На тему: СТАТИСТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В ЭКОНОМИКЕ
Кафедра экономики и статистики
ВАРИАНТ № 22
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: СТАТИСТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В ЭКОНОМИКЕ
Выполнила: студентка заочного отделения
экономического факультета
Бусыгина А. В.
Проверила: Гореева Н.М.
Калуга, 2014г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Система показателей статистики научной деятельности инноваций.
1.2. Особенности статистического изучения научной деятельности.
1.3. Особенности статистического изучения научной деятельности.
ГЛАВА 2. СТАТИСТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В ЭКОНОМИКЕ
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
Задание 4.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой - постиндустриальной - стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития — информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации. Информационные технологии, обеспечивающие автоматизацию сбора, передачи, обработки и хранения информации с применением компьютерной техники и телекоммуникаций, служат одновременно и базой развития высокотехнологичных производств; под их влиянием меняются характер и содержание труда, структура занятости, возникают новые виды экономической деятельности, преображается облик системы образования и здравоохранения, происходят сдвиги в сфере личного потребления.
Само понятие экономики, основанной на знаниях, или интеллектуальной экономики, получившее в последние годы широкое распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того обстоятельства, что научно-технические знания непосредственно определяют параметры экономического роста. На долю наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг ныне в ведущих индустриальных странах приходится в среднем более половины валового внутреннего продукта; именно эти отрасли отличаются наиболее высокими темпами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота.
Меры по реформированию российской статистики, предпринятые в 1993—1999 гг., способствовали не только качественному совершенствованию ряда традиционных ее разделов, но и появлению совершенно новых направлений, нацеленных на исследование актуальных аспектов экономического и социального развития страны в современных условиях и на перспективу. Среди них и статистика науки и инноваций, призванная отразить процессы создания, внедрения и распространения на рынке новых либо усовершенствованных продуктов, услуг, технологических процессов. Основные задачи статистики науки и инноваций охватывают также измерение ресурсов, направляемых на инновационную деятельность, оценку факторов, благоприятствующих инновациям или тормозящих их, анализ влияния инноваций на результаты деятельности предприятий.
Переход российской экономики на рыночные отношения не мог не повлиять на механизмы функционирования науки и ее связи с производством. Развитие науки, особенно в части прикладных исследований и разработок, все в большей мере определяется спросом со стороны отраслей и предприятий. С другой стороны, осуществление инноваций, являясь условием повышения конкурентоспособности продукции, сохранения традиционных и завоевания новых рынков сбыта, диверсификации производства и повышения его эффективности, выступает как составная часть промышленной деятельности и реализуется посредством различных форм передачи (приобретения) технологий — овеществленных (в виде машин и оборудования) и неовеществленных (патенты, лицензии, ноу-хау, услуги технологического содержания и др.). В то же время инновационная активность предприятий сдерживается многочисленными объективными и субъективными трудностями (недостаточными финансовыми возможностями, высокой степенью риска, отсутствием собственной научно-исследовательской и опытно- конструкторской базы, кадров требуемой квалификации, необходимой научно- технической и маркетинговой информации и т.п.).
Таким образом, анализ тенденций и прогнозирование развития как науки, так и промышленности становятся невозможными без изучения целей и источников инноваций, форм внутреннего и внешнего технологического обмена, оценки текущих и капитальных затрат на научную инновационную деятельность по ее видам и источникам финансирования, объема инновационной продукции.
Целью данной курсовой работы заключается в анализе результативности научных исследований и разработок в экономик.
Основными задачами при изучении данной темы является выявить влияние инноваций на результаты деятельности предприятий выраженную в сумме прибыли от реализации инновационной продукции, а также изучить изменение затрат производственных ресурсов.
Объектом изучения для данной курсовой работы послужили данные об инновационной деятельности некоторых регионов Российской Федерации.
