Экономическая свобода - это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность.
Экономика. Билет №11.
Потребности – нужды людей. Это виды продукции, товаров; услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать. Связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности при недостатке, в чем-либо.
Пирамида потребностей современного человека:
Благосостояние – степень удовлетворения потребностей и их уровень.
Система жизнеобеспечения–совокупность действий, направленная на удовлетворение жизненных потребностей.
Проблема потребностей затрагивается в трудах: А.Маслоу(пирамида Маслоу), Уильям Макдугал(«Потребности детерминированы инстинктами.» ), Джей Пол Гилфорд (теория мотивационных факторов),Б.И. Додонов (Эмоция как ценность» - взаимозависимость эмоций и потребностей), М.Вебер (теория праздного класса), З. Фрейд, Чернышевский.
Потребности:
· Объективные
· Субъективные
Круг потребностей современного человека очень широк.
Классификация потребностей по субъектам (носителям):
· индивидуальные
· групповые
· коллективные
· общественные
По объекту (предмету, на который они направлены):
· материальные
· духовные
· этические (относящиеся к нравственности)
· эстетические (касающиеся искусства)
По сферам деятельности :
· Потребности труда
· Общения
· рекреации (отдыха, восстановления работоспособности)
· экономические
Экономические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей.
Потребности определяют избирательность восприятия мира – фиксируют внимание на тех или иных объектах.
Потребности - это основная побудительная сила человеческой деятельности, поддерживающая человека в состоянии постоянного напряжения, вызывают движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени ко все более высоким.
Этапы развития и реализации потребности:
1) Влечение – первичное эмоциональное выражение потребности.
2) Желание
3) Выражение (действие, реализация потребности)
Факторы, мешающие возвышению потребностей:
· низкий уровень материальной и духовной культуры общества ограничивает круг человеческих нужд их видами низшего порядка, который изменяется медленнее всего;
· очень слабо развито разделение труда, что не позволяет увеличить разнообразие материальных благ и повысить уровень потребления и потребностей;
· мизерные денежные доходы массы людей и высокий уровень цен препятствуют удовлетворению их даже самых элементарных запросов;
· во многих случаях численность населения стран увеличивается более высокими темпами, чем расширяются материальные условия его существования.
Блага –средства удовлетворения человеческих потребностей. То, что имеет свойство полезности.
Блага нужно:
- добыть
- произвести
- распределить
Блага вообще подразделяются на два рода:
1)естественные - земля, леса, полезные ископаемые и все другое, созданное первозданной природой;
2)экономические - продукты, образно говоря, “второй природы”, творцом которой является человек.
Два вида экономических благ:
а) предметы потребления
б) средства производства (условия созидательной деятельности)
Производство – процесс активного преобразования природы человеком с целью создания необходимых благ.
Производство бывает двух типов:
- простое производство
- воспроизводство
Производство и потребности находятся в тесной взаимосвязи, стимулируют развитие одно другого.
Потребности в схеме процесса производства находятся между «потреблением» и «производством», объединяют их.
Воспроизводство -воссоздание израсходованных факторов производства (природных ресурсов, рабочей силы, средств производства) посредством их последующего производства. Воспроизводство капитала — постоянное возобновление капитала. Воспроизводство простое — воспроизводство в неизменных размерах, Воспроизводство расширенное — во все увеличивающихся размерах.
Факторы производства:
· Земля (получаем ренту)
· Капитал (получаем процент)
· Труд (получаем зарплату)
· Предпринимательство (получаем прибыль)
Также к факторам производства относят (неосновная классификация, по Иваницкому):
- природные ресурсы
- средства производства
- информационные ресурсы
- время
Капитал = деньги * (умножение) время
«Ловушка» человечества – постоянный рост потребностей в сочетании с ограниченностью природных ресурсов.
Три тенденции изменения взаимоотношений потребностей и производства в современном мире:
1) Снижение и потребностей, и производства (бедные страны, находящиеся в бедственном экономическом положении – некоторые страны Азии, Африки, Латинской Америки).
2) Ограниченность выпускаемого набора продуктов обуславливает медленное увеличение потребностей (застой в экономике – некоторые страны Африки и Азии).
3) Производство количественно растет и качественно совершенствуется, повышается уровень потребления и потребностей (США, Япония, Великобритания, Германия).
1 и 2 – это ненормальные соотношения в динамике
3 - нормальные
Меркантилизм (итал. il mercante, торговец, купец, от лат. mercanti, торговать) — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов 15 - 18 вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, субсидий национальным производителям и т. д. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Смит утверждал, что меркантилисты, которые в большинстве являлись экономистами-практиками, отстаивали интересы торгово-монополистических институтов Ост-Индской компании и др. Однако впоследствии такая трактовка была оспорена. По мнению английского историка Ч. Уилсона, в конце XVII века в Англии в выработке меркантилистских законов участвовал более широкий круг людей, чем купцы и промышленники. Как результат меркантилистской политики этот автор указывает, помимо удовлетворения интересов английских купцов и промышленников, также на увеличения занятости, на снятие предпосылок спекуляции на продовольствии, на увеличение поступлений в госбюджет и на упрочение национальной безопасности.
