Функционирование рыночного механизма
Основные понятия экономики
1. Предметом исследования экономической теории являются:
1) изучение проблем эффективного использования ограниченных ресурсов;
2) изучение общественных отношений людей, складывающихся в процессе производства жизненных благ;
3) изучение экологических проблем современного общества;
4) изучение технических проблем непосредственного производства.
2. Потребность - это:
1) желание обладать каким-либо благом;
2) желание и возможность обладать каким-либо благом;
3) жизненная необходимость обладать благом;
4) мечта об обладании благом.
3. К основным факторам производства относятся:
1) земля, капитал, человеческие ресурсы;
2) земля, капитал, человеческие ресурсы, оборудование;
4) земля, капитал, оборудование;
5) средства производства, капитал.
4. Основным способом распределения ресурсов является:
1) распределение на основе учета альтернативных затрат;
2) распределение на основе централизованного планирования;
3) распределение на основе возрастных критериев покупателей;
4) распределение на основе учета территориального расположения.
5. Ограниченность ресурсов – это проблема:
1) богатых государств, использовавших рыночные принципы в экономике;
2) государств с ограниченными природными ресурсами;
3) государств, которые в недалеком прошлом использовали командно-административные принципы в экономике;
4) всех государств.
6. Альтернативные издержки строительства стадиона равны:
1) оплате его охраны и иного персонала;
2) цене строительства стадиона в будущем году;
3) ставке налога, которая будет выплачиваться из дохода стадиона;
4) цене других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона.
7. Ограниченность ресурсов означает, что:
1) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг;
2) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;
3) ресурсов хватает только на производство предметов потребления;
4) нет верного ответа.
8. К факторам производства относятся:
1) земля, средства труда, финансы, предпринимательские способности;
2) природные ресурсы, предметы труда, капитал, бизнес;
3) земля, труд, капитал, предпринимательские способности;
4) земля, финансы, предметы труда, бизнес.
9. Линия производственных возможностей показывает:
1) количественное соотношение двух предполагаемых к производству товаров;
2) лучшую комбинацию двух товаров;
3) альтернативную комбинацию товаров при данном количестве ресурсов;
4) время вступления в действие закона убывающей производительности факторов производства.
10. Если экономика движется по выпуклой кривой производственных возможностей вправо и вниз, то это означает, что;
1) альтернативные издержки снижаются;
2) альтернативные издержки увеличиваются:
3) альтернативные издержки постоянны
Типы экономических систем
1. Если экономическая власть централизована, основным экономическим субъектом выступает государство, рынок не выполняет функцию регулятора экономики, а в поведении экономических субъектов общий интерес доминирует над личным, то это:
1) рыночная экономика (чистый капитализм);
2) смешанная экономика;
3) традиционная экономика;
4) командная экономика;
5) все ответы неверны.
2. В условиях классического капитализма преобладает:
1) частная индивидуальная собственность;
2) частная коллективная собственность;
3) государственная собственность;
4) общинная собственность.
3. Натуральное хозяйство характеризуется всеми ниже перечисленными чертами, кроме:
1) отсутствуют кризисы перепроизводства;
2) продукты производятся только для собственного потребления;
3) средства производства и произведенные продукты принадлежат непосредственно производителю;
4) продукт производства становится товаром.
4. К экономическим функциям государства в смешанной экономике НЕ относится:
1) формирование конкурентной среды;
2) поддержания стабильности уровня цен;
3) управление частным сектором экономики;
4) участие в перераспределении доходов общества.
5. Одной из особенностей командной экономики является:
1) главенство личных интересов;
2) доминирование общественных интересов над личными;
3) тесное взаимодействие государства и частного сектора;
4) нет верного ответа.
6. Преобладание индивидуальной частной собственности считается отличительной чертой:
1) плановой экономической системы;
2) смешанной экономической системы;
3) традиционной экономической системы;
4) чисто рыночной экономической системы.
