Предложения по совершенствованию государственного регулирования естественных монополий в Республике Бурятия

В условиях современного общества проблема монополизации российской экономики выходит на первое. Одной из важнейших задач государственного регулирования деятельности монополистических образований в данном контексте является формирование и дальнейшее регулирование, как на государственном, так и на региональном уровне. Основное направление государственной политики в этой области должно стать достижение оптимальной доли монополистических образований в экономике России. Одной из важных задач, которые необходимо решить для достижения национальных целей России в нынешних условиях является совершенствование государственного регулирования естественных (инфраструктурных) монополий, направленное на повышение эффективности и инвестиционной привлекательности этих секторов для обеспечения необходимой ресурсной и инфраструктурной поддержки стабильного и динамичного экономического роста. В свою очередь данная необходимость вызвана следующими главными причинами: - во-первых, внешняя причина, связанная с необходимостью повышения общей народно-хозяйственной экономической эффективности. При этом реформирование естественных монополий должно быть направлено на успешное решение задач инфраструктурного обслуживания всей экономики в целом; - во-вторых, внутренняя причина, обусловленная быстрым старением оборудования, его моральным и физическим износом на фоне сокращения объемов инвестиций; - в-третьих, постоянным ростом тарифов на услуги (товары) субъектов естественных монополий, оказывающим огромное влияние на социальную сферу. Влияние тарифов на уровень благосостояния населения проявляется через инфляцию, темпы, которой, как показывает анализ, оказываются весьма чувствительны к их изменению. Одним из наиболее социально-значимых и важных сегментов для развития экономики страны и регионов в частности выступают естественные монополии, модернизационный вектор развития которых будет предопределять успешность дальнейших перспектив российской экономики. Прежде всего, необходима трансформация инвестиционного процесса, по пути ухода от его тарифозависимости, поскольку, на современном этапе основой инвестиционных потоков является именно повышение тарифов на услуги естественных монополий. Основой решения данных проблем, по нашему мнению, может стать построение механизма льготного инвестиционного кредитования, посредством обеспечения государственных гарантий, механизмов ускоренно целевой амортизации, а также возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов, в том числе в ряде исследований предлагается создать Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд. Кроме того важным направлением регулирования деятельности естественных монополий выступает обеспечение прозрачности механизма тарифообразования; для реализации которого, необходимо принятие законодательных мер по гарантированному предоставлению необходимой для оптимального определения ставки тарифа информации. Основными задачами государственного регулирования тарифов естественных монополий должно быть: - обеспечение баланса интересов потребителей (в виде доступных цен0 и регулируемых предприятий ( в виде финансовых результатов, привлекательных для кредиторов и нвесторов); - регулирование тарифообразования на основе принципа управления рентабельностью; - стимулирование предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.; - управление развитием экономики в регионах. Для реализации модернизационно-инновационных целей развития экономики россии и экономики регионов государственное регулирование в сфере естественных монополий должно решать два спектра задач: 1) обеспечивать возможность развития инфраструктурных отраслей, необходимые для обеспечения и сохранения высоких темпов экономического развития региона и в стране; 2) сохранению тарифов на услуги естественных монополий на оптимальном для населения и экономики уровне, поскольку их неконтролируемое повышение может привести к замедлению или даже прекращению экономического и роста в стране, вследствие снижения конкуреннтспособности отдельных отраслей экономики и промышленности, а так же сокращению потребительского спроса со стороны населения.Оновные направления совершенствования государственного регулирования инфраструктурных секторов являются в регионе:1) повышение эффективности деятельности регулируемых организаций, в том числе в части повышения надежности и качества регулируемых услуг, снижения издержек, синхронизации планирования и реализации инвестиционных программ. 20 обеспечение доступности товаров и услуг для потребителей в части беспрепятсвенного и недискриминауционного доступа потребителей к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, обеспечения доступных цен в первую очередь для наиболее уязвимых категорий потребителй, за счет ресурсосбережения и повышения эффективности потребления товаров и услуг. 3) повышения инвестиционной привлекательности инфраструктурных секторов экономики за счет снижения рисков, связанных с регулированием, для обеспечения устойчивового финансового положения регулируемых организаций и повышения эффективности деятельности регулируемых организаций. 4) развитие конкурентных отношений в естественно монопольных сферах за счет выделения конкурентных видов деятельности при реализации структурных реформ. А так же конкуренции за право управления коммунальной инфраструктурой. 