Результаты освоения целины
Первые итоги целины
Освоение целины шло в Акмолинской, Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Тургайской областях. В течение года, с весны 1954 г. до весны 1955 г., были созданы 337 зерновых совхоза с посевной площадью 10 млн. га.
Уже в 1954 г. планы по поднятию целины были перевыполнены. В Казахстане было распахано 6,5 млн. га целинных земель. Урожай достиг 7 млн. 650 тыс. т. В 1955 г. посевные площади по сравнению с 1954 г. были увеличены более чем в два раза и достигли 20,6 млн. га, но из-за плохих погодных условий собрали всего 4 млн. 750 тыс. т. зерна.
Наилучших показателей достигли в 1956 г. Республика собрала в тот год 16 млн. т. зерна (миллиард пудов зерна).
В 1956-1958 гг. в республике было освоено еще 4,8 млн. га целины, посевные площади выросли до 28,6 млн. га., в том числе посевные площади зерновых - 23,2 млн. га.
Механизаторы совхоза «Украинский» Кустанайской области применили метод групповой уборки урожая. Бригадир совхоза «Ярославский» Акмолинской области М.Е.Довжик, комбайнер совхоза им. Павлова Кустанайской области Ж.Демеев, комбайнер совхоза им. Буденного Павлодарской области П.Ф.Myзыка демонстрировали трудовой героизм.
На юге Казахстана выросло производство риса. Звеньевой колхоза «Кызыл ту» Шиелийского района Кзыл-Ординской области Ыбырай Жакаев добился рекордного показателя по производству риса.
Результаты освоения целины
В 40-50-е годы в Казахстане возникли 15 городов, 86 поселков городского типа. Были построены десятки тысяч километров дорог.
Наряду с квалифицированными специалистами на освоение целины приехало немало людей, стремившихся только к получению легких денег и званий.
Производство продуктов питания по-прежнему осуществлялось экстенсивными методами. В погоне за высокими показателями были распаханы огромные территории. Это привело к нарушению экологического равновесия. Усилилась эрозия почвы, выветривался гумус.
Распахивание миллионов гектаров привело к сокращению пастбищ. Скотоводческое хозяйство понесло потери, что привело к дефициту мяса и молочных продуктов.
Колхозы были вынуждены покупать старую технику бывших МТС (машино-тракторных станций) по высоким ценам.
Отсутствие научной организации труда привело к негативным последствиям. Через несколько лет сократилось производство сельскохозяйственной продукции, снизилась продуктивность целинных земель. Чтобы скрыть провал планов шестой пятилетки (1956-1960 гг.), была запланирована семилетка (1959-1965 гг.), задачи и планы которой тоже не удалось выполнить. При запланированном росте производства на 70% реальный рост составил всего 15%.
Десятки тысяч целинников были награждены орденами, медалями, получили премии и ценные подарки. Но эти меры не смогли остановить текучесть кадров. Труд людей оценивался государством очень низко. Темпы строительства жилья и культурно-бытовых объектов значительно отставали от темпов роста численности сельского населения.
77. Казахстан в период Хрущевской оттепели: попытки реформ и возрождение демократических идеалов.
После смерти И.Сталина (март 1953 г.) первым секретарем ЦК Компартии Н.С.Хрущевым (1953-1964 г.г.) была предпринята попытка демократизации политической жизни. По отношению к указанному периоду в современной исторической науке часто применяется словосочетание «хрущевская оттепель». Она подразумевает, прежде всего, ослабление политического режима. После смерти Сталина Верховный Совет СССР принял Указ об амнистий, согласно которому из мест заключения было освобождено 1 млн. 120- тыс. человек. Арест и расстрел Берии, а затем осуждение культа личности Сталина благоприятно сказались в умонастроении людей.
Значительные подвижки происходили и в экономическом развитии. В 50-е годы в Казахстане было начато строительство ряда крупных промышленных предприятий, в том числе Карагандинского металлургического и Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбинатов: Всего в 50-е годы вступило в строй почти 700 новых предприятий, в том числе такие крупные, как Усть-Каменогорский свинцово- цинковый комбинат, рад гидроэлектростанций на Иртыше, осваивались новые угольные районы. В 1960 г. в Казахстане было добыто 32,3 млн. т угля против 17,3 млн. т в 1950 г. и произведено 10,6 млрд. кВТ ч. электроэнергии против 2,6 млрд. в 1950 г. В 60-е г.г.бурно развивалась сеть железных дорог, составившая к 1960 году 11,47 тысяч км. В 1958 году была создана Казахская железная дорога, объединившая магистрали, проходящие по территории республики.
