Декомпозиция логистических систем
Логистические системы для целей исследования и проектирования подразделяются на подсистемы, звенья и элементы.
Подсистемой логистической системы называется выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность элементов и звеньев логистической системы, которая позволяет решать задачи логистического администрирования системы в целом и/или управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса компании.
Выделение функциональных подсистем напрямую связано с функциональными сферами логистики и вызвано необходимостью повышения степени управляемости логистическим процессом в снабжении, производстве и распределении, а также задачами логической координации и интеграции.
Выделяют 2 основных комплекса подсистем: функциональный и обеспечивающий. Функциональный комплекс соответственно управляет основными логистическими функциями в снабжении, производстве и распределении. Поэтому выделяют подсистемы: дистрибуции; поддержки производственных процессов; снабжения. Обеспечивающий комплекс традиционно включает организационно-экономическую, правовую и информационно-компьютерную поддержку, экологическое и эргономическое обеспечение логистики.
Звеном логистической системы называется некоторый экономически и/или функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза логистической системы и выполняющий локальную целевую функцию. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия-поставщики, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые предприятия, торговые и посреднические организации, транспортные предприятия и банки и т. п.
Реальными звеньями из которых может состоять Логистическая система, являются:
ü различные формы собственности и организационно-правовые формы;
ü различия в характере;
ü различия в целях функционирования;
ü различия в производственной мощности, уровне концентрации производства;
ü различия в используемом технологическом оборудовании, потребляемых ресурсах;
ü рассредоточенность технических средств и трудовых ресурсов на большой территории;
ü экстерриториальность и высокая мобильность средств транспорта;
ü зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев;
ü и др.
Звенья логистической системы могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых указанные 3 основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях логистической системы материальные потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т. п. Выделение звена логистической системы в большинстве случаев связано с наличием в организационной структуре управления функционально-обособленных по отношению к основным и сопутствующим потокам подразделений, а также партнеров и контрагентов в организации логистики компании. Партнеры и контрагенты образуют так называемые «три стороны» в логистике фирмы, причем компанию, которая формирует логистическую систему, иногда называют интегральной компанией или «хозяином» логистического процесса.
Для промышленного или торгового предприятия эти три стороны следующие:
ü первая сторона – поставщики материальных ресурсов и готовой продукции;
ü вторая сторона – потребители готовой продукции;
ü третья сторона – логистические посредники.
В подавляющем большинстве случаев представитель «третьей стороны» в логистике является хозяйствующим субъектом и участником рыночных отношений. В понятия «первая сторона» и «вторая сторона» могут входить поставщики и потребители различных уровней вплоть до поставщиков исходного сырья и конечных потребителей.
Особенностями конкретных звеньев логистической системы, существенно влияющими на процесс ее формирования, являются:
ü форма собственности и организационно-правовая форма;
ü различия в характере и целях функционирования;
ü различная мощность и концентрация капитала, технологическое оборудование, ресурсы;
ü рассредоточение инфраструктуры, трудовых, материальных и других ресурсов на большой территории;
ü и др.
Элемент логистической системы – неделимая в рамках поставленной задачи управления или проектирования часть звена логистической системы (подсистемы). Выделение элемента определяется низшим уровнем декомпозиции логистической системы и вызвано необходимостью обособления операции или их совокупности с целью оптимизации ресурсов, построения модели предприятия или его структурных подразделений, моделирования бизнес-процессов, закрепления за операцией конкретного исполнителя или технического устройства (например, автоматизированного рабочего места), формирования системы учета, контроля и мониторинга логистического плана.
Заключение
Логистическая деятельность простирается от возникновения потребности в товаре или услуге до ее удовлетворения. Главная цель логистики – вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию в нужное место с минимальными издержками. Значение логистики в компании возрастает с увеличением числа и интенсивности товарных потоков, в ходе расширения деятельности фирмы или в условиях, когда сама специфика продукции и рынка требует высокой оперативности.
В последнее время специалисты по логистике являются наиболее востребованными в секторе экономики, примерно 80% заявок на подбор квалифицированного производственного персонала приходится именно на них.
Список литературы
1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник – 16 изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К».- 2008.- 484 с.
2. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 386 с.
3. Чистякова Ю.А. Применение тянущей логистической системы в цепях поставок.// Логистика сегодня – 2005, №6, с. 47-55
4. Тяпухин П.А. Логистические системы// Риск, ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2006 №4, с.24-32