5) совершенствование системы регулирования путем повышения эффективности и прозрачности деятельности регулирующих органов за счет роста квалификации, устранения избыточного регулирования, повышения прозрачности. Публичности и последовательности процессов регулирования, в том числе при участии потребителей, регулируемых организаций и экспертного сообщества. Достижение основных задач государственного тарифно-ценового регулирования инфраструктурных секторов может быть осуществлено путем реализации следующих мероприятий: 1) Уменьшение объемов перекрестного субсидирования представляет собой установление цен и тарифов для некоторой категории потребителей на уровне ниже экономически обоснованного с одновременным завышением цен (тарифов) для другой категории потребителей. При установлении предельных предельных тарифов для другой категории потребителей и различных субъектов РФ необходимо осуществление проверки на предмет снижения объема перекрестного субсидирования. 2) защита интересов потребителей. Одной из основных мер социальной поддержки населения является введение социальной нормы потребления, в пределах которой , например,электроэнергия будет поставляться населению по льготным ценам. Это позволит уменьшить объем перекрестного субсидирования в электроэнергетике наименее болезненным способом, переложив основное бремя повышение тарифов на граждан, имеющих большие доходы и потребляющихмного электроэнергии. 3) Развитие конкурентных отношений в регулируемых секторах 4) Совершенствование деятельности регулирующих органов: - устранения избыточного регулирования - разграничение регуляторных полгномочий между уронями государственной власти и органами местного самоуправления. - повышения прзрачности регулирования, широкого привлечения экспертных организаций - формирование современной системы подготовки и преподготовки кадров для муниципальных и региональных органов власти. Кроме того, необходимо развитие и дальнейшее реформирование номативно-правовой базы по вопросам адресной и государственной компенсации льгот, пришедшей на замену существовавшего ранее порядка, углубляя тем самым ценовые диспропорции и снижая эффективность своей деятельности в силу невозмождности осуществления расширенного производства.В сфере государственного регулирования естественных монополий в области связи предстоит решить ряд задач, направленных на оптимизацию структуры тарифов на услуги общедоступной электрической связи по регионам, подотрослям электросвязи и категориям потребителей в целях создания условий для поэтапного перехода к политике лимитивного ценообразованияСчитается, что ценовое регулирование может в целом уравновесить ситуацию на рынке, где действуют естественные монополии. Главный вопрос состоит в том как определить данную цену, очень часто монопольные организации стараются продать товар по максимально высокой цене, а потребитель хочет приобрести по наименьшей цене, существует такое понятие как цены обеспечивающие справедливую прибыль- это когда P(цена) = ATC(средние общие издержки), навязывание социально-значимой цены может привести фирму к убыткам или к банкротству, так как не будут покрываться средние валовые издержки. Одним из выходов покрытия издержек могут являться субсидии, покрывающие часть таких издержек. По нашему мнению, основная проблема, существующая в регионе, на сегодняшний день состоит в малой эффективности деятельности естественных монополии, неудовлетворенностью потребителей в качестве предоставляемых товаров и услуг субъектами естественных монополий, ростом цен товаров и услуг, производимых естественными монополиями, высокой степенью изношенности основных средств фондов, инфраструктурного сектора. Само по себе ценовое регулирование не ведет к эффективности, так как в основе, фактически, производитель не будет стремиться к инновациям и техническому прогрессу, в его интересах будет сдерживание данных процессов с целью не завышения издержек и увеличения своей прибыли или будет стремиться, наоборот, к завышению издержек и неэффективному использованию ресурсов, расчет сам по себе является дорогостоящим и долгим процессом, субъект естественной монополии будет стремиться к той максимальной цене, которую устанавливает государство. Но не будет стремиться к эффективности и инновациям. Поэтому одним из путей улучшения функционирования и регулирования естественных монополий для повышения эффектиности деятельности естественных монополий, следует применять аукционный метод - когда между фирмами проводятся конкурс за монопольный рынок, с целью получения права на осуществление деятельности по произодству товаров и услуг естественных монополий. В настоящее время государственное регулирование процессов монополизации происходит в отраслях, производящих средства производства, в условиях недостаточной развитости инфраструктуры и значительной изношенности основных производственных фондов. При этом необходимо удержать баланс между отраслями национального производства и реализовать экономические интересы хозяйствующих субъектов, проводя соответствующую антимонопольную политику.Основная причина низкой эффективности некоторых российских естественномонопольных сфер заключается в несовершенстве и не скоординированности институтов управления и регулирования данного сектора экономики.Необходимы институциональные корректировки в управлении естественными монополиями, позволяющие предотвратить проявление рентно-ориентированного и оппортунистического поведения (т.е. следование своим интересам, уклонение от договоренностей), а также способствовать увеличению эффективности естественных монополий.Одним из направлений государственного регулирования естественных монополий является их структурное реформирование, которое направлено:

