Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Цели и инструменты монетарной политики можно сгруппировать так:

Стратегические цели:

- экономический рост;

- полная занятость;

- стабильность цен;

- устойчивый платежный баланс.

Тактические цели:

- денежная масса в экономике;

- процентная ставка;

- курс национальной валюты.

Для достижения этих целей Банк России может использовать следующие основные инструменты:

1. Купля-продажа государственных ценных бумаг;

2. Купля-продажа иностранной валюты;

3. Изменение обязательной резервной нормы;

4. Изменение процентной ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБ;

5. Изменение ставки рефинансирования;

6. Операции прямого и обратного РЕПО и им подобные;

7. Размещение облигаций ЦБ среди коммерческих банков;

8. Регулирование средств на счетах министерства финансов в ЦБ.

Рассмотрим механизмы воздействия этих инструментов на изменение денежной массы в экономике:

1. Предположим, ЦБ покупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков. Расплачиваясь за них, он увеличивает средства на счетах коммерческих банков в Центральном банке. Это означает рост денежной базы, следовательно, и денежной массы в экономике. Когда ЦБ продает ценные бумаги, все происходит наоборот. Операции по купле-продаже ценных бумаг называются операциями Центрального банка на открытом рынке.

2. Тот же механизм. Покупая валюту, ЦБ расплачивается рублями. В результате возрастает денежная база в экономике, что ведет к росту денежной массы. При продаже валюты все происходит наоборот.

3. Часть привлеченных средств коммерческие банки обязаны держать на специальном резервном счете в Центральном банке. Увеличивая эту обязательную резервную норму, ЦБ сокращает свободные резервы коммерческих банков, т.е. уменьшает их возможности выдавать кредиты. Тем самым он уменьшает кредитные и депозитные мультипликаторы, соответственно – и денежную массу. С апреля 2004 г. норма обязательного резервирования в России составляет 7-9% в зависимости от вида привлеченных средств. До этого данная норма изменялась в 2000 г. Иными словами, Банк России крайне редко использует этот инструмент. Достаточно редко прибегают к нему и западные Центральные банки.

4. На средства, находящиеся на резервных счетах коммерческих банков в ЦБ, проценты не начисляются. В то же время сегодня Банк России предлагает коммерческим банкам открывать у себя особые депозитные счета, по которым он платит проценты. Увеличение этой процентной ставки позволяет ЦБ привлекать депозиты коммерческих банков, уменьшая, тем самым, их избыточные (свободные) резервы, а значит и денежную массу в экономике. Соответственно уменьшение процента по депозитам дает противоположный результат.

5. Будучи кредитором последней инстанции, ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. В странах с развитой рыночной экономикой процентная ставка, по которой Центральный банк кредитует банки, называется учетной ставкой. По этой ставке ЦБ учитывает векселя банков, т.е. предоставляет им кредиты под залог векселей. Увеличивая учетную ставку, ЦБ уменьшает объем кредитов, которые коммерческие банки могут у него взять. В результате сокращается и банковское кредитование экономики. Уменьшается, следовательно, денежная база, а за ней – и денежная масса. Соответственно при снижении учетной ставки денежная база и денежная масса, напротив, возрастают.

В западных странах размер учетной ставки является важнейшим макроэкономическим показателем, поскольку он определяет процентную ставку на финансовых рынках. Получая более дешевый (дорогой) кредит у Центрального банка, коммерческие банки снижают (повышают) процентные ставки по своим ссудам. А процентные ставки определяют в современной экономике очень многое. В частности от них зависят, как уже говорилось (тема «Совокупный спрос и совокупное предложение», п. 1), потребительские расходы домашних хозяйств и инвестиционные расходы фирм, т.е. совокупный спрос. Зависит от них и рыночная стоимость ценных бумаг, соответственно ситуация на фондовых рынках. Кроме того, повышение (снижение) процентной ставки в данной стране ведет к притоку (оттоку) валюты из-за рубежа, т.е. влияет на курс национальной валюты. По всем этим причинам изменение учетной ставки (или даже слух об этом) всегда привлекает повышенное внимание специалистов.

