Проблемы и перспективы, связанные с нормированием в сфере закупок.
Регулирование закупок за государственный счет теперь основывается в частности и на инструменте нормирования. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации закупки некоторых групп товаров ограничены по требованиям и касается это к примеру мебели и мобильных телефонов, а также легковых автомобилей. Нормирование в полную силу вступило в силу с 1 января 2016 года.
Как поясняют законодатели цель нового постановления — сэкономить бюджетные средства и повысить эффективность в сфере государственных закупок. Основным разработчиком механизма нормирования на федеральном уровне является Министерство финансов Российской Федерации.
Стоит отметить, что если рассматривать нормирование закупок товаров, работ, услуг, то здесь учитываются группы должностей.
Так министры и их заместители, к примеру, не смогут покупать машины дороже 2,5 миллионов рублей.
Положения указанных в тексте работы постановлений исходят из принципа «чем ниже ранг, тем дешевле машина». Зато ограничение по мощности двигателя для всех одно: не более 200 лошадиных сил.
Но, к сожалению, бюрократический аппарат всегда очень тяжело принимает решения, ограничивающие себя в расходах. А если указанные ограничения и принимаются, то органы активно ищут лазейки по обходу установленных правил. Так, к примеру, документы о нормировании затрагивают только автомобили с бензиновыми двигателями (по коду ОКПД) — на электромобили и дизельные машины правила не распространяются. И если электромобили в России серийно не выпускаются, то приобрести за государственный счет дизельный седан BMW 530d xDrive за 3,4 млн рублей по-прежнему нормативное не запрещается.
При этом, особо остро стоит вопрос относительно аренды и лизинга автомобилей государственными и муниципальными органами власти.
Надо отметить, что такие «обходные пути» становятся объектом внимания общественных организаций, так активисты Общероссийского народного фронта составили первый рейтинг трат чиновников на аренду автомобилей и оказание автотранспортных услуг, проходящих через систему закупок. Критерием рейтинга стала стоимость одного часа аренды за единицу самого дорогого транспорта с водителем. Были проанализированы закупки на автотранспортное обслуживание в 2015–2016 гг. на общую сумму около 1 млрд руб.
Итак, первое место в рейтинге занимает Министерство транспорта Ростовской области, которое собирается арендовать автомобили на общую сумму более 55 млн руб. В контракте указана в том числе и цена: 1694 руб. за час работы (более 3 миллионов рублей в год с учетом только рабочего времени)
На втором месте расположилось правительство Вологодской области, заключившее с бюджетным учреждением «Автотранспортное хозяйство» контракт на аренду легковых автомобилей марок Lexus LX570 и Lexus LX470 по цене 1611 руб. и 1414 руб. соответственно.
При этом, на федеральном уровне стоит отметить, что Фонд обязательного медицинского страхования за два года потратил 8 миллионов рублей на аренду дорогостоящей иномарки при дефицитном бюджете.
Конечно, стоит отметить, что предугадать все риски, при вводе столь масштабного проекта, как нормирование, просто невозможно, однако выявленные на первом этапе проблемы и неточности могут быть включены в следующий этап доработки системы нормирования и закрепления, к примеру, нормативных ограничений по аренде и лизингу автомобилей в актах всех уровней.
Еще одной проблемой, связанной с системой нормирования, и ярко отражающей нежелание даже на федеральном уровне самоограничиваться органов и организаций государственного сектора: это медленное принятие актов. Как уже было проанализировано в предыдущих частях работы, акты третьего уровня приняты на федеральном уровне далеко не всеми органами, что делает невозможным их сопоставление, анализ и дальнейшее совершенствование на базе этих исследований инструментов нормирования.
Так, одним из возможных развитий нормирования, как я считаю, будет анализ ведомственных актов с целью выявления схожих групп требований к товарам, не установленных в актах второго уровня и, как следствие, централизованное установление нормативов для таких товарных групп. Также анализ динамики изменения закупок в дальнейшем позволит выявить проблемные места, как к примеру, снижение затрат на приобретение автомобилей, но рост расходов на их аренду, и ограничение этих «провалов» в нормативной базе.
Стоит также отметить, что с 1 января 2017 года наименование объекта закупки в установленных законом случаях будет указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будет обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Правительство РФ должно будет установить порядок формирования и ведения в единой информационной системе указанного каталога, а также правила его использования[14].
Так, вопрос каталогизации товаров, работ, услуг, как и многие другие вопросы, решался еще на первоначальном этапе создания и развития отечественной системы закупок. Данные отношения регулировались постановлениями Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 26 «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд» и от 2 июня 2001 г. № 436 «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд». К сожалению, попытка создания и использования данного каталога в тот период времени не увенчалась успехом. В этой связи решение данной проблемы в современных условиях также представляется непростым делом, поскольку речь идет о создании сложной информационной базы, требующей регулярного обновления.
Интеграция систем нормирования и каталогизации позволит сделать в дальнейшем систему закупок прозрачной и простой, а главное, позволит весомо сокращать бюджетные расходы, не приводя к потере эффективности государственного и муниципального управления.
Одной из важнейших перспектив развития нормирования является вовлечения широкого круга общественных организаций и иных представителей гражданского общества для регулирования закупок государственных органов.
