Раздел №2. Методы экономических исследований

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Волгодонский инженерно-технический институт–филиал НИЯУ МИФИ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ»

(наименование дисциплины)

направление подготовки (специальности): «МЕНЕДЖМЕНТ»

(код) (направление подготовки (специальность))

Профиль подготовки: «Производственный менеджмент»

Форма обучения: заочная

(очная, заочная)

Составитель: к.п.н., доцент Н.Ф. Привалова

Волгодонск 2014

Раздел №1. Теоретические и методологические основы исследования в экономике

Задание 1.

На сайте http://www.creativeconomy.ru в журнале «Российское предпринимательство», «Креативная экономика» изучите публикации за последние два года. Осуществите анализ тематики и определите основные направления исследований экономической жизни.

Выберите материалы исследований, в которых представлены наиболее интересные, с вашей точки зрения, результаты. Подготовьте краткое сообщение на семинар.

Задание 2.

На сайте http:/www.economicus.ru ознакомьтесь с информацией о российских и зарубежных исследовательских центрах и тематикой диссертационных исследований в области экономики. Зафиксируйте материалы поиска. Подготовьте информационное сообщение по материалам поиска.

Задание 3.

Определите следующие понятия:

- Экономическая наука

- Экономический подход

- Философия экономики

- Методы экономических исследований

- Homo oeconomicus

- Экономическая антропология

- Экономическая реальность

- Экономический фактор

- Позитивная экономическая наука

- Нормативная экономическая наука

Задание 4.

Подумайте и выскажите свою точку зрения. Аргументируйте свои суждения.

- Каким образом, на ваш взгляд, можно распространить экономический подход на смежные области социального знания: социологию, психологию, культурологию, гендерные исследования и т.п.? Приведите примеры плодотворного использования экономического подхода в других науках.

- Каким образом модель «экономического человека» может быть соотнесена с моделями человека в других науках – «социологическим человеком», «историческим человеком» и т.д.?

- К каким последствиям, по вашему мнению, может приводить неправильная интерпретация экономических фактов? Как это может сказаться на выводах исследователя? Могут ли эти выводы даже в таком случае оказаться истинными или нет?

Задание 5.

Изучите главу 3 «Структура научного знания» в учебном пособии: Лешкевич Т.Г.Философия науки: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 272 с.

На основе изученного материала определите:

- Подходы к классификации наук.

- Особенности эмпирического и теоретического уровней научного знания.

- Критерии науки.

- Сущность методологии как общей теории метода.

- В чем заключается сходство и основные различия теории и метода.

- Каковы уровни методологического знания и их основные характеристики.

- Выделите философские и общенаучные методы исследования. Дайте им характеристику.

- Какова роль и функции философии в научном познании.

Задание 6.

Проанализируйте два – три автореферата на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Выделите обозначенные автором методологические и теоретические основы исследования.

Раздел №2. Методы экономических исследований

Задание 1.

Изучите авторефераты диссертаций по экономическим специальностям. По результатам изучения авторефератов заполните таблицу:

№п/п Библиографические данные Проблема Актуальность Объект исследования Предмет исследования Цель исследования Задачи Гипотеза исследования Методология Методы исследования Основные научные результаты, выводы
1.                      
 

Определите, в какой парадигме выполнено исследование.

Назовите критерии, которые позволили вам это определить. Аргументируйте ваше заключение.

Задание 2.

1. Изучите автореферат диссертации по экономическим специальностям. Проанализируйте адекватность методов и методик исследования выделенной проблеме, объекту, предмету и цели и задачам исследования?

2. Выявите соотношение между проблемой, целью, гипотезой и основными научными результатами исследования.

3. Решена ли, с вашей точки зрения, выдвинутая научная проблема? Доказана или опровергнута гипотеза? Обоснуйте свои выводы.

Задание 3.

Определите следующие понятия:

- Эмпирический опыт

- Экономическое описание

- Научное описание

- Экономическое анкетирование

- Экономическое интервьюирование

- Экономическое объяснение

- Математический эксперимент

- Междисциплинарный экономический эксперимент

- Экономическая интерпретация

- Экспериментальная экономика

- Экономическое измерение

- Экономическая информация

- Экономический опрос

- Квалиметрия

Задание 4.

Подумайте и выскажите свою точку зрения. Аргументируйте свои суждения.

- Как, на ваш взгляд, научиться максимально эффективно использовать в экономическом наблюдении анкетирование, интервьюирование и контент-анализ? В каких сферах экономической науки их лучше всего применять?

- Какое значение, по вашему мнению, имеет мысленный эксперимент в экономическом исследовании? В каких ситуациях его использование будет в наибольшей степени плодотворным?

- Насколько распространен, на ваш взгляд, в современных средствах массовой информации (включая, разумеется, и телевидение) метод экономической софистики, т.е. логическое жонглирование и умышленный логический обман с использованием тех или иных выводов экономической науки?

Задание 5. Для разработки научно-исследовательского проекта

1.Проведите процедуру планирования по следующей теме научно-исследовательского проекта: «Оптимизация работы городского пассажирского транспорта». Оформите план в виде таблицы.

Операции Инструментарий Сроки исполнения (по продолжительности) Форма контроля и отчетности
       

2.Какие дополнительные сведения необходимо принимать во внимание при разработке такого рода планов.

Наши рекомендации