Глава 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИНОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Система показателей статистики научной деятельности
Непосредственная трансформация идей в новые продукты и технологические процессы осуществляется на стадии инновационной деятельности. Она предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. В составе инновационной деятельности обычно выделяются шесть основных ее видов:
· производственное проектирование, включая подготовку планов и
· чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур,
· технических спецификаций, эксплуатационных характеристик;
· технологическая подготовка и организация производства, охватывающие
· приобретение производственного оборудования, осуществление изменений в
· них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля
· качества; пробное производство или испытания; если предполагается
· дальнейшая доработка конструкции;
· приобретение неовеществленной
· технологии со стороны в форме патентов, патентных лицензий на
· использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей;
· результатов исследований и разработок; беспатентных лицензий (ноу-хау,
· соглашения на передачу технологий) и услуг технологического содержания
· (инжиниринговых, консультативных и др.);
· приобретение
· овеществленной технологии — машин и оборудования;
· подготовка и переподготовка персонала в связи с применением новых технологий и
· оборудования;
· маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды
· деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, исключая
· развертывание дистрибьюторских сетей. [5]
Статистика изучает количественные параметры явлений и процессов в сфере науки в единстве с их качественной природой. Главной задачей статистики науки и инноваций является удовлетворение потребностей общества в достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны. Предметом статистики науки и инноваций является разработка определений и классификаций, системы соответствующих показателей и методологии их исчисления. [5]
Для характеристики развития науки в отечественной и зарубежной экономической литературе, практике научно-технической политики широко применяется понятие научного и инновационного потенциала. Появление данного понятия связано с необходимостью разработки такой экономической категории, которая бы отображала наиболее общие, существенные свойства, признаки и связи науки и инноваций как вида деятельности, служила бы основой для формирования системы соответствующих показателей и методологии их количественного измерения. [5]
Научный потенциал рассматривается как совокупность ресурсов научной и инновационной деятельности на определенном этапе развития общества. Неотъемлемым признаком научного и инновационного потенциала является характеристика возможностей решения как текущих, так и перспективных научно-технических задач при условии эффективного использования имеющихся ресурсов и с учетом резервов их пополнения и совершенствования.
Таким образом, научный и инновационный потенциал в конечном итоге следует рассматривать не просто как набор различных видов ресурсов, а лишь в их единстве с результатами научной и инновационной деятельности.
Концепция статистического изучения научного и инновационного потенциала базируется на системном подходе к исследованию его сущности и структуры, обоснованию задач, направлений и методов статистического анализа. Только комплексное рассмотрение всех аспектов научной и инновационной деятельности и необходимых для ее осуществления ресурсов - трудовых, материальных, информационных, финансовых - во взаимосвязи с результатами их использования позволяет получить объективное представление о тенденциях научно-технического развития. Это даст возможность интегрировать разрозненные, иногда несопоставимые между собой показатели, характеризующие отдельные элементы научно-инновационного цикла, в целостную систему. [1]
Учитывая сказанное, в составе системы показателей научного и инновационного потенциала выделяются характеристики ресурсов и результатов научных исследований и инновационной деятельности, а также их внутренних и внешних связей (см. рис.1).
Рисунок 1. Научная и инновационная деятельность
Всю совокупность показателей научного и инновационного потенциала можно систематизировать следующим образом: [1]
1. Показатели статистики науки.
1.1. Показатели ресурсов науки.
1.1.1. Показатели кадров науки.
1.1.1.1. Численность и состав персонала, занятого исследованиями и
разработками.
1.1.1.2. Показатели движения персонала, занятого исследованиями и
разработками.
1.1.1.3. Показатели подготовки научных кадров.
1.1.2. Показатели материально-технической базы науки.
1.1.2.1.Показатели наличия и структуры основных фондов исследований и
разработок.
1.1.2.2.Показатели движения основных фондов исследований и разработок.
1.1.2.3. Показатели использования основных фондов исследований и разработок.
1.1.2.4. Показатели объема, состава, динамики и использования оборотных средств исследований и разработок.
1.1.3. Показатели информационных ресурсов науки.
1.1.4. Показатели финансирования исследований и разработок.
1.1.4.1.Показатели объема и структуры затрат на исследования и разработки.
1.1.4.2. Показатели динамики затрат на исследования и разработки.
1.2. Показатели результатов научных исследований и разработок.
1.2.1. Показатели публикационной активности.
1.2.2. Показатели создания технологий (патенты, лицензии, образцы
новых видов машин и оборудования и т.п.).
1.3. Показатели организационной структуры науки (числа и состава
организаций, выполняющих исследования и разработки).