- на совершенствование системы регулирования, в том числе ценового в сферах естественных монополий, дерегулирование видов деятельности, не относящихся к сферам естественных монополий, и формирование рынков этих видов деятельности на основе конкуренции;

- на выделение исходя из экономической целесообразности и в соответствии с федеральными законами самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий;

- на организацию контроля за финансовыми потоками субъектов естественных монополий;

- на поэтапное прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально не защищенных групп населения;

- на придание рынкам в сфере деятельности естественных монополий организованного характера за счет углубления правовой регламентации взаимоотношений между их участниками, публичности цен (тарифов) и правил их определения, введения единых правил "доступа к сети" на не дискриминационной основе;

- на совершенствование нормативной базы регулирования в сферах естественных монополий;

- на формирование организационно - правовой базы регулирования деятельности субъектов естественных монополий на региональном уровне, координацию деятельности и разграничение компетенции между федеральными и территориальными органами по регулированию в сферах естественных монополий;

- на определение особенностей дальнейшей приватизации в сферах естественных монополий;

Мировой опыт представлен широким спектром возможных воздействий государства на естественные монополии, включая регулирование через специальные органы, общественную (государственную) собственность, конкурсный доступ и договорные отношения.

Капитальные вложения можно оценивать несколькими способами:

– в ценах приобретения с учетом амортизации;

– в восстановленных ценах оборудования;

– в восстановленных ценах услуг, которые производит данное оборудование.

В практической деятельности регулирующие органы чаще всего используют метод оценки капитала в ценах приобретения, поскольку определение его восстановительной стоимости не всегда возможно и вызывает затруднения.

Проблема оценки инвестиций этим не исчерпывается; встает вопрос о том, какая доля инвестиций была осуществлена оправданно, а потому может быть включена в базу для расчета разрешенной нормы прибыли, а какая, напротив – не может. Средства, потраченные на излишние, неэффективно созданные производственные фонды (здания, оборудования и др.), частично или полностью исключаются из расчета нормы прибыли. Все чаще практикуется отнесение издержек на будущие временные периоды; проверка целесообразности вложений; отклонение инвестиций как нецелесообразных; переоценка инвестиций по рыночным ценам.

На деятельность естественной монополии влияют рыночная структура и экономическое пространство, различие уровней горизонтальной и вертикальной интеграции, отношения собственности, зависимость регулирующих органов от политической конъюнктуры и прочего. В каждой стране и регионе ситуация определяется историческим развитием, географическими условиями и наличием природных ресурсов. Использование конкретного сценария регулирования ограничивается технологическими возможностями, конъюнктурой сложившихся условий информационной среды, социально-экономическим и политическим статусом страны. Эти особенности обуславливают выбор модели реформирования рынка естественной монополии и инструментов ее реализации.

Следовательно, только оптимальное сочетание государственного, рыночного и корпоративного регулирования, адекватное специфическим условиям функционирования естественных монополий на микро-, мезо-, макро-, мега-уровнях, комбинированная форма регулирования выступает как оптимальный способ получения максимального блага от монополистических организаций для современной России.

