Свобода предпринимательства и свобода выбора.

Свобода предпринимательства и свобода выбора.

Свобода предпринимательства и выбора означает, что частные предприятия вправе приобретать экономические ресурсы, производить и продавать товар или услугу по выбору самого предприятия.

Никакие искусственные препятствия или ограничения, устанав­ливаемые правительством, не мешают предпринимателям принимать решение вступить в какую-либо отрасль или выйти из нее.

Свобода предпринимательства и выбора означает, что:

o собственники материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать ресурсы по своему усмотрению;

o наемные работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны;

o потребители могут покупать товары и услуги в таком наборе, которой они считают наиболее подходящим для удовлетворения своих потребностей.

Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой в рыночной экономике.

В условиях рыночной экономики каждая экономическая единица (индивидуум или фирма) стремится делать то, что выгодно ей самой:

o предприниматели ставят своей целью максимизацию прибы­лей или минимизацию убытков;

o владельцы материальных ресурсов пытаются повысить цены при продаже или сдаче в аренду ресурсов;

o наемные работники хотят получать больший доход;

o потребители, покупая определенный продукт, стараются при­обрести его по самой низкой цене.

Иначе говоря, в рыночной экономике каждый, кто занимается бизнесом (будь то человек или юридическое лицо), преследует личный интерес.

Личный интерес формирует поведение различных экономиче­ских единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Однако мотив личного интереса обеспечивает удовлетворение общественного инте­реса в производстве товаров и услуг.

Специализация производства.

Люди давно усвоили, что самообеспеченность и изолированное натуральное хозяйство, в котором производится весь набор необходимых про­дуктов, неэффективны. Человек, берущийся за лю­бую работу, может быть мастером на все руки, но в производитель­ности труда он явно не преуспеет. Вот почему в обществах издрёвле развивается разделение труда между производителями, то есть обо­собление различных его видов в форме специализации деятельности (от лат. specialis - особый - species - род, вид, разновидность).

Специализация производства – сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с ней лучше других.

Специализация производства, следовательно, - это такая его ор­ганизация, при которой производители сосредоточиваются на вы­пуске определённых видов продукции. Отсюда ясно, что раз­деление труда одновременно предполагает и производственную коо­перацию, или кооперирование (от лат. cooperalio - сотрудничество), то есть хозяйственные связи между специализированными предприяти­ями, взаимообмен продукцией, которую они выпускают. У специа­лизации, естественно, есть как плюсы, так и минусы.

Преимущества специализации:

более рациональное использование факторов производства. Отдавая всё свое время какому-то одному делу, люди легче овладева­ют необходимым мастерством и быстрее в нём совершенствуются.

В специализированном производстве гораздо меньше простоев обо­рудования, нет неизбежных потерь времени, связанных со сменой одного вида работы другим. Наконец, при региональном и между­народном разделении труда эффективнее используются географиче­ские, природно-климатические, хозяйственные и другие особенно­сти отдельных регионов и стран.

возможность механизации производства. Дело в том, что специализация предельно упрощает технологические операции. Ведь даже сегодня нет такого универсального станка, который бы превратил, скажем, ствол дерева в шкаф. Если же раз­бить эту работу на небольшие отдельные специализированные опе­рации, то применение машин, конвейеров, автоматики становится вполне возможным.

♦ рост эффективности производства. В результате механизации мощно растёт производитель­ность труда, расширяется выпуск продукции, обеспечиваются его массовость и удешевление.

Недостатки специализации:

♦ монотонность и нудность специализированного труда. Здесь работник - часто механический исполнитель заданных машиной движе­ний. Он "привязан" к относительно узкому роду деятельности, и в случае безработицы ему труднее найти другое рабочее место. Осо­бенно изматывающее действует на людей жёсткая "встроенность" в конвейерные технологии.

♦ производители зависят друг от друга. Сбои в одном звене сразу сказываются на всей цепочке. Поэтому следует избегать чрезмерно узкой специали­зации.

♦ однообразие выпускаемой продукции.

И всё же плюсы разделения труда явно перевешивают его мину­сы. Именно массовость и относительная дешевизна изделий специа­лизированного производства (особенно таких, как телевизоры, хо­лодильники, стиральные машины, компьютеры и пр.) делают их доступными для широких слоёв населения.