7. Одно из преимуществ командно-административной экономики состоит в:
1) возможности полного удовлетворения потребностей общества;
2) формировании цен на основе взаимодействия спроса и предложения;
3) свободном выборе хозяйствующими субъектами видов деятельности;
4) возможности быстрой концентрации ресурсов в государственном секторе.
8. Широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах является отличительной особенностью __________ модели смешанной экономики:
1) немецкой;
2) японской;
3) шведской;
4) американской.
9. _________ модель смешанной экономики обладает наибольшей социальной направленностью:
1) шведская;
2) немецкая;
3) японская;
4) американская.
10. К числу основных недостатков административно-командной системы относятся:
1) полная занятость ресурсов, особенно трудовых;
2) централизованное экономическое планирование;
3) ограничение частного предпринимательства;
4) монополия государственной собственности на все экономические ресурсы.
Функционирование рыночного механизма
1. Рынок - это:
1) совокупность актов купли-продажи;
2) взаимодействие спроса и предложения;
3) взаимоотношения между продавцами и покупателями;
4) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара;
5) система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления;
6) все ответы верны,
2. Рыночная конкуренция заключается:
1) в стремлении установить на рынке свою цену товара;
2) в соотношении между спросом и предложением;
3) в соперничестве, борьбе участников рынка за присвоение большей доли ограниченных ресурсов;
4) в борьбе всех против всех.
3. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:
1) в отрасли действует большое число производителей товаров, выпускающих неоднородную продукцию;
2) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы;
3) имеется только один покупатель данной продукции;
4) отсутствуют входные барьеры на рынок;
5) информация продавцов и покупателей о рынке существенно ограничена;
6) верны ответы 2) и 4).
4. На рынке олигополии присутствует:
1) несколько крупных продавцов;
2) значительное количество крупных продавцов;
3) значительное количество крупных покупателей;
4) рынок товара представлен единственным предприятием.
5. Монополия — это рыночная структура, где:
1) существуют практически непреодолимые входные барьеры в отрасль;
2) действует только один покупатель;
3) существует небольшое число конкурирующих между собой производителей;
4) все ответы верны.
6. К общим чертам рынков монополистической и совершенной конкуренции относятся:
1) множество продавцов и покупателей, оперирующих на рынке;
2) отсутствие непреодолимых барьеров для вхождения в отрасль;
3) самостоятельное установление цен производителями;
4) верны ответы 1) и 2).
7. Несколько крупных банков обслуживают население города. Характеристика данной рыночной структуры:
1) монополия;
2) совершенная конкуренция;
3) монополистическая конкуренция;
4) олигополия.
8. Большое количество поставщиков предлагает разнообразную мягкую мебель. Характеристика данной рыночной структуры:
1) монополия;
2) совершенная конкуренция;
3) монополистическая конкуренция;
4) олигополия.
9. Городские тепловые сети обеспечивают население теплом. Характеристика данной рыночной структуры:
1) монополия;
2) совершенная конкуренция;
3) монополистическая конкуренция;
4) олигополия.
10. Расставьте типы конкуренции в порядке уменьшения входных барьеров:
1) олигополия; 2
2) монополистическая конкуренция; 3
3) совершенная конкуренция; 4
4) монополия. 1
Закон спроса
1. Закон спроса означает, что:
1) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;
2) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают
больше товаров;
3) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;
4) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.
2. Экономический спрос на товар означает:
1) желание потребителя приобрести данный товар;
2) форму выражения потребностей;
3) приобретение какого-либо блага, соизмеренное с теми «жертвами», которые приходится делать для его приобретения;
4) субъективное желание потребителя, подкрепленное объективными возможностями (денежными средствами) покупателя
3. Если при снижении цены данного товара резко возрастают его покупки, то спрос на этот товар:
1) эластичен по цене;
2) неэластичен по цене;
3) эластичен по доходу;
4) речь идет о перекрестной эластичности.
4. Если цена на товар увеличилась на 1 % и это привело к сокращению спроса на этот товар на 1 %, то этот спрос:
1) жесткий (неэластичный);
2) совершенно эластичный;
3) единичной эластичности.