В начале 60-х годов встал вопрос о техническом перевооружении предприятий и внедрении новых технологий, электрификации производства, механизации и автоматизации производства. Это привело к некоторому росту производительности труда, росту наукоемких производств.
На сентябрьском (1953) Пленуме ЦК КПСС впервые был поставлен вопрос об ослаблении экономического и политического давления на крестьянство. Понимая, что беспредельный грабеж деревни больше продолжаться не может, И. Хрущев начал внедрять в партийные решения идеи о смягчении государственного налога, увеличении в аграрный сектор инвестиции. В этой связи был предпринят ряд мер по перераспределению национального дохода в пользу села: изменена налоговая политика, повышены закупочные и заготовительные цены.
Отход от сталинской жесткой линии вскоре дал результат. Уже в ответ на, первые корректировки в аграрной политике колхозное крестьянство ответило заметным ростом сельскохозяйственного производства. Прирост в производстве валовой сельскохозяйственной продукции составил в 60-е г. г. 28%, а производительность труда в колхозах и совхозах повысилась в 1,8 раза.
Республика превратилась в уникальный сельскохозяйственный район. На него приходилось 11% производственного потенциала сельского хозяйства страны.
Все это породило самонадеянный лозунг «Догнать и перегнать Америку!», нацеленный на быстрый рост производства сельскохозяйственной продукции. Однако преобладание внеэкономических, административных методов управления экономикой привело к серьезному экономическому и социальному кризису в конце 50-х — начале 60-х годов. Ряд непродуманных реформ в области управления экономикой привел к новому нарастанию продовольственных проблем и взрыву недовольства населения.
Несмотря на тяжелую социальную и экономическую обстановку, в 1959 году был принят семилетний план, по которому Советский Союз должен был выйти на первое место в мире по объему производства к 1965 году. Объявлялось, что строительство социализма в стране завершено и долгожданный коммунизм наступит в начале 80-х годов.
Крутой поворот претерпела и национальная политика В целях создания новой общности — "советского народа" началось поощрение властями процесса русификации, сопровождавшееся закрытием национальных школ, сокращением сфер применения национальных языков и шовинистической пропагандой. Была выдвинута задача слияния всех этносов СССР и ликвидации национальных республик к началу 80-х годов. Без учета интересов республик стали меняться их границы. Так, в 1962 году Узбекистану были переданы три хлопкосеющих района Южного Казахстана.
В 1961 году руководителем Казахстана стал Д. Кунаев, работавший до этого председателем Совета Министров республики и бессменно руководивший Казахстаном четверть века. В 1962 году Хрущев предложил партийную реформу, изменявшую структуру партии и делящую ее на две организации—-промышленную и сельскохозяйственную. Роль партии сводилась только к управлению экономикой, что вызвало недовольство верхушки партии и региональных функционеров. В обстановке секретности был подготовлен государственный переворот и в 1964 году Н. Хрущев был отстранен от власти. Первым секретарем ЦК стал Л. Брежнев, а главой правительства — А. Косыгин.
78. Казахстан в эпоху «развитого социализма» (1965-1985гг.) Политический консерватизм и изменения в общественной жизни.
Эпо́ха засто́я — используемое в публицистике обозначение эпохи развитого социализма, периода в истории СССР, охватывающего два с небольшим десятилетия — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) до XXVII съезда КПСС (февраль 1986), а ещё точнее — до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества.
Экономическая реформа 1965 г. выполнялась только частично, в конечном счете она пошла по пути противоречий самой себе. Брежнев и его окружение были против коренной перестройки экономики. Экстенсивные факторы преобладают во всем. Промышленность занимает ведущее место в экономике (добыв). 1970-1985 гг. нарастание индустриального потенциала. Но ущерб развитию наукоемких отраслей. Разбазаривание и выкачивание из Казахстана природных ресурсов. Недостаточное развитие товаров народного потребления. Падение темпов роста производства, качества продукции, отсталость в науке. Упрочение командно-административных методов управления, господство государственной собственности, уравниловка, зарплата не соответствует результатам, предприятия лишались самостоятельности, слабое внедрение техники. К середине 80-х гг. республика оказалась в состоянии кризиса. Организация социалистического соревнования не отражалась на темпах производства и улучшении продукции. Падение темпов производства. Абсолютизация русской культуры, пресечение национальности. 1979 г. — выступления в Целинограде против создания немецкой автономии.
79. Экономика Советского Союза и Казахстана в 60-70-е гг. XX в. Экономические реформы 60-х гг.
