ТЕМА №2 ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

БЛОК I ТЕОРИЯ

1. Раздел науки о языке, изучающий лексику, называется __________________________

2. Лексика – это ____________________________________________________________

3. Фразеология – это ________________________________________________________

4. Слово – это ______________________________________________________________

5. Признаки слова: __________________________________________________________

__________

6. Функции слова:____________________________________________________________

___________

7. Явление многозначности в русском языке называется _____________________________

8. _____________________________– это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.

9. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, представлена следующими пластами слов ______________________________________________________________

10. К лексике русского языка с точки зрения сферы ее использования относятся ________

___________

11. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного словаря представлена такими группами слов ____________________________________________

___________

12. Омонимы – это ___________________________________________________________

13. Разновидности омонимии __________________________________________________

14. Паронимы – это __________________________________________________________

15. Синонимы – это __________________________________________________________

16. Антонимы – это ___________________________________________________________

17. Каково значение каждого иноязычного фразеологизма:

Volens nolens _________________________

Persona grata _________________________

O tempora! O mores! ___________________

Nota bene ____________________________

Post scriptum _________________________

Alma mater ___________________________

Tete-a-tet _____________________________

Time is money _________________________

Tutti-frutti ____________________________

A prima vista __________________________

18.Наука о составлении словарей называется ____________________________________

19. _______________ словари разъясняют лексические значения слов, указывают переносное значение, экспрессивную характеристику (высокое, риторическое, поэтическое, фамильярное, грубое, бранное), сферу употребления (специальное, разговорное, просторечное).

20. «Толковый словарь живого великорусского языка» создал _______________________

Кол-во верных ответов __________; ________%;

Кол-во неверных ответов _________

Оценка преподавателя ____________________

БЛОК II ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1.Пользуясь толковым словарем русского языка , укажите лексическое значение слов.

обмотка________________________________________________________________

заземлитель____________________________________________________________

электростанция ____________________________________________________________

дипломант _________________________________________________________________

континент __________________________________________________________________

контингент _________________________________________________________________

невежа ____

невежда ___________________________________________________________________

представить ________________________________________________________________

предоставить _______________________________________________________________

одень _____

надеть _____

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 2.Определите вид омонимов (лексические омонимы, омоформы, омофоны, омографы).

Электрический ток – глухариный ток ____________________________________________

почитать книгу – почитать старших _____________________________________________

край поля – электрическое поле _________________________________________________

нефтяная компания – избирательная кампания ____________________________________

темно-зеленые ели – ели из одного котелка _______________________________________

книжные полки – полки выстроились на плацу ____________________________________

лечу самолетом – лечу внушением ______________________________________________

злой рок – согнуть в бараний рог _______________________________________________

кислая мина – противотанковая мина ____________________________________________

черный ворон – стая ворон ____________________________________________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 3.К данным словам подберите синонимы и составьте с ними словосочетания или предложения.

двигатель ___________________________________________________________________

схема _____

труд ______

храбрый ___________________________________________________________________

холод _____

напряжение ___________________________________________________________________

блестеть ___________________________________________________________________

бросать ____

враг _______

бояться ____

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 4.Подберите антонимы к употребленным в словосочетаниях прилагательным.

Активный человек ___________________________________________________________

быстрое движение ___________________________________________________________

зимний день ________________________________________________________________

торопливая походка __________________________________________________________

конкретное существование ____________________________________________________

разнообразные занятия _______________________________________________________

замысловатая фраза __________________________________________________________

широкий канал ______________________________________________________________

толстая книга _______________________________________________________________

мужественный поступок ______________________________________________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 5.Составьте предложения, используя в них данные словосочетания в их прямом значении и переносном – в роли фразеологизмов.

Образец: куры не клюют – Этот корм наши куры не клюют. Он всем старался показать, что у него денег – куры не клюют.

Опустить руки ______________________________________________________________

___________

сесть в лужу ________________________________________________________________

___________

плыть по течению ____________________________________________________________

____________

открыть глаза _______________________________________________________________

___________

показать нос ________________________________________________________________

___________

поставить в тупик ____________________________________________________________

___________

попасться на удочку _________________________________________________________

___________

открывать новую страницу ____________________________________________________

___________

пускать пыль в глаза _________________________________________________________

___________

водой не разольешь (не разлить) _______________________________________________

___________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Общая оценка: ___________________________

БЛОК III

ТЕСТ

«ЛЕКСИКА»

  1. Укажите неверное утверждение:

а) лексика – словарный запас языка;

б) каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение;

в) слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений;

г) антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи;

д) старославянизмы – группа исконно русских слов;

е) жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.