Первая попытка научно систематизировать экономическую деятельность
была сделана именно меркантилистами.
Рождение меркантилизма связано с появлением мануфактуры, зачатков рыночной экономики, с периодом, который в истории называется первоначальным накоплением капитала. Многие экономисты связывают меркантилизм с великими географическими открытиями.
В основе меркантилизма лежат представления, суть которых сводится к тому, что богатство страны зависит от количества в ней золотых и серебряных денег, а источником получения денег служит международная торговля. Меркантилисты считали, что надо привлекать в государство как можно больше денег, большее количество золота и серебра за счет перепродажи товаров из одних стран в другие. По их мнению, покупать надо подешевле, а продавать — подороже. Разница в ценах перепроданных товаров и есть источник богатства страны.
Основатели:
Крупнейшим представителем меркантилизма является английский экономист Томас Ман (1571 — 1612). Выходец из купцов, наживший на торговле солидное богатство, Т. Ман описал свои наблюдения в двух небольших сочинениях, которые вошли в золотой фонд экономической литературы.
Другим видным представителем меркантилизма является французский экономист Антуан де Монкретьен (1572 — 1621гг.). Он прославился не только как меркантилист, но и как ученый, давший имя науке, именуемой «политической экономией».
Ранний меркантилизм (XVI—XVII вв.)
Основные положения:
§ всестороннее ограничение импорта товаров
§ вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью
§ установление высоких цен на импортируемые товары
§ главной являлась теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса
§ в целях удержания денег в стране запрещался вывоз за границу денег, и сумму, вырученную за товар, тратить на покупку местных товаров.
Поздний меркантилизм (2ая пол. XVI—XVII вв.)
Основные положения:
§ снятие жёстких ограничений по импорту товара и вывозу денег
§ доминирует идея торгового баланса
§ появляется протекционизм экономической политики государства
§ характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путём вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли в связи с чем разрешается вывоз денег за границу
§ появляется принцип покупки дешевле в одной стране и продажи дороже в другой
§ как указывает Иммануил Валлерстайн, основной идеей меркантилистов той эпохи была также защита страны и её населения от деградации, связанной с режимом свободной торговли
Государственный меркантилизм (конец XVII — начало XIX вв.)
Меркантилизм в ту эпоху существовал как официальная экономическая доктрина, принятая ведущими странами Европы: Англией, Пруссией, Австрией, Швецией. Как пишет Валлерстайн: «Весь период от Тридцатилетней войны и вплоть до конца эпохи Наполеона был эрой меркантилизма во всех германских землях или во всей центральной Европе». В Англии меркантилизм (протекционизм) был введён в 1690-е гг. и просуществовал до середины XIX в. Причём между этими двумя понятиями (меркантилизм и протекционизм) применительно к тому времени он и другие экономические историки ставят знак равенства. Например, П. Байрох указывает, что начиная с 1840-х гг. меркантилизм стали называть протекционизмом[5].
Другие страны также в отдельные периоды пытались следовать этой доктрине — Франция при Кольбере, Россия в конце царствования Петра 1, при Елизавете Петровне, но наиболее последовательно при Николае 1. Основные положения этой доктрины сводились к тому, что меркантилистская (протекционистская) политика государства улучшает торговый баланс страны, способствует развитию её промышленности и быстрому росту её населения. Как писал Ч. Уилсон, само улучшение торгового баланса рассматривалось меркантилистской доктриной как признак роста национального благосостояния, что по мнению её сторонников отражало не только увеличение доходов, но и рост занятости населения.
Фри́дрих А́вгуст фон Ха́йек (нем. Friedrich August von Hayek; 8 мая 1899, Вена — 23 марта 1992, Фрайбург) — австрийский экономист и философ, представитель новой австрийской школы, сторонник либеральной экономики и свободного рынка. Лауреат Нобелевской премии по экономике (1974).
Критика социализма
Хайек был одним из ведущих критиков коллективизма в XX столетии. Он полагал, что все формы коллективизма (даже теоретически основанные на добровольном сотрудничестве) могут существовать только с поддержкой государства. Методической базой его работ являлась теория неполноты информации, неизбежной при описании сложной системы. Позже Хайек расширил эту теорию с помощью антропологических, культурных и информационно-теоретических аспектов.
В результате неполноты информации централизованно управляемая экономика принципиально неработоспособна или по крайней мере значительно уступает рыночной экономике. Так, ещё в1920-е годы Хайек заметил, что в обществе, основанном на разделении труда, происходит и разделение информации («рассеянное знание»). Отдельный плановик будет не в состоянии достаточно точно описать в целом плановую экономику. В целях предоставления плановику полномочий, которые обеспечили бы необходимый для центрального планирования объём познаний, централизованная власть оказывала бы существенное влияние на общественную жизнь, развиваясь в сторону тоталитаризма. При этом Хайек не оспаривал морально высоких целей некоторых социалистов, однако считал предложенный ими путь и, в частности, любой вид вмешательства государства опасным.