Экономика в 1965 – 1970 гг. Осудив на октябрьском 1964 г. Пленуме ЦК КПСС волюнтаризм и субъективизм в решении всех вопросов внутренней и внешней политики, новое руководство страны первостепенное внимание уделило восстановлению дееспособности партии и партийно-государственного аппарата. 16 ноября 1964 года Пленум ЦК КПСС свернул партийную реформу 1962 года и постановил вернуться к предусмотренному уставом партии территориально- производственному принципу построения партийных организаций и их руководящих органов. В течение последующего месяца промышленные и сельские областные и краевые партийные организации были объединены. Одновременно были восстановлены единые советские органы.
В 1965 году в центре внимания стояли вопросы экономики страны. Было решено укрепить экономические отношения в обществе, поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начать стабилизацию экономики и сельского хозяйства.
24-26 марта 1965 года пленум ЦК КПСС обсудил неотложные меры по развитию сельского хозяйства СССР. С докладом по основному вопросу выступил Л.И.Брежнев. Он отметил ошибки в руководстве, которые подвели сельскохозяйственное производство к предкризисной черте: нарушение экономических законов и принципов материальной заинтересованности; субъективизм в планировании, финансировании и кредитовании сельского хозяйства; малые капиталовложения; необоснованные перестройки руководящих органов; многочисленные шаблонные указания сверху по агротехнике, структуре посевных площадей и другим вопросам; игнорирование знаний и опыта специалистов.
Подъем колхозного и совхозного производства был назван жизненно важной задачей. Мартовский (1965 г.) пленум ЦК поручил правительству СССР принять неотложные меры. Были подняты цены на сельхозпродукцию, введены надбавки за ее сверхплановую продажу, укреплена материальная база колхозов и совхозов, изменена налоговая политика. Были также приняты меры для внедрения хозрасчета в сельском хозяйстве, предусматривающий стимулирование труда. Пленум рекомендовал колхозам разработать новый примерный устав сельскохозяйственной артели взамен устава 1935 года. Пленум обошел молчанием вопросы развития личного подсобного хозяйства.
Стабильный долговременный план, хорошие цены, государственные кредиты – все это привело к временному ускорению сельскохозяйственного производства, снижению остроты продовольственного вопроса.
Но проблема села по-прежнему оставалась не решенной. Даже перевод ряда хозяйства в 1967 году на хозяйственный расчет не привел к коренному перелому. Усиление текучести кадров привело к регулярному использованию в сельском хозяйстве труда армии и горожан, а также приглашением рабочей силы из других республик. Так, во время уборочных работ в 1968 году в Казахстан было направлено 16 тыс. комбайнеров и несколько тысяч военнослужащих. Традиционным стало применение труда учащихся и студентов на сельхозработах.
Экономическая реформа 1965 года.Несмотря на впечатляющие успехи промышленного производства в годы семилетки, руководство страны решило реформировать и эту сферу экономики. Инициатором реформы стал Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин. 27 сентября 1965 года на очередном пленуме ЦК партии он обосновал ее необходимость и наметил основные направления в докладе «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства».
Серьезными недостатками в руководстве промышленностью Косыгин назвал
1) превалирование административных методов в ущерб экономическим;
2) ограничение самостоятельности предприятий большим числом плановых показателей, слабость системы материального поощрения работников и территориальный (совнархозовский) принцип управления, который сдерживал отраслевую специализацию, отдалил науку от производства, раздробил управление.
Основными направлениями экономической реформы 1965 года («реформы Косыгина») стали: возвращение к отраслевому (министерскому) принципу управления; перевод предприятий на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование); сочетание государственного планирования с местной инициативой («встречным планированием»).
В октябре 1965 года решения сентябрьского пленума были конкретизированы в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства». С 1966 года основной формой государственного планирования вновь становился пятилетний план с распределением важнейших заданий по годам.
Число плановых показателей, спускаемых министерствами на предприятия, сокращалось до пяти. Основными стали объем реализованной (а не валовой , т.е. произведенной) продукции, размер прибыли, платежи в бюджет.
Для усиления роли прибыли в экономическом стимулировании труда правительство разрешило предприятиям создавать за счет прибыли и других собственных ресурсов поощрительные фонды. Они направлялись на развитие производства, материальное поощрение работников, социально-культурные нужды и жилищное строительство. Все это привело к тому, что в годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) народнохозяйственный комплекс достиг наивысшего со времени введения плановой экономики индекса роста, эту пятилетку даже называли «золотой».
В Казахстане в 1966 году на хозрасчет было переведено 11 крупных предприятий. К концу 1967 года в республике на новых принципах хозяйствования работало уже 193 промышленных предприятия. К 1970 году уже более 80% всех промышленных предприятий были переведены на хозрасчет.