2.Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

а) справа; в) играла; д) ворота;
б) судьба; г) у брата; е) красота.  

3.Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

а) золотой медальон; г) хвост кометы;
б) пустая голова; д) быстрый бег;
в) говор ручья; е) цветущий сад.  
  1. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:

а) металлургический завод – завод часов;

б) тихий голос – тихая погода;

в) идут торги – идут часы;

г) счастливый брак – заводской брак;

д) корень слова – корень растения;

е) мягкий знак – мягкий климат.

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в скороговорке Мы ели-ели линьков у ели, их еле-еле у ели доели:

а) омоформы; б) омофоны; в) омографы.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

  а) б) в) г) д)
сп..шите к нам е и е и и
сп..шите задание е и и е е
зап..вать песню е и е и е
зап..вать молоком е и и е и    
  1. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

а) эпитет; б) олицетворение; в) метафора.

Природой здесь нам суждено

В Европу пробудить окно (А.С. Пушкин).

  1. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:
1) бедная а) маленькая;
  растительность - б) скромная;
    в) пышная;
2) богатый опыт - а) ничтожный;
    б) убогий;
    в) скудный;
3) волшебный голос - а) божественный;
    б) раздражающий;
    в) безропотный;
4) полный ответ - а) пустой;
    б) частичный;
    в) жирный.

9.Укажите предложение, в котором синоним к слову исчезнутьявляется стилистическим.

А. Множество людей пропало без вести во время войны.

Б. Многие слова утратили свое первоначальное значение.

В. С появлением первых лучей солнца туман развеялся.

Г. Куда запропастилась эта книга?

  1. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза.

А. Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда… (Ф. Тютчев).

Б. Где стол был яств, там гроб стоит (Г. Державин).

В. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем… (М. Лермонтов).

Г. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (А. Чехов).

Д. О как мучительно тобою счастлив я… (А. Пушкин).

11.Подберите к словам из левого столбика соответствующие по употреблению слова из правого столбика:

1) одеть - а) пальто;
    б) ребенка;
    в) на голову;
2) объемная - а) книга;
    б) сумка;
    в) информация;
3) дипломатичная - а) нота;
    б) женщина;
    в) служба;
4) дефективные - а) люди;
    б) деньги;
    в) книги.  

12. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными:

а) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля;

б) ватрушка, жнец, мичман, галстук;

в) медальон, мольберт, либретто, гитара;

г) пудинг, квас, одуванчик, хоккей.

  1. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами:

а) город, одежда, брег, един; в) город, одёжа, берег, один;

б) град, одёжа, берег, один; г) град, одежда, брег, един.

14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

А. Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности… (Н. Гоголь).

Б. Тут же стоял окольничий, приставленный к полю (А.К. Толстой).

В. Страшись, о рать иноплеменных! (А. Пушкин).

Г. Видит око, да зуб неймет (И. Крылов).

Д. Он, правде, в туз из пистолета в пяти саженях попадал (А. Пушкин).

15. Определите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из правого:

1) космонавт; а) устаревшее слово;
2) ультразвук; б) общеупотребительное слово;
3) интернет; в) неологизм.
4) паровоз;    
5) ликбез;    
6) инвестиция.      
  1. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы.

А. Настал день, назначенный для судного поединка (А.К. Толстой).

Б. По базам мычали, не наевшись молодой зеленки, коровы (М. Шолохов).

В. В Москву переведен через мое содейство (А. Грибоедов).

Г. Увы! Куда ни брошу взор – везде бичи, везде железы… (А. Пушкин).

  1. Найдите слова, относящиеся к лингвистическим терминам:
а) паронимы; в) баллада; д) полисемия;
б) хорей; г) сарказм; е) фабула.  
  1. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях:
а) архаизмы; в) жаргонизмы;
б) диалектизмы; г) профессионализмы.
       

Слушай сюда, дело глухо, надо сматываться.

Давай только без закидонов, ладно?