Например, в 2002 - начале 2003 гг. экономики США и Европы переживали спад. Поэтому Центральные банки этих стран периодически снижали учетные ставки, чтобы стимулировать совокупный спрос, соответственно и производство. Весной 2003 г. учетная ставка в США упала до 1,25% годовых.

В России все несколько иначе. У нас Центральный банк устанавливает ставку рефинансирования. В январе 2004 г. она была снижена до 14% годовых. Формально ее назначение такое же, как и учетной ставки на Западе. На деле, однако, рефинансовая ставка пока не имеет в нашей стране большого значения. Сегодня от нее слабо зависят как процентная ставка на денежном рынке, так и рыночная стоимость ценных бумаг, другие макроэкономические показатели.

Однако необходимо отметить, что изменение ставки рефинансирования по-прежнему следовало за динамикой доходности государственных долговых обязательств и ставок по кредитам, а не являлось определяющим для них.

Так сложилось, что в России ставка рефинансирования воздействует на рынок лишь через другие ставки ЦБ (депозитные, кредитные или репо – см. ниже), а также всевозможные штрафы и нормы. При этом система кредитования коммерческих банков Банком России до сих пор не отработана. Банк России предоставляет кредиты лишь эпизодически, причем по более низкой ставке, нежели ставка рефинансирования. Основным способом кредитования во второй половине 2002 – начале 2003 гг. выступают сделки «валютный своп», фактически представляющие собой выдачу однодневных кредитов под залог иностранной валюты.

С другой стороны, ставки по кредитам, выдаваемым банками предприятиям и организациям составили в начале 2003 г. немногим более 14% годовых. Таким образом, ставка рефинансирования не столько определяет рыночную процентную ставку, сколько следует за рынком, причем на заметном расстоянии. Ее изменение лишь отражает состояние дел постфактум, но не оказывает заметного влияния на рынок. В лучшем случае рефинансовая ставка задает сегодня верхнюю границу стоимости заемных средств на денежном рынке. Тем не менее, ее дальнейшее снижение может в перспективе привести и к удешевлению кредитов для предприятий.

6. Операции прямого РЕПО означают временную продажу коммерческими банками государственных ценных бумаг Банку России с обязательством их выкупа через определенный срок. При этом у банков временно увеличиваются средства на счетах в ЦБ (т.к. они продали ценные бумаги), т.е. возрастает денежная база. Это ведет к увеличению денежной массы в экономике, поскольку коммерческие банки могут выдавать больше кредитов реальному сектору.

При операциях обратного РЕПО все происходит наоборот: Банк России временно продает государственные ценные коммерческим банкам, выкупая их по прошествии указанного срока. Проведение таких операций уменьшает средства банков на счетах в ЦБ (поскольку они покупают ценные бумаги), что означает сокращение денежной базы, соответственно и денежной массы в экономике. Аналогом обратного репо выступают операции биржевого модифицированного РЕПО, которые Банк России чаще всего использует сегодня для временного изъятия свободных средств из банковской системы.

7. Банк России имеет возможность влиять на денежную массу в экономике, выпуская БОБРы (БОБР – бескупонная облигация Банка России). Размещая свои облигации среди коммерческих банков, т.е. продавая им облигации, ЦБ уменьшает средства банков на счетах в Банке России. Это означает сокращение денежной базы, соответственно и уменьшение избыточных (свободных) резервов коммерческих банков. В результате банки могут выдавать меньше кредитов предприятиям, что ведет к уменьшению денежной массы в экономике. Когда же приходит срок ЦБ выкупать свои облигации, то все происходит наоборот: растут свободные резервы банков, размеры выданных ими кредитов, а значит – и денежная масса.

Пилотный проект по выпуску БОБРов был осуществлен Банком России осенью 2001 г. Особого успеха он не имел (на условиях ЦБ банки захотели купить лишь небольшую часть предложенных облигаций), и с тех пор до настоящего времени (лето 2003 г.) о БОБРах ничего не слышно.

