Открытая экономика и проблемы государственного регулирования
Как уже отмечалось в теме 4.6, современная экономика развитых стран – смешанная. То есть в ней рыночный механизм дополняется государственным регулированием. По выражению П. Самуэльсона (США), нобелевского лауреата по экономике, «управлять экономикой в отсутствие того или другого – всё равно, что пытаться аплодировать одной рукой».
Чем же вызвано государственное регулирование современной экономики, почему она не может быть открытой, то есть чисто рыночной? Тем и потому, что рыночный механизм в своем функционировании проявляет не только преимущества, но и следующие, опасные по последствиям негативы. Во-первых, материальное расслоение населения, а значит, социальную напряженность. Во-вторых, игнорирование нужд фундаментальной науки и всей социальной сферы. В-третьих, цикличность, кризисы и спады производства. В-четвертых, инфляцию. В-пятых, безработицу. В-шестых, угрозу экологии. В-седьмых, неспособность к глубоким структурным изменениям производства, прорывам в науке и технике. В-восьмых, безразличие к общественным благам. В-девятых, рыночный механизм в своем развитии закономерно приводит к антирынку – монополизму – вопреки интересам большинства населения. Для смягчения негативных последствий рыночного механизма и предназначено государственное регулирование в смешанной экономике.
В связи с этим государство в смешанной системе выполняет следующие экономические функции:
1) стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста;
2) обеспечение занятости;
3) регулирование цен, а по возможности их снижение;
4) обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов;
5) перераспределение доходов и ресурсов.
Для реализации первой функции государство стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. С этой целью правительство стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. К сожалению, в РФ эта функция плохо реализуется: темп инфляции опережает динамику доходов, а значит, подавляются совокупный спрос и инвестиционная активность.
Осуществляя вторую функцию, государство регулирует рынок рабочей силы, создаёт службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку рабочей силы. Формально это делается и в РФ, но неэффективно. Сама статистика российской безработицы, как Вы видели, не вызывает доверия, поскольку большинство безработных не регистрируется в службах занятости.
Третья функция означает, что государство устанавливает предельные цены на товары первой необходимости, тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию, минимальный уровень зарплаты. Взамен из государственного бюджета предоставляются специальные доплаты фирмам-производителям социально значимых товаров. К сожалению, последнее в РФ не применяется. Вспоминается такой факт из истории 1990-х годов: повысилась цена на муку вдвое и успешный тогда предприниматель, владелец и менеджер фирмы «Русьхлеб» А. Зайченко получил приглашение к заместителю губернатора по экономике А. Баракину, который сообщил о разрешении повысить цены на хлеб на 20%. «Понимаю, - сказал Зайченко. – Значит, как минимум, восемьдесят остальных Вы восполните из местного бюджета». – «Нет, - ответствовал чиновник. – В бюджете для этого денег нет». Вот Вам и решение вопроса по социально значимому товару.
Четвертая функция означает, что государство определяет «правила игры» предприятий и населения на рынке. То есть ставит экономических субъектов в равные условия, определяет правила ведения предпринимательской деятельности, защиты потребителей. Конечно, при этом важно, чтобы правовые государственные акты применялись ко всем без исключения. Например, в Южной Корее, которая славится высоким жизненным уровнем населения, два предшественника нынешнего президента находятся – где бы Вы думали? – в тюремном заключении, поскольку правоохранительные органы установили их причастность к коррупции и поступили по отношению к ним как и к любому бы гражданину в такой ситуации. Может, и потому там высокий жизненный уровень?
Пятая функция направлена на сглаживание социально-экономических противоречий, недопущение обнищания части населения. Поэтому государство смешанной системы и применяет прогрессивное налогообложение и трансфертные платежи малоимущим.
Кроме названных пяти основных функций, государства смешанной системы выполняют ещё и такие, как
- ограничение монополий и поощрение конкуренции,
- стимулирование научно-технического прогресса и фундаментальной науки,
- структурные преобразования экономики,
- обеспечение обороноспособности,
- защита среды обитания человека и т.д.
Все эти функции государство выполняет с помощью разнообразных форм и методов воздействия на экономику. Прежде всего различают прямые (административные) и косвенные (экономические) методы государственного регулирования. К прямым (административным) можно отнести, во-первых, прямой государственный контроль над монопольными рынками, во-вторых, разработку жестких стандартов, гарантирующих населению экономическую безопасность, в-третьих, установление гарантированного минимума заработной платы и пособия по безработице, в-четвертых, выработку нормативных актов по защите национальных товаропроизводителей. Но преобладают в смешанной экономике косвенные методы. К ним относятся 1) денежно-кредитная политика, 2) фискальная политика, 3) государственное предпринимательство, 4) государственное программирование, 5) политика регулирования доходов, 6) социальная политика, 7) внешнеэкономическая политика.
Например, в денежно-кредитной политике государство через Центральный Банк устанавливает норму обязательных резервов для коммерческих банков, ставку межбанковского процента, учетную ставку, проводит операции Центрального Банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг.
В фискальной политике государство, во-первых, через правительственные расходы не только финансирует государственный сектор, систему социального обеспечения, но и госзаказ частным фирмам, а также прямое субсидирование производителей социально значимых товаров и услуг. Во-вторых, через налоговую систему не только формирует государственные доходы, но и стимулирует приоритетные направления экономики налоговыми льготами.
Государственное предпринимательство широко распространено в развитых странах. Особенно в тех отраслях, которые менее привлекательны для частного бизнеса из-за больших сроков окупаемости т капиталоемкости (энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность).
В современной смешанной экономике повышается роль государственного программирования. То есть правительства разрабатывают государственные программы на определённый период. В них определяют приоритеты макроэкономического развития: что особенно важно для страны, сколько это потребует ресурсов, как быстро они дадут отдачу, каковы будут социально-экономические последствия намечаемых действий. Государственные программы утверждаются парламентами, там же заслушиваются отчеты правительств о выполнении программ. Высшая форма экономического программирования – планирование. Например, частно-корпоративное централизованное планирование в США, государственное индикативное планирование в Японии и Франции.
В социальной политике государство регулирует отрасли образования, медицины, культуры, организует материальную помощь малоимущим. Конечная цель этой политики – рост благосостояния населения.
Важная роль в предотвращении социальной напряженности принадлежит политике регулирования доходов.
Во внешнеэкономической политике государство создает систему внешнеторговых тарифов и квот, таможенных пошлин, лицензирование внешней торговли, валютные ограничения. Цель этих мер – повысить конкурентоспособность и эффективность национальной экономики.
В завершение данной темы заметим, что деление на экономические и административные методы условно. Ведь чтобы задействовать любой экономический метод, надо предварительно принять необходимые административные решения. Но это разграничение имеет смысл. Например, свидетельствует о границах государственного воздействия на экономику. То есть государственное регулирование не должно подменять рыночный механизм и разрушать его. Но в целом в практике западных стран и Японии роль государства (даже до кризиса 2008 года) постоянно возрастает. Это выражается, во-первых, в росте доли государственных расходов и доходов в ВВП, во-вторых, в увеличении налоговых поступлений в казну, в-третьих, в значительной роли государства в распределении национального дохода. При этом государство комплексно использует все перечисленные формы и методы регулирования. Именно их система, где составляющие не противоречат, а взаимодополняют друг друга, дает наибольший эффект.