Для эффективной деятельности естественные монополии, прежде всего, необходимо создать специфические условий инфраструктурного характера, особый упор нужно сделать на перевод естественных монополий в наукоемкие производства.

В то же время, на наш взгляд, пока в той или иной отрасли естественных монополий не будет до конца освоен механизм рыночного регулирования, не имеет смысла полностью отказываться от государственного регулирования, а иногда даже наоборот, следует усилить его (с последующим ослаблением мер воздействия по мере становления рыночных отношений, создания базы для здоровой конкуренции).

Негативные последствия монопольной власти заставляют государство предпринимать меры регулирования, даже если это и отрасль естественной монополии. Хотя в подобных отраслях фирмам зачастую предоставляется большая свобода действий, чем в тех случаях, когда монополия вызвана «искусственными» причинами, тем не менее в деятельности фирмы происходят определенные изменения.

Можно выделить два основных направления в регулировании деятельности естественных монополий: ценовое и неценовое. Ценовое регулирование предполагает прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня

1) ценовое регулирование – предполагает прямое определение цены (тарифов)

2) неценовое регулирование - снижение барьеров входа в отрасль, конкуренцию на рынке естественной монополии, контроль качества товара, реорганизация отрасли.

Ценовое регулирование предполагает прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня. Данный метод действует в Российской Федерации.

В рамках ценового направления регулирования выделяют следующие методы регулирования:

1) Ценообразование Рамсея. Для того чтобы избежать потерь и приблизится к конкурентному результату, величина цены, которую назначает государство на продукт естественного монополиста, определяется средними издержками производства: Р=АС. Эта цена носит название «цена Рамсея» по имени экономиста, предложившего подобный метод ценообразования.

2) Разные цены для разных покупателей. Для того, чтобы свести к минимуму потери вследствие наличия естественной монополии в отрасли возможно применение принципа назначения разных цен для разных категорий потребителей

3) Ценообразование естественной монополии, являющейся многопродуктовой фирмой. Если фирма – естественный монополист выпускает два вида товара с общими постоянными издержками. Совокупные издержки фирмы будут равны

4) Пиковое ценообразование. Пиковое ценообразование применяется в отраслях естественной монополии тогда, когда присутствуют два условия: есть сильные колебания спроса во времени и выпуск нельзя хранить (например, телефонные услуги, транспорт).

Ценовые методы не всегда ведут к тому исходу для отрасли, который предусматривает максимальное благосостояние для потребителей продукции естественного монополиста. Поэтому наряду с ценой регулированию подвергаются и другие параметры деятельности фирмы.

К неценовым методам регулирования естественной монополии включают: снижение барьеров входа в отрасль, конкуренцию на рынке естественной монополии, контроль качества товара, реорганизация отрасли.

1) Снижение барьеров входа в отрасль. В тех случаях, когда наличие естественной монополии подразумевает существенные барьеры входа в отрасль, государство может решить проблему монополизации через снижение или даже устранение входных барьеров.

Стимулирование технического прогресса в отрасли может привести к изменению производственной функции таким образом, что преимущества крупной фирмы постепенно исчезнут, на рынок смогут войти более мелкие фирмы, естественная монополия «естественным образом» трансформируется в обычную отрасль.

В тех случаях, когда естественная монополия носит локальный характер, государство может преобразовать отрасль через развитие спроса. Здесь рост спроса напрямую приведет к повышению степени конкурентности рынка, к возможности появления нескольких эффективных фирм.

2)Конкуренция за рынок естественной монополии (конкуренция Демсеца). Государство может организовать конкуренцию за исключительное право по обслуживанию рынка естественной монополии. Например, государство объявляет аукцион по продаже прав на железнодорожную деятельность в каком-либо регионе. Для того, чтобы отрасль была наиболее эффективной, железнодорожные перевозки должна осуществлять одна компания. Многие фирмы – потенциальные перевозчики могут принять участие в аукционе, подав соответствующую заявку.