Кол-во верных ответов __________; ________%;

Кол-во неверных ответов _________

Оценка преподавателя ____________________

ТЕСТ

«ФРАЗЕОЛОГИЯ»

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы — свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

A. Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев).

Б. Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пьецух).

B. Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермонтов).

Г. Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Тол­стой).

Д. Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен).

Е. Хан, строивший крепость, думал только о собствен­ном благе (П. Лукиницкий).

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;

2) Демьянова уха; б) А. Чехов;

3) рыльце в пуху; в) Н. Некрасов;

4) человек в футляре. г) И. Крылов.

7. Выполните синтаксический разбор предложения.

Незачем валить с больной головы на здоровую.

Кол-во верных ответов __________; ________%;

Кол-во неверных ответов _________

Оценка преподавателя ____________________

БЛОК IV РАБОТА С ТЕКСТОМ

О СИЛЕ СЛОВА

1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Скв..рнословие, в отличи.. от добрых пож..ланий, может нан..сти см..ртельный удар не только душе, но и физич..скому зд..ровью.

Слово может не только тв..рить, оно может еще и разрушать. На разных п..люсах стоят слова соз..дательные и слова разрушит..льные, слова м..литвы и слова брани. Первые леч..т и сов..ршенствуют б..жествен..ую сущ..ность человека – вторые вызывают болезни и н..зводят нас до уровня существ, живущих только животными инстинктами.

Люди давно уже обр..тили вн..мание на уд..вительное во..действие слов на их духовное и физическое состояние. Обр..тили внимание они и на два пути такого во..действия: с помощью ритма и с помощью обр..зов, которые вызывают в по..сознани.. человека те или ин..ые слова.

В народных сказках, пословицах, поговорках часто пр..сутству..т скрытый ритм, усил..вающий их во..действие. Этот ритм мож..т и..целить б..льного, а может и н..слать на него порчу – сво..образный «психич..ский вирус», вызывающий рас..тройство внутрен..их органов. Звучащим словом издавн.. польз..вались д..ревенские ц..лительницы, м..литвами, наг..ворами изб..вляющие от (н..)дуга. Наг..воры прим..няли в деревнях также к..лдуны и ведьмы, но только с другой целью – для нан..сения ощ..тимого вреда здоровью и психик...

В последние год.. вопросом воздействия ритмик.. звучания словосоч..таний, текстов зан..лись и серьезные учен..ые. Они уст..новили, что ритмы, отн..сящиеся к так называ..мой г..рмоничной музыке, леч..т людей, пр..буждает в них скрытые сп..собности, дают силы для полноцен..ой жизни. Скажем, нах..дящиеся в утроб.. матери младенцы быстрее разв..вают..ся, и после р..ждения у них открывают..ся (не)обыкновен..ые сп..собности.

(М. Таранов)

2. Стиль речи _______

3. Тип речи _________

4. Основная тема текста _______________________________________________________________

5. Идея текста ________

6. Выпишите антонимы (в том числе, контекстуальные) из текста ___________________

___________________

7. Подберите синонимы к словам

БОЖЕСТВЕННЫЙ __________________________________________________________________

НИЗВОДЯТ ________

ГАРМОНИЧНЫЙ ___________________________________________________________________

СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ _________________________________________________________________

СКРЫТЫЙ _________

8. Выпишите три существительных с одинаковым грамматическим значением_________________

___________________

9. Какие средства выразительности используют­ся в тексте? Укажите их роль.

_______________________________________________________________

10. Выпишите из текста старославянизмы _________________________________________

__________________________

11.Выпишите из текста 5 общеупотребительных слов ______________________________

_____________

12.Выпишите из текста 3 неологизма_____________________________________________

13.Выпишите из текста 5 исконно русских слов ____________________________________

_____________

14. Выпишите из текста 3 иноязычных слова ______________________________________

_____________

15. Выпишите фразеологический оборот ________________________________________

16. Подберите и запишите по 5 фразеологизмов со словами РЕЧЬ, ДУША, ЗДОРОВЬЕ

_______________________________________

__________________________

_____________

17. Какие проблемы поднимает автор в тексте? Разделяете ли вы позицию автора? Выскажите свою точку зрения.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________

Оценка преподавателя ____________________

Работа над ошибками

________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации