Структурная трансформация экономики и инновационно-инвестиционная политика

В экономике Беларуси сложился ряд структурных деформаций, как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие экономического кризиса. Основными из них являются:

несоответствие структуры производства внутреннему спросу;

высокие энерго-и материалоемкость производства, его зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;

высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но просто их производства;

недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.

В ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые сдерживают развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики. Для нее все еще характерны высокая импортоемкость, материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции, относительно низкая производительность труда. Следствием этого становится недостаточная конкурентоспособность продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

Государственная политика в 2011–2015 годах будет направлена на решение указанных проблем и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны, существенно повысить благосостояние населения.

Структурная перестройка осуществляется во всех видах структур реального сектора экономики. Целевые установки структурной перестройки экономики заключаются в снижении доли и масштабов энерго-и материалоемких производств, замене неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах. Ставку необходимо сделать на информатизации, программном обеспечении, внедрении нанотехнологий и наноматериалов, модернизации энергетической отрасли, развитии биотехнологии и генетики.

Смена поколений техники и технологических процессов является первичным звеном технологических сдвигов. Она основывается на реализации прогрессивных научно-технических идей, кластеров изобретений и происходит с периодичностью в 8 – 10 лет, что находит отображение в обновлении активной части основных фондов. Освоение нового технологического принципа формулирует научно-техническое направление, которое включает ряд сменяющих друг друга поколений техники и имеет жизненный цикл 80 – 100 лет.

Совокупность взаимосвязанных научно-технических направлений, реализующих кластер базисных нововведений, образует технологический уклад. В экономической литературе описаны шесть технологических укладов. Ключевым фактором первого было изобретение текстильной машины, второго - парового двигателя и станков, третьего – электродвигателя и технологии производства стали, четвертого – двигателя внутреннего сгорания и технологических процессов нефтехимии, пятого – микроэлектронных компонентов, шестого – генной инженерии и нанотехнологий.

По оценкам специалистов, в экономически развитых странах переход к пятому технологическому укладу начался еще в 70-е гг. ХХ в. В Японии к началу 90-х гг. ХХ в. удельный вес пятого технологического уклада составил 40%, четвертого – 30%,; в России их доля не превышала соответственно 8 и 46%.

Анализ различных аспектов структуры экономики позволяет сделать следующие выводы.

1. В воспроизводственной структуре экономики Беларуси, несмотря на достигнутое по сравнению с 1995 г. улучшение пропорций между промежуточным потреблением и валовой добавленной стоимостью в валовом выпуске товаров и услуг, доля промежуточного потребления в валовом выпуске продолжает оставаться высокой, что свидетельствует о значительных материало-и энергоемкости производства, (по отдельным оценкам более чем в 2 раза превышают аналогичные показатели в экономически развитых государствах).

2. В индустриальной структуре белорусской экономики численность занятого населения характеризуется невысоким удельным весом частной собственности (51,1 в 2009 г.), в том числе смешанной с иностранным участием (3,2 %), а также иностранной (1,6 %). При этом в сфере малого предпринимательства работает около 15 % общего числа занятых в экономике. По удельному весу малых предприятий в объеме ВВП (11,4 %) Беларусь значительно отстает от экономически развитых стран, где он превышает 50%.

3. Отраслевая структура экономики республики характеризуется достаточно высоким по сравнению с европейскими государствами удельным весом в ВВП сферы производства товаров, (в 2009 г. составил 45,3%), и относительно низкой долей сферы услуг (43,8%). В развитых странах на сферу услуг приходится 65 – 70% ВНП и численности занятых, что положительно влияет на экономический рост вследствие высокой доли в услугах добавленной стоимости.

4. Технологическая структура, которая в значительной степени предполагает эффективность экономики Беларуси и уровень конкурентоспособности продукции, по оценкам экспертов, характеризуется использованием преимущественно третьего и четвертого технологических укладов (индустриальные технологии и техника). Доля пятого и шестого технологических укладов (микроэлектроника, космическая техника, тонкая химия и др.) не превышает 10%.

Структурная трансформация экономики осуществляется на базе научно обоснованной инвестиционной политики, которая является составной частью экономической политики государства.

Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы экономика должна стать более наукоемкой, основанной на значительно возросшей доле пятого и шестого технологических укладов за счет создания национальной инновационной системы. Обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке возможно только при переходе на инновационный путь обновления экономики.

Предстоит реализовать стратегию технологического развития, включая создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и секторов экономики, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию, что в свою очередь потребует эффективной инвестиционной политики, формирования благоприятного бизнес-климата, повышения доверия зарубежных партнеров к инвестированию в Республику Беларусь.

Основными задачами научно-технической и инновационной деятельности являются формирование эффективной национальной инновационной системы, повышение инновационной активности организаций, содействие развитию изобретательства и рационализаторства. Достижение поставленных задач базируется на модернизации важнейших секторов экономики на основе технологического обновления производства, создании новых наукоемких и высокотехнологичных производств, укреплении материально-технической базы науки и расширении подготовки высококвалифицированных специалистов и научных кадров в сфере инновационного развития.