5. Если при повышении цены товара общая выручка продавца возрастает, то спрос на данный товар:
1) эластичный;
2) единичной эластичности;
3) неэластичный;
4) абсолютно эластичный;
5) абсолютно неэластичный.
6. Коэффициент эластичности спроса по доходу равен:
1) изменению объема спроса (6 %), деленному на изменение цены (6 %);
2) изменению дохода (6 %), деленному на изменение объема спроса (6 %);
3) изменению обшей выручки (6 %), деленному на изменение цены (б %);
4) изменению объема спроса (6 %), деленному на изменение дохода (6%);
5) ни одному из приведенных показателей.
7. Сливки дополняют кофе в потреблении, а чай заменяет. Цена кофе неожиданно выросла из-за сокращения предложения. Какое из перечисленных событий будет иметь место?
1) спрос на сливки и чай возрастет;
2) спрос на сливки возрастет, а на чай понизится;
3) спрос на сливки понизится, а на чай возрастет;
4) спрос на сливки и на чай понизятся.
8. Эластичность спроса населения на товар по цене составляет - 0,2. Если цена товара снизится на 10%, то спрос возрастет на:
1) 0,2%
2) 2%
3) 20%
4) 5%
9. Отметьте неценовые факторы рыночного спроса:
1) доходы потребителей;
2) цены на сопряженные товары;
3) цены на ресурсы;
4) численность покупателей;
5) налоги и субсидии производителям.
10. Кривая рыночного спроса на билеты на футбол сдвинулась вправо в ответ:
1) на снижение цен на билеты;
2) на снижение стоимости проезда к стадиону на автобусе;
3) на падение интереса к футболу;
4) на снижение доходов болельщиков.
Закон предложения
1. Закон предложения гласит, что:
1) покупатели купят больше товара по низким ценам, чем по высоким;
2) продавцы будут производить больше товара, если цены будут выше, а не ниже;
3) количество товаров, предлагаемых к продаже, не зависит от цены;
4) потребители покупают больше товара по высоким ценам, чем по низким.
2. Рост цены на древесину, необходимую для производства мебели, вызовет:
1) сдвиг кривой спроса на мебель вверх (или вправо);
2) сдвиг кривых спроса и предложения вверх;
3) сдвиг кривой предложения мебели вверх-влево;
4) сдвиг кривой предложения мебели вниз-вправо.
3. Какой из следующих факторов будет смещать кривую предложения товара Х влево?
1) уменьшение зарплаты рабочих, производящих товарХ;
2) рост стоимости оборудования, при помощи которого изготавливается товар Х;
3) технологические улучшения производства товараХ;
г) ситуация, в которой объем спроса превышает объем предложения товара Х;
4) все вышеперечисленные факторы.
4. Если цена выросла на 30%, а объем предложения – на 60%, коэффициент ценовой эластичности предложения составит… (указать число):
1) 1/2;
2) 2;
3) 1,8;
4) 0,18.
5. Если уменьшение цены на 8 % приводит к снижению объема предложения на 10 %, данное предложение:
1) абсолютно эластично;
2) абсолютно неэластично;
3) неэластично;
4) эластично.
6. При увеличении цен на минеральные удобрения произойдет сдвиг кривой предложения пшеницы:
1) влево;
2) вправо.
7. Эластичность предложения зависит от:
1) цены на ресурс, используемый в производстве;
2) цены на товар;
3) применяемой технологии;
4) ни от одного из перечисленных факторов.
8. Изменение какого фактора не вызывает сдвиг кривой предложения:
1) цены на ресурсы;
2) налогов и субсидий;
3) цены на продукцию;
4) выход на рынок новых фирм.
9. Что случится с кривой предложения йогуртов, если цена йогурта снизится в 2 раза при прочих равных условиях?
1) кривая предложения сместится вправо;
2) кривая предложения сместится влево;
3) кривая предложения не изменит своего положения;
4) ничто из вышеперечисленного не подходит.
10. Применение новых технологий в производстве приведет к:
1) уменьшению предложения;
2) к росту предложения;
3) к росту спроса;
4) уменьшению спроса.