Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики
Монетарная или денежно-кредитная политика государства – это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита с целью регулирования предложения кредитно-денежных ресурсов для обеспечения неинфляционного экономического роста.
Денежно-кредитная политика осуществляется путём стимулирования кредита и денежной эмиссии либо их ограничением и сдерживанием.
Стимулирующая денежно-кредитная политика (кредитная экспансия) означает увеличение денежного предложения (денежной массы) в целях оживления экономической активности в стране. Она проводится в условиях падения производства и увеличения безработицы путём расширения сферы кредитования и снижения нормы процента для оживления конъюнктуры рынка.
Ограничительная денежно-кредитная политика (кредитная рестрикция) предполагает сокращение объёма денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста ВВП в условиях экономического бума, сопровождаемого спекуляциями на рынке ценных бумаг, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В этих случаях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» экономики с помощью ограничения кредитования, повышения процентной ставки, ограничения эмиссии (выпуска в обращение) платёжных средств.
Государство осуществляет кредитно-денежную политику через центральные (эмиссионные) банки. В нашей стране эта функция возложена на Банк России. Он является государственным и обладает значительной степенью самостоятельности в регулировании денежного обращения.
Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы. Общие методы воздействуют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные методы нацелены на регулирование конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей экономики, а также крупных предприятий.
К общим методам денежно-кредитной политики относятся.
· Учётная (дисконтная) политика, являющаяся одним из наиболее старых и испытанных методов кредитного регулирования. Это условия, на которых Центральный банк покупает векселя у коммерческих банков. Она относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования стоимости банковских кредитов. Это происходит следующим образом. В случае, когда предприниматель расплачивается с поставщиком не сразу, а через определённый срок (например, квартал), для подтверждения отсрочки платежа он обычно выписывает вексель. Поставщик товара может либо ожидать наступления срока его оплаты, либо оплатить им (векселем) свои денежные обязательства, либо реализовать его коммерческому банку. Покупая вексель, коммерческий банк тем самым осуществляет его учёт, но выплачивает продавцу не всю сумму, а лишь его часть, удерживая определённый процент (комиссию). Коммерческий банк в случае необходимости может переучесть полученный вексель в Центральном банке, при этом Центральный банк удерживает в свою пользу также определенный процент – учётную ставку. Устанавливая единую учётную ставку, Центральный банк тем самым определяет её самую низкую границу для коммерческих банков. Комиссия коммерческих банков превышает ставку Центрального банка, как правило, на 0,5 – 2 %. Если учётная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учётной ставки действует в обратном направлении: вызывает рост предоставления ссуд коммерческими банками и оживление инвестиционной активности. В России функцию учётной ставки выполняет ставка рефинансирования ЦБ РФ, по которой осуществляется предоставление прямых кредитов, переучёт векселей, ссуды под залог ценных бумаг, организация кредитных аукционов. С 1 декабря 2008 г. ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации составляет 13 %[16]. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. Необходимо отметить, что объём кредитов, получаемых коммерческими банками у Банка России, составляет лишь незначительную часть привлекаемых ими средств. Поэтому изменение учётной ставки центрального банка стоит рассматривать скорее как индикатор общеэкономической ситуации в стране, информирующий экономических агентов о направления изменения инфляционной ситуации.
· Операции на открытом рынке.Этот метод кредитно-денежной политики заключаются в продаже или покупке Центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (государственных казначейских обязательств, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых Центральным банком). Этот метод стал активно использоваться после окончания Второй мировой войны, когда Центральные банки стран в значительной мере переориентировались на косвенные методы регулирования экономики. При покупке ценных бумаг увеличивается (а при их продаже уменьшается) объём собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечёт за собой изменение стоимости кредита, и, как следствие, спроса на деньги.
Операции на открытом рынке различаются по следующим критериям:
§ условия сделки – купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей (операции РЕПО);
§ объекты сделок – операции с государственными или частными бумагами;
§ срочность сделки – краткосрочные операции с ценными бумагами (до 3-х месяцев) и долгосрочные (от 1 года и более);
§ сфера проведения операций – охватывает только банковский сектор или включает в себя и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
§ способы установления ставок – определяются Центральным банком или рынком.
В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа ЦБ РФ государственных ценных бумаг, обладавших вплоть до финансового кризиса в августе 1998 г., высокой ликвидностью и высокой степенью доходности. Коммерческие банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.
· Установление норм обязательных резервовкоммерческих банков. Это метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые данный метод был применён в США в 1933 г. Коммерческие банки обязаны часть своих депозитов хранить в Центральном банке в виде обязательных резервов как гарантию выполнения своих обязательств перед клиентами. Их доля (норма обязательного резервирования) устанавливается законодательно ЦБ. Этот метод способствует укреплению банковской ликвидности, т.е. способности банков выполнять свои обязательства перед клиентами. В то же время эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменение нормы обязательных резервов определяет величину денежного мультипликатора, характеризующего кратность прирастания предложения денег в результате увеличения денежной базы. В России денежный мультипликатор, рассчитанный по М2 и широкой денежной базе, увеличился с 2,407 на 1.01.2008 г. до 2,419 на 1.01.2009 г., или на 0,5 % (за 2007 г. — на 10,3 %)[17]. Чем выше норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций, что ведёт к сокращению денежной массы. И наоборот, снижение нормы обязательного резервирования приводит к увеличению возможности кредитования коммерческими банками и росту денежного предложения. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежной массы и на инвестиционную активность.
В соответствии с решением Совета директоров Банка России с 1 сентября 2008 г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами были повышены с 7 до 8,5 %, перед физическими лицами в рублях – с 5 до 5,5 %, по прочим обязательствам – с 5,5 до 6 %. Однако с 18 сентября 2008 г. Банк России снизил указанные нормативы на 4 процентных пункта по всем видам обязательств[18].
Селективные методы кредитно-денежной политики, в частности, включают:
· контроль по отдельным видам кредитов(кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских кредитов, ипотечного кредитования), осуществляемый, как правило, в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство ставит своей задачей перераспределение их в пользу определенных отраслей или ограничение общего объёма потребительского спроса;
· регулирование риска и ликвидности банковских операций, главным образом, путём установления соотношения выданных кредитов с суммой собственных средств банка.
В качестве приоритетных направлений государственной поддержки денежно-кредитной политики в России можно выделить:
- стимулирование внешнеэкономической деятельности;
- инвестиционные проекты в развитие передовых технологий и отраслей промышленности, прежде всего в экспортное производство и импортозамещение;
- обеспечение реструктуризации и повышения эффективности сельского хозяйства;
- ипотечное кредитование жилищного строительства.
Одновременно ЦБ РФ предполагает определение структурных приоритетов промышленности и региональной политики, а также создание системы финансовых стимулов развития реального сектора экономики, включая государственные гарантии по кредитам.