Аукционы организуются по двум основным принципам. Английский аукцион предусматривает выигрыш за той компанией, которая предложит самую большую цену за монопольные права. Здесь стартовой будет самая маленькая цена. Затем цена будет постепенно повышаться и повышаться, до тех пор пока не останется единственный претендент. При голландском типе аукциона исключительное право получает фирма, предусматривающая самую низкую цену товара или услуги, которые она будет предоставлять после начала производства (при соблюдении определенных стандартов качества). В этом случае начальная цена оказывается наивысшей, а цена победителя – наинизшей. Движение цены будет идти сверху вниз.

Хотя цена может превышать уровень предельных издержек, дополнительная прибыль поступает государству в виде платы за доступ к рынку монополии. Однако здесь есть опасность сговора между участниками аукционных торгов, в результате чего предполагаемый эффект устранения монопольной прибыли не достигается. В то же время при большом числе участников и отсутствии сговора в долгосрочном периоде достигается результат Рамсея: цена устанавливается на уровне средних издержек, величина прибыли равна нулю. Роль государства помимо организации конкурентных торгов заключается в установлении минимальных стандартов качества поставляемых услуг, иначе снижение цены будет достигнуто за счет понижения качества товара.

3)Контроль качества товара естественной монополии.Регулируемая естественная монополия может увеличивать средние (и совокупные) издержки производства для обоснования роста регулируемой цены за счет ухудшения качества выпускаемого товара. Кроме того, у такой фирмы нет стимулов улучшать качество, так как дополнительная прибыль от продажи более качественного товара через корректировки цен пойдет государству, а не самой фирме, а ухудшение качества при отсутствии конкуренции на рынке не отражается на положении фирмы. Поэтому ценовое регулирование поведения естественной монополии должно сопровождаться контролем качества товара фирмы, например, посредством установления минимальных стандартов качества товара или предоставляемых услуг либо посредством периодической проверки реальных характеристик поставляемой продукции, а также через учет жалоб потребителей на изготовляемые естественной монополией изделия.

4) Реорганизация отрасли. При реорганизации происходит устранение естественной монополии за счет ее разделения на несколько сравнительно небольших фирм. Применение подобного метода требует сопоставления технической неэффективности, возникающей вследствие высоких издержек производства на небольших фирмах по сравнению с одной крупной монополией, и структурной (рыночной) эффективности, связанной с отсутствием монополии и ее последствий для благосостояния. Если новая рыночная цена, опирающаяся на величину новых, несколько более высоких, средних издержек в конкурентной отрасли, оказывается все-таки существенно ниже уровня монопольной цены естественного монополиста, то реорганизация такого рода является эффективной.

Таким образом, негативные последствия монопольной власти заставляют государство предпринимать меры регулирования фирмы, даже если это и отрасль естественной монополии.

Основные предложения по регулированию естественных монополий в Республике Бурятия, по нашему мнению, будет эффективным применение такого неценового метода регулирования как конкуренция за монопольный рынок - а именно проведение аукциона среди фирм в регионе.

Основные параметры при проведении и организации аукциона, мы предлагаем:

1) Проведение и организацию данного аукциона возложить на Федеральную антимонопольную службу по Республике Бурятия, выделение в структуре данного управления отдельный отдел – по организации и проведениию, а так же контролю за организацией и проведением данного аукциона.

2) Разработка основных правил организации и проведения данного аукциона предполагается сделать Федеральной антимонопольной службе по Республике Бурятия.

3) Предложения для привлечения участников аукциона – где сделать более простой и открытый доступ на данный аукцион как для российских предпринимателей, так и для иностранных – однако сделать более предпочтительным для ведения деятельности в отраслях естественной монополии отечественных фирм.

4) Основные характеристики при выборе победителя данного аукциона могут быть:

- предложения самой наивысшей цены за монопольное право, сначала будет устанавливаться минимальная цена аукциона, за тем цена будет повышаться до тех пор пока не определится единственный покупатель.

- предложение наилучшей программы плана инвестиционного развития данной инфраструктуры в регионе, а так же ее исполнение, научно-технического прогресса, инноваций и т.д.

- предложение наименьшей цены товара и услуги производимой естественной монополией.