При принятии всеми заказчиками актов третьего уровня становится возможным их соотнесение и анализ. Так, необоснованные нормативы, в том числе цены на закупки, или излишние характеристики, станут предметом разбирательств, в том числе с привлечением СМИ.
Таким образом, становится очевидным необходимость более глубокого изучения методологии нормирования закупок и разработки отраслевых стандартов и методик нормирования, а также создании общественного контроля за обеспечением открытости нормативов.
Учитывая изложенное, механизм нормирования не идеален в силу небольшого срока действия, но уже сейчас видны эффективные направления дальнейшего развития этого инструмента в сфере закупок, позволяющие повысить эффективность бюджетных расходов и финансовой дисциплины государственных и муниципальных заказчиков.
Заключение
По сравнению с ранее действовавшим законодательством в Федеральном законе "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" расширена регламентация вопросов централизации закупок. При этом субъекты Федерации и муниципальные образования сохранили свободу выбора моделей централизации: от сохранения полномочий по определению поставщика за заказчиками до их полной передачи уполномоченному органу; применительно к казенным учреждениям допускается централизация и других закупочных функций.
Механизм нормирования вступил в силу с 1 января 2016 года. Предполагается, что он позволит полностью исключить закупки товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства.
Нормирование закупок необходимо для исключения коррупционной составляющей в процедуре размещения заказов. Нередко на практике недобросовестные заказчики нерационально расходуют бюджетные средства, закупая дорогостоящее имущество по завышенным ценам (товары класса люкс). Посредством нормирования закупок законодатель будет устанавливать требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг. Нормирование закупок позволит обеспечить государственные и муниципальные нужды, исключив при этом закупки товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.
Теперь при осуществлении закупок будут учитываться ограничительные нормативы, как по стоимости, так и по характеристикам. Для каждого чиновника будет определено конкретное количество канцтоваров, установлены нормы по услугам связи, оргтехники и т.д.
Кроме того, в обсуждении правовых актов о нормировании в сфере закупок будет принимать участие общественность, так как. локальные акты органов власти подлежат в обязательном порядке размещению на общедоступном информационном ресурсе, которым является общероссийский официальный сайт госзакупок www.zakupki.gov.ru.
Это и есть возможность свободного и безвозмездного доступа к информации, любых заинтересованных лиц, создание условий для реализации гражданами, общественными объединениями, объединениями юридических лиц функций контроля, за соблюдением требований законодательства в сфере закупок.
Ожидаемый бюджетный эффект от нормирования закупок выразится, прежде всего, в повышении эффективности использования бюджетных средств.
Правительство Российской Федерации установило трехуровневую систему актов в сфере нормирования.
При этом каждый последующий уровень актов дополняет предыдущий. Построение такой многоуровневой и сложной системы обусловлено стремлением установить наиболее точные и подходящие нормативные рамки для заказчиков, учитывая функциональную специфику органов.
В рамках данного исследования определено, что нормированию закупок в российском законодательстве уделено достаточно внимания, однако на практике нормы законодательства реализованы не в полной мере.
Выявлено, что не все органы власти размещают информацию о нормативах на открытых ресурсах, что дискредитирует принцип открытости государственных и муниципальных закупок.
Так же, эффективность актов о нормировании зависит от количества органов, принявших ведомственные акты и тем самым реализуя указанный инструмент в сфере закупок.
По результатам исследования только 15% федеральных органов и организаций утвердили ведомственные акты о нормировании характеристик товаров, работ и услуг. При этом 25% утвержденных и размещенных актов соответствуют всем требованиям законодательства Российской Федерации. Это не позволяет заявлять, что система нормирования требований к товарам на уровне заказчиков нормативно проработана и эффективна.
При этом, стоит отметить, что уже на первом этапе можно определить конкретные бюджетные выгоды введения нормирования. В результате исследования расходов на закупку дорогостоящих автомобилей было определено, что введение ограничений по стоимости позволит исключить закупку «топовых» автомобилей и существенно сократить расходы.
В целом, в работе доказана гипотеза о том, что применение правил нормирования приводит к эффективному использованию бюджетных средств и повышает эффективность финансового менеджмента в государственном секторе. Однако, необходимо обеспечить эффективное правовое и методологическое регулирование данного процесса, создав эффективную систему нормирования с учетом особенностей функционирования субъектов нормирования и отраслевой специфики применения норм закупок.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст (по состоянию на 01.01.2016 г.)./ М. : ИНФРА-М, 2016, 218 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
3. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30, ч. 1. Ст. 3105.
4. Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"// Консультант Плюс
5. Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Консультант Плюс
6. Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Консультант Плюс
7. Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" Консультант Плюс
8. Указ президента РФ 31 июля 2008 года «Об утверждении Национального плана противодействию коррупции на 2010-2011 гг.»// Консультант Плюс
9. Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов" Консультант Плюс
10. Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом" Консультант Плюс
11. Постановление Правительства РФ от 26.11.2013 N 1071 "Об утверждении Правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок" Консультант Плюс
12. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 "О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения" Консультант Плюс
13. Приказ Минэкономразвития/Казначейства России N 761/20н от 27.12.2011 "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказа" Консультант Плюс
14. Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;
15. Постановление Правительства РФ от 19.05.2015 № 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;
16. Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 г. № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов».
17. Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 г. № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения»
18. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 г. № 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»
19. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»