Методология «теории госудрства и права». классификация методов

Термин «МЕТОД» введен в научный оборот древними греками. Под ним понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.

Таким образом, МЕТОДЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА – это совокупность приемов, способов, подходов, с помощью которых изучается право и государство.Учение о методах называется методологией.

Теория государства и права разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых явлений и в то же время активно использует общие методы, выработанные общественными и естественными науками.

Методология теории государства и права:

I. Всеобщий философский метод – метод материалистической диалектики.

Современные отечественные научные исследования базируются, как правило, на материализме и диалектике. Методологической основой юридических исследований могут служить и иные философские направления: определенная религиозная идеология, позитивизм, экзистенционализм, утилитаризм и т.д.

Материализм – это философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно. Сознание, мышление – это свойство материи; как правило, утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

Диалектика – это наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений.

К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве); закон отрицания отрицания (в российской государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности).

На основе материалистического и диалектического подходов можно утверждать, что государство и право – это реальные, объективные явления, которые находятся в постоянном развитии, которые существуют не сами по себе, а в тесной связи с экономическими, политическими, духовными условиями жизни общества, с природой человека. Философские направления, выступающие в качестве методологической основы исследования, не могут дать ответов на вопросы юридических наук: они указывают лишь самые общие подходы к разрешению проблем.

II. Общие (общенаучные)(используются во всех науках):

1. Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы (деление права на отрасли, исследование особенностей каждой отрасли права);

2. Синтез – соединение элементов в единое целое (например синтезируя знания об отдельных отраслях права, мы получаем знания о праве в целом);

3. Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, Данный метод относится к философским законам и категориям.

Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции «формы государства» к ее видам – форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм. При подобном подходе познание формы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие «форма государства» начнем обогащаться конкретными признаками и особенностями. При движении мысли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.

4. Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению),

5. Дедукция – умозаключение от общего к частному (фактам),

6. Аналогия – сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения,

7. Абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях,

8. Моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.

III. Специальные (используются в нескольких науках),

1.Системный. В его основе лежит рассмотрение объектов как систем; раскрывает целостность объекта. (Государство и право, по структуре – сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы государства, второго – нормы права. В целом же государство как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право – в нормативную систему общества.)

2.Сравнительный (или метод государственного и правового моделирования). Суть метода заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.

Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и др.

3.Функциональный. Метод исследования, позволяющий проникнуть в сущность явления посредством изучения его функций.

4.Статистический - состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, правонарушения и т.д.).

5.Математический - состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов.

6.Исторический метод – Государство и право, как явления исторические, динамичные, изменяющиеся вместе с обществом, вбирающие в себя достижения цивилизации, мировой политический и правовой культуры. Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные корни государства и права.

7.Кибернетический метод (греч. «искусство управления», наука об общих закономерностях процессов управления и связи в организованных системах – машинах, живых организмах и их объединениях) – это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики расширить либо уточнить имеющиеся сведения о государстве и праве.

8.Социологический - состоит в исследовании права и государства на основе фактических данных.

В современных условиях данный метод приобретает особое значение. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. В рамках конкретно-социологического метода используются такие приемы, как опрос наблюдение, анкетирование, интервъюирование, эксперимент, наблюдение и др.

9.Лингвистический (филологический) метод – используется при анализе текстовой информации, например, при исследовании содержания нормативно-правовых актов.

IV.Частнонаучные (используются в конкретной науке).

1.Сравнительное правоведение (или компаративистика) и государствоведение – это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и т.д.

Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов различных стран. Сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.

2.Правовой эксперимент – это апробация законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах.

3.Правовое прогнозирование – это изучение конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений.

4.Метод толкования (интерпретации) права – это способ уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения.

5.Формально-юридический – метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т.д.).

Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т.п. – все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т.д.

ВЫВОДЫ

Название каждой научной отрасли знаний и учебной дисциплины от­ражает особенности не только их предмета, но и характера и содержания. Это касается как естественных, технических, так и гуманитарных, общественных наук.