Здесь следует отметить, что необходимо государственные регулировании не только при проведении данных аукционов возложенные на органы по регулированию естественных монополий, но и оценка, контроль качества производимых товаров и услуг, данные функции мы предлагаем возложить на Министерство экономики или создание специального Коллегиального органа при высшем должностном лице субъекта РФ, который будет рассматривать вопросы развития конкуренции в регионе, в том числе контроль за деятельностью естестественных монополий и качеством производимых товаров и услуг.

5) установить жесткие меры ответственности за нарушение правил организации и проведения аукциона, высокие штрафы лиц, осуществляющих проведение данного аукциона, наряду с административными мерами возможно применение мер уголовной ответственности.

6) за не исполнение основного договора фирмой возможно налажение штрафов и других мер.

7) в случае предоставления некачественных товаров и услуг, возможно расторжение договора с фирмой .

Данные меры и действия, по нашему мнению, являются необходимыми для развития инфраструктурного сектора региона, для повышения качества предоставляемых товаров и услуг.

Заключение.Подводя итог сказанному, следует отметить, что естественная монополия – это довольно-таки устойчивая форма хозяйствования, и вряд ли он изживёт себя, пока существуют отрасли, потребность населения в продукции которых столь велика, и пока существует дифференциация общества. Существует много споров о способах регулирования естественных монополий, и это понятно, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, ведь на самом деле систем регулирования естественных монополий далеко не совершенна. Поэтому, вероятнее всего, что методы государственного регулирования естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного род перемены смогут удовлетворить всех, следовательно, этот вопрос будет одним из основных в поисковом плане, и интерес общества к нему никогда не угаснет.Нашу экономическую политику все время переносит из административного произвола по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором – несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям. Изучив выбранную тему, следует отметить, что именно эффективность функционирования естественных монополий может определить конкурентоспособность экономики России на международных рынках. Несоответствие структур естественных монополий и их государственного регулирования достигнутой степени развития рыночных отношений обусловило необходимость их реформирования.Естественной монополией является отрасль, в которой совокупный объем спроса может быть эффективно удовлетворен одной фирмой. Причины, обусловливающую подобную монополию, не зависят от действия людей. В зависимости от величины рыночного спроса естественные монополии делятся на: глобальные и локальные. Деятельность этих экономических субъектов порождает ряд положительных и отрицательных моментов, которые в свою очередь определяют необходимость государственного вмешательства.Негативные последствия монопольной власти заставляют государство предпринимать меры регулирования фирмы, даже если это и отрасль естественной монополии. Можно выделить два основных направления в регулировании деятельности естественных монополий: ценовое и неценовое. Ценовое регулирование предполагает прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня. Неценовые методы включают: снижение барьеров входа в отрасль, конкуренцию на рынке естественной монополии, контроль качества товара, реорганизация отрасли.Рассмотрев исторический аспект естественных монополий показывает, правовая база антимонопольного регулирования еще полностью не сформировалась, имеет свои недостатки в силу отсутствия опыта рыночных отношений их регулирования.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2.Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

3. Указ Президента РФ № от 4 ноября 2014 года «О внесении изменений в перечень направлений для оценки эффективности деятельности глав субъектов РФ»

4. Постановление правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе»

5. Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности естественных монополий»

6. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30 «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»

7. ФЗ от 6 октября 2003 г.№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

8. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 26.03.2003) "О Естественных монополиях"

9. Федеральный закон от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»

10. Приказ Федеральной службы по тарифам РФ от 11.04.2014 № 608-э «О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включением организации в реестр субъектов естественных монополий»

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»

12. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

13.

Учебные пособия:

14. Албегова И.М. Государственная экономическая политика - М. . 2011, с. 254

15. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики, 2011.С. 367-370

16. Гальперин В. М., Микроэкономика В2-х томах., Санкт-Петербург, 2004. С. 178-183.

17. Кэмпбелл Р.МАККОННЕЛЛ, Стэнли Л.БРЮ "ЭКОНОМИКС" т.2 – Москва, 2010

18. Кузнецов Б. Т. // Макроэкономика: учебное пособие — Москва: Юнити-Дана, 2012, с 44

19. Князева И. В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие// – М. – 20010, – С. 263.

