Отграничение вымогательства от смежных составов преступлений

Подчеркивая важность вопросов, связанных с разграни­чением преступлений, для квалификации содеянного, В.Н. Кудрявцев отмечает: «По сути дела весь процесс квалифика­ции состоит в последовательном отграничении каждого при­знака совершенного деяния от признаков других, смежных преступлений. Можно сказать, что разграничение преступле­ний есть обратная сторона квалификации» [90, с. 146–147].

Для правильной квалификации общественно опасного деяния недостаточно установить признаки, свойственные тому или иному преступлению. Важно также исключить те признаки, которые ему не присущи. Отграничение преступ­лений друг от друга является ни чем иным, как составной ча­стью квалификации. Следовательно, и процесс квалифика­ции вымогательства имущества состоит, с одной стороны, в точном установлении в деянии признаков преступления, предусмотренного ст. 208 УК Республики Беларусь, с другой – в отграничении его от смежных составов преступных пося­гательств.

На основании исследования описанного в третьем разделе дипломной работы можно сделать следующие выводы и предложения:

1. В научной уголовно-правовой литературе и на прак­тике, нет единой точки зрения на социально-правовую при­роду вымогательства. Автор полагает, что вымогательство не является формой хищения. Согласно уголовному законода­тельству Республики Беларусь под хищением понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чу­жим имуществом или правом на имущество с корыстной це­лью. А при вымогательстве преступник сам не похищает у потерпевшего его имущество, а действует таким образом, чтобы тот «добровольно» передал требуемые ценности или право на имущество. Если похищение состоит в завладении имуществом, осуществляемом вопреки воле владельца, то для преступного приобретения, т.е. вымогательства, характе­рен внешне добровольный переход имущества от потерпев­шего к виновному, обусловленный общественно опасными действиями последнего. В этой связи предлагается целесооб­разным слово «вымогательство» из примечания 1 к главе 24 УК Республики Беларусь исключить.

2. Отличительной особенностью вымогательства явля­ется отдаленность во времени момента получения имущест­ва, права на имущество, совершения действий имуществен­ного характера от времени момента требования. В то же время следует иметь в виду, что при том же вымогательстве преступник может и не завладеть имущест­вом, если, например, получит достойный отпор от жертвы посягательства. Именно это не может произойти при краже.

3. Целесообразно, поскольку вымогательство не являет­ся, на наш взгляд, способом хищения, внести изменения в ст. ст. 294, 323, 327, 333 УК Республики Беларусь, добавив в них слово «вымогательство». Переименовав ст. ст. 294, 323, 327, 333 УК Республики Беларусь, добавив в название после слова «хищение» слова «либо вымогательство». Название статьи 294 УК Республики Беларусь изложить в следующей редакции: «Хищение либо вымогательст­во огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых ве­ществ». Название статьи 323 УК Республики Беларусь изло­жить в следующей редакции: «Хищение либо вымогательст­во радиоактивных материалов». Название статьи 327 УК Республики Беларусь изло­жить в следующей редакции: «Хищение либо вымогательст­во наркотических средств, психотропных веществ и прекур­соров». Название статьи 333 УК Республики Беларусь изло­жить в следующей редакции: «Хищение либо вымогательст­во сильнодействующих средств, или ядовитых веществ». В соответствии с предложенными изменениями на­званий статей 294, 322, 327, 333 УК Республики Беларусь следует внести соответствующие изменения в их содержа­тельную часть.

4. Предложенные изменения диспозиций статей 294, 322, 327, 333 УК Республики Беларусь требуют специального изучения вопроса о видах и сроках наказания за названные преступления с целью внесения соответствующих изменений в санкции этих статей.

Внесение в Уголовный кодекс Республики Беларусь из­менений и дополнений согласно сформулированным выше предложений, на наш взгляд, окажет положительное влияние на стройность, логичность и согласованность норм уголовно­го права.

5. Предмет посягательства. По предмету посягательства, вымогательство в отличие от насильственного грабежа или разбоя может быть направлено не только на получение иму­щества, но и на приобретение права на имущество, а также права совершать какие-либо действия имущественного ха­рактера. Вымогательство может быть, в отличие от насильст­венного грабежа или разбоя, беспредметным преступлением, когда виновный ставит целью своих действий получить пра­во на имущество или право совершения имущественных сде­лок, т.е. сделок, которые направлены на непосредственный объект, минуя вещественную оболочку этих отношений.

6. Характеристика угрозы. При вымогательстве в отли­чие от насильственного грабежа или разбоя субъект угрожает не только применением физического насилия, но и распространением клеветнических или оглашением иных сведений, которые потерпевшие желают сохранить в тайне, а также уничтожением или повреждением их имущества. Угроза при насильственном грабеже или разбое всегда высказывается на месте совершения нападения и всегда обращена непосредст­венно к потерпевшему. При вымогательстве угроза убийст­вом или причинением тяжкого телесного повреждения может быть выражена письменно (в записке или письме, отправлен­ном по почте), по телефону, через других лиц и т.п., кроме того, адресатом ее могут быть близкие потерпевшего. При насильственном грабеже или разбое угроза высказывается с целью сломить сопротивление потерпевшего для немедлен­ного завладения имуществом. При вымогательстве угроза убийством или причинением тяжких телесных повреждений рассчитана на «нейтрализацию» возможного отказа потер­певшего выдать имущество в будущем, т.е. применяется как дополнительный аргумент к требованию выдачи имущества. При вымогательстве угроза насилием направлена в бу­дущее, адресатом угрозы при вымогательстве могут быть близкие потерпевшему лица.

