Методы экономических исследований
Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом познания. Если предмет науки характеризует «что она изучает», то метод – «как», т.е. с помощью каких инструментов. Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что буквально означает «путь к чему-либо», поэтому метод можно определить как совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.
Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой – выступает как средство последующего познания. Поэтому, метод одновременно является и результатом процесса познания и его предпосылкой. Сохраняя свойства и законы изучаемого объекта, метод в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта. Объективное переходит в субъективное, и наоборот.
Основными методами, используемыми экономической теорией при изучении хозяйственных явлений выступают:
- метод формальной логики;
- диалектический метод;
- метод экономико-математического моделирования;
- экономический эксперимент.
Формальная логика – это изучение мысли с точки зрения ее структуры, формы. Основные категории, законы и формально-логические методы и приемы познания приведены в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Категории | Законы | Методы |
- понятие - суждение - умозаключение - силлогизм - проблема - антиномия | - закон тождества - закон противоречия - закон исключенного третьего - закон достаточного основания | - анализ и синтез - индукция и дедукция - сравнение - аналогия - гипотеза |
Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.
Индукция– это метод познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему, дедукция, наоборот, от общего к частному.
Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в экономической теории в единстве. Их сочетание обеспечивает системный подход к сложным явлениям хозяйственной практики.
Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов, широко используется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории.
Аналогия– метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Многие открытия в экономической науке были сделаны по аналогии. Ф. Кенэ известный экономист XIX в., будучи по образованию врачом предложил, например, плодотворную аналогию между кровообращением в человеческом организме и движением товарных и денежных потоков в социальном экономическом организме. В результате была построена первая макроэкономическая модель воспроизводства.
Изучение механического равновесия подсказало А. Курно идею экономического равновесия. Аналогия, таким образом, играет важную роль в рождении новых идей и формулировке гипотез.
Гипотеза– это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факты, противоречащие прежней теории.
Качественно новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы общества и человеческого мышления. Основными принципами систематизации понятий в диалектике стали принципы взаимосвязи и развития. Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов. Основные категории, законы и методы диалектической логики приведены в табл. 1.4.
Таблица 1.4
Категории | Законы | Методы |
- единичное и общее - часть и целое - причина и следствие - сущность и явление - содержание и форма - необходимость и случайность - возможность и действительность | - взаимопереход количества и качества - единство и борьба противоположностей - отрицание отрицания | - восхождение от абстрактного к конкретному - единство исторического и логического |
Метод научной абстракции предполагает отвлечение от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить в них существенное и постоянно повторяющееся.
Движение от конкретного, данного в представлении (реальной действительности) к все более высоким абстракциям и от них вновь к конкретному, но уже обогащенному знанием – таким представляется путь познания в диалектике. При сравнении исторического и логическогометодов они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исходный пункт исторического исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования.
Экономическим процессам и явлениям присуща как качественная, так и количественная определенность. Поэтому экономическая теория широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования.
Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Исходные данные модели наряду с бесспорными фактами и понятиями содержат гипотезы и постулаты, истинность которых может быть еще не доказана. Решение модели состоит в выявлении новых ранее неизвестных свойств изучаемого объекта. Связь модели с объективной экономической действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой – служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.
Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называются экзогенными. Величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными.
Различают следующие виды моделей:
- в зависимости от объекта исследования: оптимизационные и равновесные;
- по сфере охвата: макро-, мезо- и микроэкономические;
- по времени и характеру действия: статические и динамические;
- по степени структуризации: малоразмерные и многоразмерные;
- по характеру взаимосвязи элементов: линейные и нелинейные, детерминистские и стохастические и т.д.
Простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двумерном пространстве, при помощи графиков.
Графики – это изображение зависимости между двумя и более переменными.
Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями – вертикальной (ее обычно обозначают буквой Y) и горизонтальной (Х).
Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи – рис. 1.4,а). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него – рис. 1.4,б). Зависимость может быть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению – кривая Филлипса, рис. 1.4,в).
Цена Y товара X | Цена Y товара X | ||
Объем продаж | Издержки производства | ||
а | б | ||
Темп инфляции (%) | Y X | ||
Доля безработных | |||
в | |||
Рис. 1.4. Графики: а – обратная линейная зависимость;
б – прямая линейная зависимость; в – нелинейная зависимость
Другим методом экономической теории является экономический эксперимент, т.е. искусственное воспроизведение или изменение экономического явления с целью достижения ожидаемых, заранее предсказанных результатов. Экономические эксперименты проводимые на микроуровне, на уровне отдельных предприятий или отраслей помогают отработать и проверить эффективность отдельных рычагов и инструментов хозяйственного механизма. Если эксперимент оказывается удачным, то он быстро превращается в обыденную хозяйственную практику. Экономическое экспериментирование на макроуровне (уровне отдельной национальной экономики) практически сливается с государственной экономической политикой (например, НЭП в СССР, введение ИНН, монетизация льгот в России). Несмотря на стремление любого правительства осуществлять экономическую политику научными методами в соответствии с познанными экономическими закономерностями, оно никогда не имеет абсолютной уверенности в том, что выбран наиболее оптимальный путь. Следовательно, при современном уровне экономических знаний, любое правительство обречено на постоянное экономическое экспериментирование.
вопросы для самопроверки
1. Что следует понимать под термином «экономика»?
2. Что такое экономические потребности и какие виды экономических потребностей вам известны?
3. Что такое экономические блага и экономические ресурсы и как они различаются?
4. Что вы можете сказать об эффективности?
5. Охарактеризуйте проблему выбора, альтернативные (вмененные) издержки и кривую производственных возможностей.
6. Что следует понимать под экономической системой?
7. Какие экономические системы вам известны?
8. Как в рамках различных экономических систем решаются основные экономические проблемы?
9. Как определялся предмет экономики как науки в различные исторические периоды?
10. Какие разделы выделяют в структуре экономической теории? Охарактеризуйте их.
11. Какова взаимосвязь экономической теории и экономической политики?
12. Что понимается под методами экономической науки? Перечислите их.