20. Пармененков К.Н. Согласование процессов конкуренции и монополизации как механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий промышленности - Москва, 2010

21. Рисин И.Е. Государственное регулирование экономик// - Москва — 2014, стр 116-127

22. Рой Л.В., Анализ отраслевых рынков, 2011, С. 193-199.

23. Розанова Н.М. Экономическая теория фирмы, 2009, С. 214-227

Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е издание - м. . 2009, стр 371

24.Сторчевой М.А. Основы экономики: Учебник / М.А. Сторчевой; Под ред. П.А. Ватника; Рис. Е.С. Пантелеевой. СПб.: Экон. шк., 2010. 429, [3] с. (Б-ка "Экон. шк."; Вып. 25).С. 121-124.

25. Таранухова Ю.В.Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): 2013, С.297-303.

26. Чеканский А.Н., Микроэкономика // - Москва - 2012, 313-322.

Научные Статьи:

27. Абросимова О.Ю. Государственное регулирование естественными монополиями в России// - Москва, 2012

28. Бондарь В. Г. Минус-фактор. Состояние инфраструктуры — препятствия на пути модернизации страны// Однако. - 2010 - № 10

29. Величко С.Г. Международный и российский опыт регулирования естественных монополий// Вопросы экономиких наук. - 2010 - № 3

30. Гончаров А.В. Анализ зарубежного опыта регулирования инфраструктурных отраслей// Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов - Санкт-Петербург - 2011

31. Ди Лоренцо Т. Миф о «естественной монополии» // ЭКО. - Новосибирск, 2010, № 4,с.81-98.

32. Дерябина М. Участие государства в регулировании деятельности естественных монополий// Вопросы экономики. - 2011 - №1

33. Демин М.Б. Государственное регулирование естественного монополизма как направление развития антимонопольных отношений в условиях глобализации.// Проблемы современной экономики, N 4(32), 20011.

34. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации// Федеральная антимонопольная служба - Москва, 2014

35. Доровских А. По поводу формирования инновационных стратегий нефтяных корпораций // Российский экономический журнал. – 2009. − № 6. С.108−110.

36. Кравчук Д. И. Роль естественных монополий в экономике России / Д. И. Кравчук, В. И. Кравчук // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 270-272.

37. Кузнецова Ю А. Мировая практика государственно-частного партнерства// - Москва — 2010. № 3

38. Коннонкова Н.П., Коннонков П.Ф. Естественная монополия как объект государственной собственности// Вестник Московского университета - 2011 - №6

39. Чукалова С.Н., Государственное регулирование естественных монополий», - М., 2013

40. Шмырова Н.В., Абросимова О.Ю. Естественные монополии: проблемы развития// Российское предпринимательство. - Москва - 2010, № 3

41Шмырова Н.В., АбросимоваО.Ю. Особенности государственного регулирования естественных монополий в России с целью повышения их эффективности // Российское предпринимательство. — 2012. — № 5 (203). — c. 4-10.

42. Шолудько Е.В. Перспективы развития естественных монополий в Российской Федерации и методы регулирования государством их деятельности.// Вестник РГРТУ. – Рязань, 2011, №3., с. 34

Интернет-ресурсы:

43. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России: Электронный ресурс. Режим доступа: www.fas.gov.ru

44. Официальный сайт Территориального органа Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия: Электронный ресурс. Режим доступа: www.buryatia.fas.gov.ru

45. Официальный сайт Федеральной службы по тарифам РФ: Электронный ресурс. Режим доступа: www.fstrf.ru

46. Официальный сайт Региональной службы по тарифам Республики Бурятия: Электронный ресурс. Режим доступа: www.rst.govrb.ru

47. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ: Электронный ресурс. Режим доступа: www.gks.ru/

48. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия: Электронный ресурс. Режим доступа: http://burstat.gks.ru/

49. . Официальный сайт правительства Республики Бурятия: Электронный ресурс. Режим доступа: egov-buryatia.ru/

50. Официальный сайт компании КонсультантПлюс: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

51. Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 г.: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

52. Официальный сайт Реестра хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке свыше 35%: Электронный ресурс. Режим доступа: http://reestr.fas.gov.ru/

