Тема 1. Предмет и метод микроэкономики
МИКРОЭКОНОМИКА
Методические указания к практическим работам
Факультет: очного обучения
Направление: 08 01 00 – экономика
08 02 00 – менеджмент
Вологда
УДК 330.101.542(076)
ББК 65.012.1
Микроэкономика: Методические указания к практическим работам для студентов очной формы обучения / сост.: Ю.В. Воропанова. – Вологда: Во ГУ, 2013. – 27 с.
Методические указания предназначены для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 08 01 00 – экономика, 08 01 02 – менеджмент. В работе представлены планы семинарских занятий, вопросы для обсуждения по каждой теме, примерные варианты заданий для проверки промежуточных знаний студентов и вопросы к экзамену.
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ
Составители: Ю.В. Воропанова, кандидат экон. наук
Рецензент: С.В. Аксютина, кандидат экон. наук
ВВЕДЕНИЕ
Микроэкономика – это наука, которая рассматривает, изучает и анализирует огромный сегмент экономических отношений и процессов. Основными сферами изучения микроэкономики являются:
- поведение индивидов и домашних хозяйств, как участников экономики, предъявляющих спрос на товары и услуги;
- поведение фирм, предприятий и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, как участников экономики, формирующих предложения товаров и услуг на рынке;
- поведение государства, как арбитра и организатора экономических отношений.
В ходе изучения поведения субъектов рынка микроэкономика должна ответить на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Само поведение рассматривается как совокупность отношений, возникающих между участниками рынка в процессе производства, распределения, обмена и потребления ограниченных ресурсов.
Изучение и освоение основ микроэкономического анализа дает не только базовые экономические знания, расширяет представление о природе экономического поведения, но и закладывает инструмент анализа, технику мышления, объясняющих то или иное экономическое событие и позволяющих в дальнейшем принимать правильные управленческие решения.
В данных методических указаниях представлены планы семинарских занятий по каждой теме, вопросы для обсуждения, которые помогут студентам при освоении микроэкономики. В указаниях представлены также примерные варианты заданий для проверки знаний студентов и перечень вопросов к экзамену.
План семинарских занятий
Тема 1. Предмет и метод микроэкономики.
1.1. Предмет микроэкономики. Основная проблема экономики.
1.2. Методы, применяемые в микроэкономике.
1.3. Принципы микроэкономического анализа. Кривая предельных производственных возможностей.
1.4. Типы экономических систем.
1.5. Рыночная система: механизм функционирования.
1.6. Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода.
Вопросы для обсуждения:
1) Что является целью микроэкономического анализа? Является ли он универсальным инструментом исследования экономической деятельности общества?
2) Какие основные агенты действуют в экономике? Проблема выбора в экономике – это следствие различий в предпочтениях или вопрос, касающийся реализации целевой функции?
3) Каким образом экономическая деятельность может быть представлена в микроэкономике? Почему моделирование является одним из основных методов микроэкономики?
4) Какие факторы производства представлены в экономике? Каковы их доходы?
5) Что такое кривая производственных возможностей (КПВ)? Как ее используют в микроэкономике?
6) В чем различие между КПВ для взаимодополняемых и взаимозаменяемых ресурсов?
7) Как КПВ отображает экономический рост?
8) В чем специфика предельного анализа, и какова его роль в исследовании экономических явлений?
9) В чем особенность нормативного и позитивного подходов, применяемых в анализе экономических явлений?
10) Различия в подходах экономистов и социологов к изучению того, как человек делает выбор, показаны на примере юмористического афоризма: если экономисты изучают, почему человек делает тот или иной выбор, то социологи изучают, почему у человека нет выбора? Согласны ли Вы с этим утверждением?
11) Можно ли рассматривать опасные для здоровья алкогольные напитки или наркотики как экономические блага?
12) Изобразите на модели КПВ изменения в экономике нашей страны в переломные моменты ее социально-экономического развития:
а) изменения в экономике СССР в 1940 – 1942 г.г.; б) изменения в экономике России по состоянию на 1995 г. в сравнении с экономикой СССР 1985 г.; в) изменения в экономике России, которых следует добиваться в экономике России в ближайшие годы.