Тема № 8. Лексика и фразеология русского языка (6ч.)

Задания:

Подготовить конспект по темам «Функционально-стилевая принадлежность слова», «Заимствования в современном русском языке», «Неологизмы и устаревшие слова», «Фразеологизмы в современном русском литературном языке».

Подготовить сообщение на тему «История одного слова или оборота речи русского языка»

Выполнить задания к теме 29, 30 (29.1, 29.4, 30.2, 30.4) (Русский язык и культура речи: Практикум. – 2-е изд., стереот. / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. – С.28 – 31)

Выполнить упражнения:

Упражнение 1.

Исправьте ошибки в следующих предложениях

· Министр сразу начал накачивать экономику пустыми деньгами, и в ноябре инфляция скакнула на 11 процентов, испугались, позвали другого министра, который вообще все зажал.

· Ведь все, чем она занимается, обречено на успех.

· При странных обстоятельствах посредническая фирма разбазарила бензин общественного фонда и сама осталась без денег. Милиция возбудила уголовное дело по факту мошенничества. В ходе разбирательства засветились сомнительные фирмы, а в центре скандала оказались правоохранительные органы.

· И очень важно, что молчаливое интеллигентное большинство, которое является основным хребтом нации, перестало сторониться политической жизни.

· Сборная России, напоровшись на болгар и итальянцев, в финал чемпионата мира по футболу не вышла.

Упражнение 2.

В каждом из приведенных ниже предложений есть слово, выбор которого сомнителен. Объясните, почему. Сделайте стилистическую правку.

· Но во всем этом существует грандиозная опасность.

· Таня и Вячеслав познакомились на хладокомбинате, оба уже были женаты.

· У меня отобрали все мыльные принадлежности, в том числе бритву.

· Вечером, после окончания посиделок в Колонном зале, Юрий Лужков прибыл в гости к министру юстиции.

· В глаза бросился страшный беспорядок: вещи, белье было вывернуто из шкафов на пол.

· Ради любопытства заглянули в теплицы. На ветках болтались, дозревая, помидоры.

· В целях компенсации морально-материального ущерба музканту пришлось расстаться с тысячей долларов.

· Пингвин спокойно расхаживал по улицам, разглядывая все вокруг, и вдруг глаза его сфокусировались на прилавке рыбного магазина.

· Вся представленная на выставке аппаратура была выполнена только из японских деталей.

· В результате беспрекословный имидж певицы не то чтобы по­тускнел, а стал более легкомысленным, девальвировался.

· Французское трио оставило Захватывающее впечатление.

· Призвать государство и его военные ведомства к ответу осиротевшим родителям помогают сотрудники фонда «Право матери».

· Объявление на груди у женщины рассказывает, что у нее больной сын.

· Военными комиссариатами Москвы будет осуществлен бальный переучет москвичей-призывников.

· По данным опросов, проведенных среди наших солдаток, только два процента милых дам отправились в армию из чистой дамской любви к военному делу.

Упражнение 3.

Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

1) Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы; 2) Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных; 3) Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и по ныне; 4) Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра; 5) При решении этой проблемы потребовать экскурсии в математику и в биологию.

Упражнение 4.

Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизмов, немотивированное расширение (или сокращение) его состава, контаминация (соединение) элементов разных сочетаний). Исправьте ошибки.

1) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета. 2) Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки. 3) Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу. 4) Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики. 5) Необходимо уделить самое серьезное значение борьбе с преступностью. 6) - Нам пора, - сказала Марина. – Как пора? Ведь ни зги не брезжит! Да и подводы вязнут по колено в грязи. – А кто учил нас не торчать на достигнутом? 7) Услышав шум, он выскочил в коридор в чем мать родила, в одних трусах и в майке.

Формы контроля:

Проверка конспектов, сообщений, упражнений.

Литература:

1. Введенская Л А., Черкасова ММ. Русский язык и культура речи. –Р/н/Д, 2003.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2001.

3. Руднев В.Н. Введение в культуру речи. – М., 2003.

4. Русский язык в тестах и комментариях. Кн. 2. Лексика. Фразеология. – Минск, 2001.

5. Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. – С. 28 – 31.

6. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. – М: Гардарики, 2002. – Глава II, § 4 (с.39 – 50); Глава Х, § 4 (с. 198 – 227).

7. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2001.

8. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. – М., 2000.

Дополнительная:

1. Губаева Т.В. Практический курс русского языка для юристов. – Казань, 1990.

2. Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции. – Казань, 1995.

3. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М., 1997.

Словари:

1. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М., 2003.

2. Руднев В.Н., Егоров П.А. Русский язык и культура речи: терминологический лингвистический словарь. – М., 2004.

3. Толковый словарь современного русского языка / сост. Д. А. Романов. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2003.

4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. – 4-е изд., стер. – М.: ООО Изд- во «Астрель», 2003.

Тема № 9. Русский язык и культура речи: прошлое, настоящее и перспективы развития (8ч.)

Задания:

Подготовьтесь к дискуссии на тему «Русский язык в современном обществе»:

· сделайте краткий обзор существующих мнений на тему дискуссии;

· определите свою позицию относительно существующих точек зрения и проблем;

· аргументируйте свою точку зрения, опираясь на жизненные наблюдения и прочитанную литературу.

Формы контроля:

Участие в работе «круглого стола».

Литература:

См. литературу к практическому занятию № 2

Самостоятельный поиск материалов.

Наши рекомендации