8. Правительство держит свои свободные средства на счетах в Банке России. Эти средства не входят ни в один денежный агрегат, соответственно не считаются деньгами. Но, выполняя свои функции, Министерство финансов переводит средства на счета бюджетополучателей. В результате они оказываются на счетах предприятий и организаций, а также превращаются в наличные деньги на руках у населения. Не следует забывать, что наличные деньги плюс средства на текущих счетах предприятий, организаций и местных властей составляют денежную массу по агрегату М1 (тема 18, п. 1). Таким образом, рост правительственных расходов ведет к увеличению денежной массы в экономике. Напротив, увеличение налоговых сборов наряду с сокращением государственных расходов ведет к накоплению средств на счетах правительства в Банке России, благодаря чему деньги выводятся из экономики. Таким образом, накопление средств на правительственных счетах в Банке России уменьшает денежную массу, а их уменьшение увеличивает ее.

Цели и инструменты монетарной политики Банка России можно свести в таблицу (табл. 19-1):

Таблица 19-1. Монетарная политика Банка России

  Политика «дешевых денег» Политика «дорогих денег»
Цели Увеличение денежной массы для стимулирования экономического роста и сокращения безработицы Уменьшение денежной массы для борьбы с инфляцией
Инструменты - Покупка иностранной валюты; - Покупка государственных ценных бумаг; - Уменьшение обязательной резервной нормы; - Уменьшение процентной ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБ; - Уменьшение ставки рефинансирования; - Операции прямого РЕПО;     - Выкуп Центральным банком своих облигаций у коммерческих банков; - Уменьшение остатков на счетах правительства в ЦБ - Продажа иностранной валюты; - Продажа государственных ценных бумаг; - Увеличение обязательной резервной нормы; - Увеличение процентной ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБ; - Увеличение ставки рефинансирования; - Операции обратного РЕПО и биржевого модифицированного РЕПО; - Продажа Центральным банком своих облигаций коммерческим банкам; - Увеличение остатков на счетах правительства в ЦБ

В России в последние годы используются в основном три инструмента: интервенции ЦБ на валютном рынке, т.е. купля-продажа иностранной валюты, изменение остатков на счетах правительства в ЦБ и регулирования депозитов коммерческих банков в ЦБ посредством операций РЕПО.

Принятые Банком России и Правительством РФ «Основные направления денежно-кредитной политики на 2003 г.» называют снижение инфляции в качестве основной цели денежных властей. В то же время активный платежный баланс (приток валюты в страну в основном из-за высоких мировых цен на нефть значительно превышает ее отток) создает ряд проблем при проведении антиинфляционной политики. Скупая приходящую валюту, Банк России эмитирует рубли. Положительным результатом такой ситуации является рост валютных резервов ЦБ, позволяющий, в сочетании с профицитом государственного бюджета, выплачивать внешние долги без новых заимствований.

С другой стороны, рублевая эмиссия означает рост денежной базы, увеличившейся в 2002 г. на 32,7%. Это влечет за собой увеличение денежной массы, которая возросла (по агрегату М2) за тот же период на 32,3%. Рост наличных денег в обращении составил 30,8%.

Повышение количества денег в экономике заметно обгоняет рост производства, а потому чревато инфляцией. Для борьбы с ней Банк России стерилизует избыточную ликвидность, т.е. изымает «лишние» деньги из экономики. Для этого используются два основных инструмента: операции биржевого модифицированного репо и накопление средств на счетах правительства в ЦБ. Последнее становится возможным благодаря профициту государственного бюджета вследствие экономического роста и высоких мировых цен на нефть. Напомним, что бюджетный профицит означает превышение государственных доходов над расходами, благодаря чему увеличиваются свободные средства на счетах правительства в Банке России, т.е. деньги выводятся из экономики.

Однако радикальное решение проблемы состоит в росте банковского кредитования предприятий, что позволит эффективно использовать ныне «излишнюю» денежную массу. Для этого государство должно способствовать реструктуризации и санации реального сектора с тем, чтобы неплатежеспособные предприятия прекратили свое существование. В таких условиях банки начнут активнее кредитовать экономику, работать с долговыми обязательствами надежных эмитентов. Иными словами, необходимо осуществлять структурные реформы.

Наши рекомендации