2. Показатели статистики инноваций.
2.1. Показатели источников информации об инновациях.
2.2. Показатели затрат на инновации.
2.2.1. Показатели объема и структуры затрат на инновации.
2.2.2. Показатели динамики затрат на инновации.
2.3. Показатели технологического обмена.
2.3.1. Показатели приобретения технологий.
2.3.2. Показатели передачи технологий.
2.4. Показатели результатов инновационной деятельности.
2.4.1. Показатели объема, структуры и динамики производства и
реализации инновационной продукции.
2.4.2. Показатели влияния инноваций на результаты деятельности
предприятия.
2.4.2.1. Показатели экономии затрат производственных ресурсов в результате
внедрения инноваций.
2.4.2.2. Показатели прибыли от реализации инновационной продукции.
2.5. Показатели инновационной активности промышленных предприятий.
3. Статистические показатели, характеризующие влияние науки и
инноваций на экономический рост.
3.1. Показатели технологической структуры экономики.
3.2. Показатели экспорта и импорта технологий (баланс платежей за
технологии).
3.3. Оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость.
3.4. Интегрированная оценка вклада научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта.
Для изучения научной и инновационной деятельности в различных аспектах статистика использует также различные классификации и группировки, отражающие многообразие внутренних и внешних взаимосвязей науки и инноваций. [5]
1.2. Особенности статистического изучения научной деятельности
Центральное место среди различных классификаций и группировок принадлежит многомерной классификации научной деятельности по видам (фундаментальные, прикладные исследования, разработки), отраслям и секторам науки. [9]
Отрасли науки — дисциплины, в которых осуществляются научные исследования и разработки. Они характеризуются наличием конкретного предмета исследований и сферы интересов ученых, организационных форм их кооперации, научной периодики и других изданий, системы подготовки кадров соответствующего профиля.
Классификация отраслей науки строится по их предметным, методологическим и функциональным признакам и имеет иерархическую структуру: области науки -отрасли науки - научные специальности. Основой классификации отраслей науки в статистике являются рекомендации ЮНЕСКО. В соответствии с ними в составе общей совокупности научных дисциплин как в отечественной, так и в международной статистической практике выделяются шесть крупных областей науки
- естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные,гуманитарные. [9]
В качестве секторов науки в статистике рассматриваются секторы экономики, объединяющие значительное число организаций, осуществляющих научные исследования и разработки и характеризующихся однородностью своих основных функций и предоставляемых услуг, источников финансирования, правового статуса. Существенное внимание уделяется при этом сопоставимости с классификацией, принятой в системе национальных счетов, что позволяет сравнивать показатели научных исследований и разработок с другими статистическими данными и оценить прямо или косвенно место науки в экономике страны и ее вклад в экономический рост. Указанные специфические классификации и группировки статистики науки, как и некоторые другие — типы научных организаций, социально-экономические цели научных исследований и разработок — используются в практике статистического наблюдения в дополнение к общестатистическим классификациям. Они играют важнейшую роль в формировании системы сбора и разработки статистической информации и обеспечивают возможность детального анализа структуры научного потенциала. [9]
1.3. Особенности статистического изучения инновационной деятельности
Инновации представляют собой новые или усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, новые или усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, либо новые подходы к социальным услугам. Непосредственная трансформация идей в новые или усовершенствованные продукты и технологические процессы осуществляется на стадии инновационной деятельности. Она предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.
Действующие в настоящее время международные нормы сбора статистических данных об инновациях разработаны применительно только к технологическим инновациям. Они представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (процесса), внедренного на рынке и используемого в практической деятельности. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций - продуктовые и процессные, которые в свою очередь классифицируются в статистике по степени новизны. [5]
Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Процессная инновация - это освоение новых или значительно усовершенствованных методов производства, изменения в оборудовании или организации производства либо и то и другое. Нововведения в области организации и управления производством, информационных технологий, коммунальных и социальных услуг не рассматриваются в составе технологических инноваций. Кроме того, не подлежат учету в качестве инноваций несущественные видоизменения продуктов и технологических процессов, под которыми подразумеваются эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.).