7. Момент окончания. Насильственный грабеж или раз­бой считаются оконченными с момента применения насилия или угрозой применения насилия; вымогательство – с момен­та предъявления требования, сопровождавшегося угрозой, независимо от достижения виновным поставленной цели.

8. По способу завладения имуществом: при насильст­венном грабеже происходит открытое завладение имущест­вом, при разбое – это само по себе насилие с целью завладе­ния имуществом, а при вымогательстве потерпевший добровольно, но под влиянием угроз, передает имущество.

9. При насильственном грабеже, разбое и вымогательст­ве субъектом преступления является лицо, достигшее четыр­надцати лет ко времени совершения преступления, т.е. иден­тичны.

10. Для исключения ошибок квалификации, необходимо выделять те признаки, по которым эти преступления отличаются:

- при вымогательстве виновный угрожает применением насилия, повреждением или уничтожением имущества, разглашением сведений, а при насильственном грабеже и разбое имеет место только угроза насилия;

- при вымогательстве виновный угрожает применить насилие и осуществить прочие действия в будущем, если не будут выполнены требования, а при насильственном грабеже и разбое – немедленно;

- при вымогательстве требование касается не только передачи имущества, но и прав на имущество или осуществление действий имущественного характера, а при грабеже и разбое – только имущества;

- при вымогательстве угроза причинения вреда существует не только для потерпевшего, но и для его близких родственников, а при грабеже и разбое – для лица, на которое напали;

- реальное применение насилия при вымогательстве преследует цель подтверждения требования, запугивание потерпевшего, при грабеже и разбое оно является способом немедленной передачи имущества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:

1. Анализ памятников русского уголовного права позволяет утверждать, что история развития уголовного законодательства об ответственности за вымогательство начинается еще с XV века. Впервые о данном преступлении упоминается в Судебнике 1497 года. При этом наиболее близко по своим объективным и субъективным признаком вымогательство было с составом разбоя, которым и охватывалось вплоть до издания Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. В этом нормативном акте диспозиция вымогательства была достаточно близка к современной законодательной трактовке. Во второй половине XIX — начале XX вв. в науке уголовного права России довольно активно дискутировался вопрос о признаках вымогательства и его отграничении от грабежа, разбоя, шантажа и других преступлений как против личности, так и против собственности. Однако уголовная ответственность за вымогательство как таковое была установлена Уголовным уложением 1903 года. Здесь же впервые встречается определение понятия «вымогатель». Вымогателем признавался виновный в принуждении, с целью доставить себе или другому лицу имущественную выгоду, к уступке права на имущество или к вступлению в иную невыгодную сделку с имуществом, посредством телесных повреждений, насилия над личностью или наказуемой угрозы.

2. В советском уголовном праве состав вымогательства включался во все уголовные кодексы, при этом наблюдалась тенденция сначала упрощения, а затем усложнения состава этого общественно опасного деяния против собственности путем прибавления к диспозиции новых действий, а также дополнения квалифицирующих признаков. Эта тенденция продолжилась и в постсоветский период. После упразднения политико-идеологического признака, связанного с разной степенью ответственности за посягательства против общественной (государственной) и личной собственности граждан, состав вымогательства приобрел тот вид, который с незначительными изменениями вошел в УК Республики Беларусь 1999 года. При этом, как представляется, в недостаточной степени был учтен исторический опыт уголовно-правового регулирования данного состава преступления против собственности.

3. Вымогательство характеризуется высокой сте­пенью угрозы (нередко реализуемой причинени­ем реального физического вреда) здоровью граж­дан, являющихся собственниками (временными обладателями и распорядителями) того или ино­го имущества, обладателями прав на него, а также причинением значительного имуществен­ного ущерба физическим и юридическим лицам, что в конечном итоге весьма негативно в целом сказывается на развитии экономики Республики Беларусь. Вымогатели нередко активно используют так называемое вооруженное насилие, как средство достижения своей корыстной цели. При соверше­нии подавляющего большинства вымогательств они используют оружие, боеприпасы и взрывча­тые вещества, которое обычно применяют для подтверждения реальности своей угрозы.

4. Вы­могательство не всегда включает в себя такой распространенный компонент, как физическое насилие. Например, вымогатели порой не прибе­гают к открытому физическому насилию, а ог­раничиваются лишь угрозой его применения, т.е. психическим и (или) иным формам психическо­го насилия. Основную массу вымогателей составляют лица в возрасте 18–30 лет – 67 %; в возрасте 14–17 лет – в пределах 10 %. В связи с омоложением вымогательства предлагаем разработать на уровне постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь меры по предупреждению данного преступления.