Свобода предпринимательства и свобода выбора.

Свобода предпринимательства и выбора означает, что частные предприятия вправе приобретать экономические ресурсы, производить и продавать товар или услугу по выбору самого предприятия.

Никакие искусственные препятствия или ограничения, устанав­ливаемые правительством, не мешают предпринимателям принимать решение вступить в какую-либо отрасль или выйти из нее.

Свобода предпринимательства и выбора означает, что:

o собственники материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать ресурсы по своему усмотрению;

o наемные работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны;

o потребители могут покупать товары и услуги в таком наборе, которой они считают наиболее подходящим для удовлетворения своих потребностей.

Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой в рыночной экономике.

В условиях рыночной экономики каждая экономическая единица (индивидуум или фирма) стремится делать то, что выгодно ей самой:

o предприниматели ставят своей целью максимизацию прибы­лей или минимизацию убытков;

o владельцы материальных ресурсов пытаются повысить цены при продаже или сдаче в аренду ресурсов;

o наемные работники хотят получать больший доход;

o потребители, покупая определенный продукт, стараются при­обрести его по самой низкой цене.

Иначе говоря, в рыночной экономике каждый, кто занимается бизнесом (будь то человек или юридическое лицо), преследует личный интерес.

Личный интерес формирует поведение различных экономиче­ских единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Однако мотив личного интереса обеспечивает удовлетворение общественного инте­реса в производстве товаров и услуг.

Специализация производства.

Люди давно усвоили, что самообеспеченность и изолированное натуральное хозяйство, в котором производится весь набор необходимых про­дуктов, неэффективны. Человек, берущийся за лю­бую работу, может быть мастером на все руки, но в производитель­ности труда он явно не преуспеет. Вот почему в обществах издрёвле развивается разделение труда между производителями, то есть обо­собление различных его видов в форме специализации деятельности (от лат. specialis - особый - species - род, вид, разновидность).

Специализация производства – сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с ней лучше других.

Специализация производства, следовательно, - это такая его ор­ганизация, при которой производители сосредоточиваются на вы­пуске определённых видов продукции. Отсюда ясно, что раз­деление труда одновременно предполагает и производственную коо­перацию, или кооперирование (от лат. cooperalio - сотрудничество), то есть хозяйственные связи между специализированными предприяти­ями, взаимообмен продукцией, которую они выпускают. У специа­лизации, естественно, есть как плюсы, так и минусы.

Преимущества специализации:

более рациональное использование факторов производства. Отдавая всё свое время какому-то одному делу, люди легче овладева­ют необходимым мастерством и быстрее в нём совершенствуются.

В специализированном производстве гораздо меньше простоев обо­рудования, нет неизбежных потерь времени, связанных со сменой одного вида работы другим. Наконец, при региональном и между­народном разделении труда эффективнее используются географиче­ские, природно-климатические, хозяйственные и другие особенно­сти отдельных регионов и стран.

возможность механизации производства. Дело в том, что специализация предельно упрощает технологические операции. Ведь даже сегодня нет такого универсального станка, который бы превратил, скажем, ствол дерева в шкаф. Если же раз­бить эту работу на небольшие отдельные специализированные опе­рации, то применение машин, конвейеров, автоматики становится вполне возможным.

♦ рост эффективности производства. В результате механизации мощно растёт производитель­ность труда, расширяется выпуск продукции, обеспечиваются его массовость и удешевление.

Недостатки специализации:

♦ монотонность и нудность специализированного труда. Здесь работник - часто механический исполнитель заданных машиной движе­ний. Он "привязан" к относительно узкому роду деятельности, и в случае безработицы ему труднее найти другое рабочее место. Осо­бенно изматывающее действует на людей жёсткая "встроенность" в конвейерные технологии.

♦ производители зависят друг от друга. Сбои в одном звене сразу сказываются на всей цепочке. Поэтому следует избегать чрезмерно узкой специали­зации.

♦ однообразие выпускаемой продукции.

И всё же плюсы разделения труда явно перевешивают его мину­сы. Именно массовость и относительная дешевизна изделий специа­лизированного производства (особенно таких, как телевизоры, хо­лодильники, стиральные машины, компьютеры и пр.) делают их доступными для широких слоёв населения.

Наши рекомендации