Классификация инноваций по степени новизны осуществляется по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются по следующим признакам:
продуктовые инновации — применение новых материалов; применение новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);
процессные инновации — новая технология производства; более высокий уровень автоматизации; новые методы организации производства (применительно к новым технологиям). С позиций новизны рынка различаются инновации новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия. [5]
ГЛАВА 2. СТАТИСТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В ЭКОНОМИКЕ
Задание 1
По исходным данным таблицы 1:
Таблица 1 – Статистическая информация о некоторых результатах деятельности регионов
№ п/п | Число исследуемых передовых производственных технологий, ед. | Внутренние текущие затраты на научные исследования, млн. руд. | Фундаментальные текущие затраты на научные исследования, млн. руб. | Численность исследователей с научными степенями, чел. |
2075,1 | 1906,9 |
Рассчитаем долю фундаментальных текущих затрат в стоимости внутренних текущих затрат
1906,9/2075,1*100%=91,89%
Внутренние текущие затраты на 1 исследователя с ученой степенью
2075,1/934=2,22 млн. руб.
Фундаментальные текущие затраты на 1используемую технологию
1906,9/1055=1,80 млн. руб.
Число исследователей с научными степенями на 1 технологию
934/1055=0,88 чел.
Внутренние текущие затраты на 1 используемую технологию
2075,1/1055=1,96 млн. руб.
Вывод: Данные по некоторым регионам показывают, что в общей доле внутренних затрат на научные исследования доля фундаментальных текущих затрат составляет 91,89%. Внутренние текущие затраты на 1 исследователя с ученой степенью составила 2,22 млн. руб., фундаментальные текущие затраты на 1 используемую технологию составили 1,80 млн. руб., а внутренние 1,96 млн. руб. Численность исследователей с научными степенями на 1 технологию приходится 0,88 чел.
Построим ранжированный ряд регионов по доле затрат на фундаментальные исследования в текущих затратах, а затем образуйте интервальный ряд распределения из пяти групп с равными интервалами.
Таблица 1.2. – Доля затрат на фундаментальные исследования в текущих затратах по регионам
№ п/п | Внутренние текущие затраты на научные исследования, млн. руб. | Фундаментальные текущие затраты на научные исследования, млн. руб. | Доля затрат на фундаментальные исследования в текущих затратах |
151,5 | 25,51 | ||
227,9 | 56,6 | 24,84 | |
2799,1 | 493,5 | 17,63 | |
4648,6 | 240,7 | 5,18 | |
384,7 | 202,9 | 52,74 | |
6570,3 | 10,87 | ||
50,3 | 7,3 | 14,51 | |
1900,8 | 89,9 | 4,73 | |
42,2 | 61,16 | ||
50304,3 | 7286,2 | 14,48 | |
252,2 | 104,3 | 41,36 | |
914,4 | 81,8 | 8,95 | |
804,6 | 449,2 | 55,83 | |
625,3 | 159,2 | 25,46 | |
2730,5 | 4,39 | ||
1374,5 | 61,5 | 4,47 | |
3063,1 | 409,7 | 13,38 | |
1138,3 | 220,9 | 19,41 | |
265,2 | 89,4 | 33,71 | |
952,5 | 253,3 | 26,59 | |
3576,4 | 874,6 | 24,45 | |
2075,1 | 1906,9 | 91,89 | |
43,6 | 7,21 | ||
60,9 | 15,3 | 25,12 |
Строим ранжированный ряд по доле затрат на фундаментальные исследования в текущих затратах
Образуем интервальный ряд распределения из пяти групп с равными интервалами.
X max- Хmin/n=91,89-4,39/5=17,5
4,39+17,5=21,89
1 группа регионов от 4,39-21,89
21,89+17,5=39,39
2 группа регионов от 21,89-39,39
39,39+17,5=56,89
3 группа регионов от 39,39-56,89
56,89+17,5=74,39
4 группа регионов от 56,89-74,39
74,39+17,5=91,89
Таблица 1.3 – Группировка регионов по доле фундаментальных текущих на научные исследования
Количество групп регионов | Группировка регионов | Накопленные частоты |
4,39-21,39 | ||
21,89-39,39 | ||
39,39-56,89 | ||
56,89-74,39 | ||
74,39-91,89 |