В его популярной книге «Дорога к рабству» (1944), опубликованной в Англии, Хайек в отличие от социалистически настроенной интеллигенции утверждает, что национал-социализм Германии и фашизм в Италии является не реакционной формой капитализма, а более развитым социализмом. Причины варварства и насилия тоталитарных режимов того времени в Германии, Италии и Советском Союзе находятся, по мнению Хайека, не в особой агрессивности населения этих стран, а в осуществлении социалистического учения плановой экономики, которая неизбежно ведёт к угнетению и подавлению, даже если это и не было изначальной целью приверженцев социализма. По словам профессора Майкла Эллмана, Хайек «не был специалистом по проблеме и даже не был хорошо осведомлен о функционировании советской экономики».
Позже Хайек развил эту теорию и добавил, что даже и вмешательства государства, не ставящие рыночную экономику под вопрос, в перспективе ведут к устранению свободы. Таким образом он требовал политическую свободу в виде демократии, «внутреннюю» свободу как отсутствие препятствий для достижение собственных целей и утверждал, что свобода от страха и нужд имеет мало общего с личной свободой и даже находится с ней в конфликте. Свобода, о которой здесь идёт речь, является общим политическим принципом, который был целью всех освободительных движений и существует в виде отсутствия произвола и насилия. Хайек, однако, полагал, что насилие необходимо, если эта свобода ставится под вопрос: активная защита свободы должна быть непреклонной и догматичной, без согласия на уступки по каким-либо соображениям.
По высказыванию Хайека:
Спор о рыночном порядке и социализме есть спор о выживании — ни больше, ни меньше. Следование социалистической морали привело бы к уничтожению большей части современного человечества и обнищанию основной массы оставшегося.
— Ф.А. Хайек
Хайек доказывал, что эффективный обмен и использование ресурсов могут действовать только через ценовой механизм на свободных рынках. В книге «Использование знаний в обществе» (англ. «The Use of Knowledge in Society»), написанной в 1945году, Хайек утверждал, что ценовой механизм служит для того, чтобы разделить и синхронизировать общее и личное знание, разрешая членам общества достигнуть разнообразных и сложных результатов через принцип непосредственной самоорганизации. Он использовал термин каталлаксия, чтобы описать «систему самоорганизации добровольного сотрудничества».
Естественный порядок
Хайек рассматривал свободную ценовую систему не как сознательное изобретение (преднамеренно разработанную людьми), а как самопроизвольный порядок или «результат человеческого действия, но не изобретения». Таким образом, Хайек помещал ценовой механизм на том же самом уровне как, например, язык. Такое заключение принудило его задуматься о том, как человеческий мозг мог приспособиться к такому развитому поведению. В книге «The Sensory Order» (1952) он предложил, независимо от Дональда Хебба гипотезу, которая формирует основание технологии нейронных сетей и большей части современной нейрофизиологии.
Хайек приписывал рождение цивилизации появлению частной собственности в его книге «Пагубная самонадеянность» (англ. «The Fatal Conceit»), которую он написал в 1988 году. Согласно ей, ценовые сигналы — единственные средство предоставления возможности каждому экономическому субъекту, принимающему решения, сообщить скрытую или распределенную информацию друг другу, чтобы решить проблему экономического расчёта.
Деловой цикл
Капитал, деньги, и деловой цикл — заметные темы в ранних вкладах Хайека в экономику. Мизес ранее объяснил денежно-кредитную и банковскую теорию в его книге, написанной в 1912году «Теория денег и кредита» (англ. «The Theory of Money and Credit»), применяя принцип предельной полезности к ценности денег, а затем предложил новую теорию делового цикла. Хайек использовал это собрание произведений как отправную точку для его собственной интерпретации делового цикла, которая позже стала известной как «австрийская теория делового цикла». В его работах «Цена и Производство» (англ. «The Prices and Production») и «Чистая теория капитала» (англ. «The Pure Theory of Capital»),которые он написал в1931 и 1941 годах соответственно, он объяснил происхождение делового цикла в терминах расширения кредита центрального банка и его передачи в течение долгого времени и в терминах нерационального использования ресурсов, вызванного искусственно низкими процентными ставками.
Эта теория делового цикла была раскритикована Кейнсом и его последователями. С тех пор «австрийская теория делового цикла» критиковалась сторонниками теории рациональных ожиданий и другими представителями неоклассической экономики, которые указывали на нейтралитет денег в теории делового цикла. Хайек, в его книге «Прибыль, процент и инвестиции» (англ. «Profits, Interest and Investment»), которую он написал в 1939 году, дистанцировался от позиции других теоретиков австрийской школы, таких как Мизес и Ротбард.
Ещё высказывания:
Экономическая свобода - это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность.
Конкуренцию никак нельзя соединить с планированием, не ослабляя ее как фактор организации производства.
Для успешного планирования нужна единая, общая для всех система ценностей - именно поэтому ограничения в материальной сфере так непосредственно связаны с потерей духовной свободы.