В 60-е годы в Казахстане было осуществлено широкомасштабное промышленное строительство, но вследствие сырьевого характера экономики республики преимущественное развитие получили добывающие отрасли. За период с 1961 года по 1970 год в Казахстане вступили в строй новые предприятия, цеха, а также были реконструированы и технически перевооружены 1709 объектов. Ускоренное развитие получили черная металлургия Соколовско-Сарбайского и Карагандинского комбинатов, Ермаковского завода ферросплавов; цветная металлургия на Лениногорском, Жезказганском, Павлодарском, Усть-Каменогорском комбинатах; нефтяные месторождения на Мангышлаке, который стал одним из значительных нефтяных районов. Крупнейшим поставщиком химической продукции был признан горно-химический комбинат Каратау. Казахстан давал около 90% общесоюзного выпуска желтого фосфора, 40% - кормовых фосфатов, до 70% - меди, цинка, свинца. Он занимал первое место в СССР по добыче хрома, третье – по добыче угля, железных и марганцевых руд.
80. Тенденции социально-экономического развития в 70-80-е гг. XXв: трудности и противорегия
В начале 70-х гг. происходит свертывание реформы. И хотя в 70-е годы еще не раз предпринимались попытки улучшить механизм хозяйствования, планирования и стимулирования, должного эффекта это не принесло. Поднять эффективность общественного производства не удалось. Негативные явления нарастали — снижалась фондоотдача, медленно осваивались новые производственные мощности, усиливался расточительный характер экономической деятельности, экстенсивные факторы по-прежнему определяли развитие экономики. Принцип преимущественно директивного управления оставался нетронутым.
В 1970—1985 гг. шло определенное нарастание индустриального потенциала республики. Было введено в строй около 1000 новых промышленных предприятий и цехов. Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет вовлечения в народно-хозяйственный оборот сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.
Ориентация в 70—80-е годы на развитие сырьевых отраслей в форме гигантских предприятий привела к тому, что темпы роста производства обрабатывающей и перерабатывающей промышленности оставались низкими, недостаточно были развиты производство товаров народного потребления, пищевая и легкая промышленность. Директивное планирование и интересы ведомств-монополистов вели к разбазариванию и выкачиванию из республики невозобновляемых ресурсов. Добытое сырье и энергия использовались с низкой эффективностью.
Из пятилетки в пятилетку нарастали капитальные вложения в индустрию, характер промышленного, строительства определялся гигантскими объемами. Руководство республики поддерживало эту гигантоманию, рапортуя очередным съездам КПСС о пуске крупнейших в стране или в Европе промышленных предприятий — шахт, нефтепромыслов, комбинатов, заводов. Состояние республики определялось не уровнем жизни населения, полнотой и реальностью ее суверенных прав в Союзе ССР, развитием духовной культуры, а суммой капиталовложений, тоннами добытой руды, угля, нефти и пр.
Нараставшие кризисные явления в экономике вели к потере динамизма в развитии народного хозяйства. Существовавшая система отторгала все начинания, идущие снизу, которые были направлены на оживление экономики. Падение темпов роста производства, ухудшение структуры производства и качества продукции сопровождалось нарастанием и отставанием в сфере научно-технического прогресса. С начала 70-х гг. развитые капиталистические страны вступили в новый этап научно-технической революции.
Советское руководство правильно определило в этот период главную задачу в развитии народного хозяйства страны — перевод экономики на интенсивный путь развития и развертывание научно-технической революции.
Действующая система показала свою неспособность не только заинтересовать трудящихся в результатах своего труда экономическими методами, но и подрывала стимулы к новаторству, к творческой активности и высокопроизводительному труду у людей.
В экономике республики в 70—80-е годы проявились все те деформации, которые были характерны для народного хозяйства страны в целом. Господство государственной формы собственности, а по существу превращение ее в ведомственную собственность привело к отчуждению работников производства по отношению к средствам производства. Система оплаты труда не была увязана с результатами труда. Народное хозяйство несло большие потери от бесхозяйственности, слабого внедрения новой техники и технологии. Существующий хозяйственный механизм отторгал по-настоящему инициативных и активных работников, не давал проявлять себя в полную силу новаторам производства. Одних система грубо подавляла, другие, поддерживаемые системой, годами оставались «маяками», хотя опыт их не находил распространения. Производственная активность также не повышалась, а снижалась. Прямым следствием этого явилось падение темпов развития производства, ухудшение качества продукции, падение технологической и трудовой дисциплины, нарастание отставания в сфере научно-технического процесса. В производстве стали привычными равнодушие, небрежность, безынициативность, хищения и другие черты бесхозяйственного отношения к делу.