Теория государства и права в этом отношении не является исключе­нием. Характер ее и содержание, находясь в органической связи и бу­дучи обусловленными предметом этой науки, в значительной мере отра­жаются в ее названии.

О чем говорит название рассматриваемой отрасли знаний и учебной
дисциплины? Во-первых,о том, что это - теория. А теория понимает­ся как «система обобщенного знания», объяснения различных сторон
исследуемого явления. Она воспринимается также как «форма научного
знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущест­венных связях действительности».

Во-вторых,что это не абстрактная теория, а «система обобщенно­го знания» о конкретных явлениях, в качестве каковых выступают госу­дарство и право. В-третьих,что это не изолированные друг от друга явления и соответствующие им институты и учреждения, а взаимосвя­занные между собой, взаимозависимые друг от друга и взаимодопол­няющие друг друга феномены. И, в-четвертых, что рассматриваемые феномены в виде государства и права по своему происхождению явля­ются не естественными, техническими или природными, а сугубо обще­ственными, социальными явлениями.

Исходя из того, что государство - социальное явление, общеприня­то (a priori) считать его одновременно и политическим явлением, а пра­во» естественно, - юридическим явлением. В результате мы приходим к логическому выводу о том, что рассматриваемая отрасль знаний и учебная дисциплина под названием «теория государства и права», имеющая дело с данными феноменами, должна рассматриваться не иначе как одновременно в качестве политической и юридической отрасли знаний и дисциплины. Политико-правовой характер теории госу­дарства и права отражается, таким образом, в ее названии.

Таким образом, несмотря на то что, по общему правилу, название той или иной отрасли знаний и дисциплины, включая теорию государства и права, адекватно отражает ее содержание, из этого правила име­ются нередкие исключения. Поэтому при определении характера теории государства и права как самостоятельной отрасли знаний и учебной дисциплины гораздо важнее и надежнее использо­вать не ее название, а предмет и содержание.

Отвечая на вопрос, какой характер имеет теория государства и пра­ва и что она собой в социальном плане представляет, следует обращать внимание прежде всего не на ее название, а на то, чем она занимается, какие стороны или аспекты государства как политического феномена и права, как юридического явления она изучает, что составляет ее предмет и содержание.

Кроме того, важно исходить также из того, какие по характеру цели стоят перед теорией государства и права и какие по характеру задачи она решает. Ведь от того, на что направлено изучение охватываемого ее предметом материала, для решения каких по своему характеру (по­литических, юридических, сугубо научных, образовательных и пр.) задач используются получаемые при исследовании государства и права с по­зиций данной дисциплины научные знания, в значительной степени за­висит характер теории государства и права.

Разумеется, в реальной жизни четкое деление задач или целей, ко­торые преследуются в процессе научных исследований и при изучении теории государства и права, на чисто политические, академические и другие далеко не всегда представляется возможным, ибо зачастую они переплетаются друг с другом и взаимно дополняют друг друга. Такое де­ление весьма условно и относительно, но тем не менее оно имеет смысл. Дело в том, что выделение даже смешанных (политических с юридическими, академических с политическими и т. д.) целей и задач, которые решаются в рамках теории государства и права помогает наря­ду с ее предметом и содержанием лучше понять характер данной дисци­плины.

Какие же задачи по своему характеру решает теория государства и права и какие цели она при этом преследует? Отвечая на данный во­прос еще в начале XX в. в отношении теории права, известный русский ученый И. Михайловский писал, что общая теория права ставит перед исследователем по крайней мере две академические задачи. Первая заключается в том, чтобы построить «логически законченную сис­тему понятий, лежащих в основе всех специальных юридических наук, и обобщить все результаты этих наук в одно гармониче­ское целое, проникнутое не только внешним, но и внутренним единст­вом». А вторая задача состоит в том, чтобы «изучить методы, при помощи которых разрабатываются специальные науки». При этом, пояснял автор, то, что «эта последняя задача не входит в область ни одной из специальных наук, совершенно очевидно: вопросы методо­логии являются общими для всех наук».

Наши рекомендации