Приложение № 1

Таблица 1

Сферы регулирования Наименование и и их количество
Водоотведение - 58
     
Водоснабжение
     
Горячее водоснабжение
Теплоснабжение, передача
     
Теплоснабжение,производство
     
Теплоснабжение. Сбыт.
Транспорт, Аэропорт 1- ООО Аэропорт Байкал
     
Перевозка пассажиров и багажа ж/д транспорта в пригородном сообщение 1- ОАО Байкальские придорожные пассажирская компания
     
Утилизация ТБО 4 — ООО Система, МБУ Комбинат по благоустройству города Улан-Удэ, МУП Жко Саган Нур, ИП Калашников Н.Д.
     
Электроэнергетика. Станция- поставщик ЭЭ 2 — ОАО ТГК-14, филиал Гусиноозерской ГРЭС ОАО Интер- РАО-Электрогенерация
     
Электоэнергетика ГРЭС 1 - филиал Гусиноозерской ГРЭС ОАО Интер- РАО-Электрогенерация
Электроэнергетика, Нерегулируемый сбыт 5 — ЗАО Система, ООО Главэнергосбыт, ООО Русэнергосбыт, ЗАО МАРэМ+, Ооо
        РТ-энерготрэдинг
Электроэнергетика. Нерегулируемый сбыт 3 — МУП ЖКК Баунтовского эвенкийского района, ОАО ТГК-14 , ОАО Селенгинский ЦКК
     
Электроэнергетика. Сбытовая экономика
     
Электроэнергетика. Сбытовая компания, гарантирующий поставщик 6 -— МУП ЖКК Баунтовского эвенкийского района, Филиал ОАО Мрск Сибирь Бурятэнерго, территориальное подразднление Энергосбыт Бурятия, ОАО Читаэнергосбыт, ОАО Оборон-энергосбыт филиал Дальневосточный, ООО Русэнергосбыт
Элетроэнергетика. Сетевая компания
Всего : 560

[1] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru/

[2] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по республике Бурятия burstat.gks.ru/

[3] Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concepy/indexdocs

[4] Албегова И.М. Государственная экономическая политика - М. . 2001. С 254.

[5] Рисин И.Е Государственное регулирование экономики – Москва . – 2014, с.116-127

[6] Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е издание - м. . 2009, стр 371

[7] Князева И.В. Антимонопольная политика в Росиии - М., 2010, стр 24

[8] Князева И.В. Антимонопольная политика в России - М., 2010, с. 28

[9] ФЗ от 17.08.1995 ФЗ-147 «О естественных монополиях»

[10] ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г.

[11] Пармененков К.Н. согласование процессов конкуренции и монополизации как механизм обеспечения конкурентоспспособности предприятий промышленности - москва, 2010, с. 4-13

[12] К. Н. Пармененков Согласование процессов конкуренции и монополизации как механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий и промышленности, - М., 2010, с.6-14

[13] Рисин И.Е. Государственное регулирование экономик// - Москва — 2014, стр 116-127

[14] Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 26.03.2003) "О Естественных монополиях", ст. 6

[15] Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы www.fas.gov.ru

[16] Приказ Федеральной службы по тарифам России от 21.02.2006 3 37

[17] Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 26.03.2003) "О естественных монополиях", ст. 4

[18] ФЗ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»

[19] ФЗ №147-ФЗ «О естественных монополиях», ст. 6, третий абзац

[20] В ред. ФЗ от18.07.2011 3 242-ФЗ

[21] Саакян Государственное регулирование естественных монополи в

[22] Князева И.В. Антимонопольная политика в России - М., 2010, с. 189-193

[23] Чукалова С.Н. Государственное регулирование естественных монополий – М., 2013

[24]

[25] Данные взяты с официального сайта Федеральной антимонопольной службы по республике бурятия http://buryatia.fas.gov.ru/

[26] Постановление ПравительстваРФ от 10.12.2008 № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственногорегулирования и контроля деятельности естественных монополий»

[27] Данные взяты с официального сайта республиканской службы по тарифам Республики Бурятия www.rst.govrb.ru

Наши рекомендации