5. Основным непосредственным объектом вымогательства являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства материальных благ, потребления, распределения и обмена имущества, принадлежащего собственнику, а также прав на имущество (наследственные, жилищные, обязательственные и т.д.). Обязательным дополнительным объектом анализируемого преступления является неприкосновенность личнос-ти, а если вымогательство соединено с насилием или повлекло иные тяжкие последствия – жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность, свобода личности. Факультативным дополнительным объектом вымогательства выступает честь и достоинство личности.

6. По конструкции объективной стороны вымогательства – состав формальный и усеченный. Признается оконченным с момента предъявления требования о передаче имущества или право на имущество под угрозой причинения вреда потерпевшему или его близким. Для признания вымогательства оконченным не требуется совершения потерпевшим действий по передаче имущества, права на имущество или других действий имущественного характера. Объективная сторона вымогательства выражается в двух действиях – требовании и угрозе, направленных на то, чтобы понудить потерпевшего совершить определенные действия в интересах виновно Отсутствие одного из них исключает ответственность за вымогательство. Обязательным признаком объективной сторо­ны вымогательства является способ совершения преступления.

7. Субъективная сторона вымогательства характеризуется прямым умыслом. Она характеризует психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию. Совершая вымогательство, субъект сознает, что он противоправно принуждает лицо к безвозмездному совершению действия (бездействия) имущественного характера посредством угрозы или насилия, представляющих реальную опасность для этого лица или его близкого, предвидит возможность причинения ему имущественного ущерба вследствие совершения требуемого и желает именно посредством такого принуждения извлечь имущественную выгоду. Субъект вымогательства – вменяемое физическое лицо, достигшее 14 лет.

8. Учитывая, что законодательное определение не в полной мере отражает все возможные в действительности действия, посредством которых вымогатель способен причинить вред потерпевшему, в диспозицию ч. 1. ст. 208 УК Республики Беларусь предлагается внести следующее дополнение: «либо совершения иных действий, которых опасается потерпевший». Применение насилия из мести за отказ выполнить предъявленное требование должно квалифицироваться как вымогательство, соединенное с насилием (ч. 2 ст. 208 УК), и дополнительной квалификации по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности, не требует.

9. В научной уголовно-правовой литературе и на прак­тике, нет единой точки зрения на социально-правовую при­роду вымогательства. Автор полагает, что вымогательство не является формой хищения. Согласно уголовному законода­тельству Республики Беларусь под хищением понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чу­жим имуществом или правом на имущество с корыстной це­лью. А при вымогательстве преступник сам не похищает у потерпевшего его имущество, а действует таким образом, чтобы тот «добровольно» передал требуемые ценности или право на имущество. Если похищение состоит в завладении имуществом, осуществляемом вопреки воле владельца, то для преступного приобретения, т.е. вымогательства, характе­рен внешне добровольный переход имущества от потерпев­шего к виновному, обусловленный общественно опасными действиями последнего. В этой связи предлагается целесооб­разным слово «вымогательство» из примечания 1 к главе 24 УК Республики Беларусь исключить.

10. Целесообразно, поскольку вымогательство не являет­ся, на наш взгляд, способом хищения, внести изменения в ст. ст. 294, 323, 327, 333 УК Республики Беларусь, добавив в них слово «вымогательство». Переименовав ст. ст. 294, 323, 327, 333 УК Республики Беларусь, добавив в название после слова «хищение» слова «либо вымогательство». Название статьи 294 УК Республики Беларусь изложить в следующей редакции: «Хищение либо вымогательст­во огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых ве­ществ». Название статьи 323 УК Республики Беларусь изло­жить в следующей редакции: «Хищение либо вымогательст­во радиоактивных материалов». Название статьи 327 УК Республики Беларусь изло­жить в следующей редакции: «Хищение либо вымогательст­во наркотических средств, психотропных веществ и прекур­соров». Название статьи 333 УК Республики Беларусь изло­жить в следующей редакции: «Хищение либо вымогательст­во сильнодействующих средств, или ядовитых веществ». В соответствии с предложенными изменениями на­званий статей 294, 322, 327, 333 УК Республики Беларусь следует внести соответствующие изменения в их содержа­тельную часть.

11. Для исключения ошибок квалификации, необходимо выделять те признаки, по которым эти преступления отличаются:

- при вымогательстве виновный угрожает применением насилия, повреждением или уничтожением имущества, разглашением сведений, а при насильственном грабеже и разбое имеет место только угроза насилия;

- при вымогательстве виновный угрожает применить насилие и осуществить прочие действия в будущем, если не будут выполнены требования, а при насильственном грабеже и разбое – немедленно;

- при вымогательстве требование касается не только передачи имущества, но и прав на имущество или осуществление действий имущественного характера, а при грабеже и разбое – только имущества;

- при вымогательстве угроза причинения вреда существует не только для потерпевшего, но и для его близких родственников, а при грабеже и разбое – для лица, на которое напали;

- реальное применение насилия при вымогательстве преследует цель подтверждения требования, запугивание потерпевшего, при грабеже и разбое оно является способом немедленной передачи имущества.

Наши рекомендации