Будет продолжена работа по формированию рынка научно-технической продукции и объектов прав интеллектуальной собственности, созданию действенной системы защиты прав интеллектуальной собственности.

В текущем пятилетии должен быть создан механизм стимулирования изобретательства, включая безусловное перечисление денежных средств (роялти) обладателям исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Приоритетными направлениями научно-технической деятельности определены:

энергетика и энергосбережение;

агропромышленные технологии и производства;

промышленные и строительные технологии и производства;

медицина, медицинская техника и технологии, фармация;

химические технологии, нано- и биотехнологии;

информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии;

новые материалы;

рациональное природопользование, ресурсосбережение и защита от чрезвычайных ситуаций;

обороноспособность и национальная безопасность.

Реализация этих направлений будет осуществляться посредством выполнения научно-технических программ, расширения международного научно-технического и инновационного сотрудничества.

Главная стратегическая цель инновационной политики - формирование конкурентной экономики. Достижение этой цели возможно за счет кардинального переоснащения и создания новых организаций и производств во всех отраслях экономики на основе внедрения передовых достижений науки и техники.

Государственная инвестиционная политика будет направлена на стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций в эспортоориентированные, импортозамещающие и наукоемкие производства, стратегически важные для экономики страны. Органами государственного управления будет проводиться активная работа по привлечению ведущих мировых компаний в качестве инвесторов, а также широкое информирование мировых деловых кругов и общественности об инвестиционных возможностях в Республике Беларусь.

Литература: [1, стр. 406 – 531, 645 – 675], [2, стр.156-181, 205-226]

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется переходным процессом?

2. Перечислите виды путей перехода от плановой к рыночной экономике.

3. Охарактеризуйте основные этапы трансформации экономики Беларуси при переходе от централизованно регулируемой к рыночной экономике.

4. Построение какой экономической модели определено в Республике Беларусь как магистральный путь развития страны ?

5. Что является фундаментом построения социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь ?

6. Что является ориентиром, предпосылками и условиями построения социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь ?

7. Что представляет собой системная модель национальной экономики рыночного типа в общетеоретическом плане ?

8. Что представляет собой системная модель национальной экономики рыночного типа в прикладном плане ?

9. Какие основные черты присущи любой социально ориентированной рыночной экономике ?

10. В чем заключаются особенности белорусской экономической модели на современном этапе ее развития ?

11. Назовите основные черты перспективной модели развития экономики Республики Беларусь в зрелой стадии ?

12. Каковы основные принципы, на которых основывается перспективная модель развития национальной экономики в зрелой стадии ?

13. Сколько этапов построения перспективной модели социально ориентированной рыночной экономики Беларуси определяется в стратегических документах развития национальной экономики ?

14. Что такое социальный императив в деятельности государства?

15. Назовите основные объекты государственного регулирования социальной сферы.

16. Дайте определение социальной структуры общества?

17. Объясните смысл термина «социальная политика».

18. Назовите принципы, на которых должна строиться социальная политика.

19. Назовите основные инструменты, используемые государством при проведении социальной политики.

20. Что такое мониторинг социальных процессов и что является его объектами?

21. В чем заключается основное назначение государственных социальных стандартов?

22. По каким критериям определяется эффективность социальной политики государства?

23. Какие тенденции наблюдаются в динамике денежных доходов населения?

24. Что такое бюджет прожиточного минимума?

25. Для каких целей используется бюджет прожиточного минимума?

26. Что такое минимальный потребительский бюджет, и для каких целей он используется?

27. В чем состоит различие между бюджетом прожиточного минимума и минимальным потребительским бюджетом?

28. Какие тенденции наблюдаются в отношении удельного веса малообеспеченного населения в Республике Беларусь?

29. Проанализируйте тенденции последних лет в структуре денежных расходов и сбережений населения Беларуси.

30. Назовите основные направления социальной политики Республики Беларусь на современном этапе развития.

31. Каким образом осуществляется взаимодействие сторон в рамках социального партнерства?

32. Что такое минимальная заработная плата и каковы ее функции?

33. Назовите основные направления политики Республики Беларусь в области оплаты труда.

34. Кто на местах проводит в жизнь государственную политику в области занятости населения?

35. Охарактеризуйте цели социальной защиты населения Республики Беларусь.

36. Объясните сущность адресного принципа оказания социальной помощи малообеспеченным группам населения.

37. Каковы основные направления институциональных преобразований?

38. Какие рыночные институты формируются в Республике Беларусь?

39. Каковы основные этапы приватизации в Республике Беларусь ?

40. Охарактеризуйте предпринимательство в Республике Беларусь.

41. Каковы причины необходимости структурной трансформации экономики Беларуси ?

42. Назовите основные направления структурной трансформации экономики Беларуси.

43. Каковы основные принципы структурных преобразований национальной экономики на современном этапе ее развития ?

44. Какие основные механизмы и стратегии структурной перестройки национальной экономики вам известны ?

Наши рекомендации