Классификация моделей и методов теории логистики
Эволюция новых научных направлений таких, как логистика, характеризуется неравномерностью. До последнего времени главным аспектом изучения теории логистики являлись в основном вопросы терминологии и понятийного аппарата (концепции, принципы, парадигмы, цели и задачи, определения и т.п.). Следует отметить, что здесь достигнут значительный прогресс, который нашел отражение в большом количестве публикаций.
Однако вторая и не менее важная часть теории логистики – Методология – в настоящее время представляет собой скорее набор отдельных моделей (методов, алгоритмов), практически не систематизированных и не достаточно подробно изученных. Парадокс состоит в том, что мы говорим об интегральной логистике, а не имеем ни одной пространственно-временной модели, описывающей поведение материального потока и охватывающей несколько звеньев логистической системы. Поэтому, наиболее актуальной проблемой на современном этапе развития является формирование теории логистики как самостоятельной научной дисциплины.
В ряде книг по основам логистики описаны некоторые абстрактные модели, в частности, «теоретико-прикладная модель ценовой функции логистики», «модель системы доставки» и т.д. Как правило, этим моделям искусственно придается аналитическая форма за счет использования математических символов типа сумм ( ), произведений ( ), операторов (max, min и др.), различных обозначений, аббревиатур с использованием, главным образом, латинского и греческого алфавита. Очевидно, на определенном познавательном этапе это было необходимо, но по мере развития и накопления опыта все отчетливее встает задача разработки реальных моделей и методов теории логистики, позволяющих выполнять конкретные многовариантные расчеты, связанные с анализом и синтезом логистических систем.
Одной из первых работ, в которой вопросы методологии и научной базы получили самостоятельное значение, является монография В.И. Сергеева [23]. Из данной работы следует, что в логистических исследованиях и разработках используется более 46 дисциплин (табл. 2.1), в частности:
- математика (7 дисциплин);
- исследование операций (9 дисциплин с учетом того, что линейное, нелинейное и динамическое программирование представлены отдельными дисциплинами);
- техническая кибернетика (10 дисциплин);
- экономическая кибернетика и экономика (20 дисциплин).
Следует подчеркнуть, что введенное понятие «дисциплина» носит условный характер, так как в цитируемой работе оно включает, во-первых, различные теории (например, теория вероятностей, теория графов и др.), во-вторых, методы (имитационного моделирования, экономического прогнозирования и др.), в–третьих, различные виды анализа и учета (функциональный анализ, бухгалтерский учет и др.).
Успешная попытка структуризации моделей и методов применяемых в теории логистики предпринята в книге «Логистика»[18]. Аналогично монографии В.И. Сергеева рассмотрены три группы: экономико-математические методы (ЭММ), методы прогнозирования и неформальные методы, при этом ЭММ включают математику, экономику и кибернетику (рис.2.1).
Таблица 2.1