес-прогнозирование / пер. с англ. 7-е изд. М. : Издательский дом «Вильямс», 2003.
13 Шпаковский Н. А. ТРИЗ. Анализ технической информации и генерация новых идей : учебное пособие. М. : Форум, 2010. 264 с. : ил. (Высшая школа).
14 Шпаковский Н. А., Новицкая Е. Л. ТРИЗ. Практика целевого изобретательства : учебное пособие. М. : Форум, 2011. 336 с. : ил. (Высшее образование).
15 Шурыгин А. М. Математические методы прогнозирования : учебное пособие. М. : Горячая Линия ‒ Телеком, 2009. 180 с.
16 Периодические издания:
- «Вопросы экономики»;
- «Маркетинг в России и за рубежом»;
- «Менеджмент в России и за рубежом»;
- «Проблемы прогнозирования»;
- «Проблемы теории и практики управления»;
- «Экономика и жизнь»;
- «Экономист»;
- «Эксперт»;
- «Эксперт-Урал» и др.
17 Интернет-ресурсы:
- Официальный сайт Главного управления по труду и занятости населения Курганской области. URL: http://czn.kurganobl.ru/ (дата обращения: 22.11.2014);
- Официальный сайт Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области. URL: http://economic.kurganobl.ru/ (дата обращения: 22.11.2014);
- Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/regulation/ (дата обращения: 22.11.2014);
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 22.11.2014);
- Информационно-издательский центр «Статистика России». URL: http://statbook.ru/ (дата обращения: 16.11.2014);
- Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://www.kurganobl.ru (дата обращения: 23.11.2014);
- Официальный сайт Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Курганской области. URL: http://kurganstat.gks.ru (дата обращения: 22.11.2014).
Штинова Наталья Сергеевна