В США под "зелёные" электростанции отдают загрязненные земли

Управление по охране окружающей среды США (EPA) полагает, что для создания "зеленых" электростанций, работающих от ветра, энергии солнца или с использованием биомасс, целесообразно использовать загрязнённые участки, а также старые шахтные и рудничные площадки.

По прогнозам экспертов Министерства энергетики США, потребности в электричестве, получаемом за счёт возобновляемых источников энергии, значительно возрастут в течение следующих 25 лет. Специалисты EPA считают, что под строительство подобных электростанций следует выделять либо площади, использующиеся для захоронения химических и прочих отходов, либо старые места разработок полезных ископаемых. Дело в том, что такие площадки, как правило, имеют хорошие подъездные пути и уже подведённые линии электропередач. Соответственно, могут быть сокращены затраты на строительство инфраструктуры.

Кроме того, аренда или выкуп загрязнённых почв будет обходиться значительно дешевле затрат на земли, пригодные для строительства гражданских объектов. Наконец, повторное использование заброшенных рудников и шахт позволит трудоустроить местное население, оставшееся без работы после закрытия разрабатывающих предприятий.

Эксперты Управления по охране окружающей среды подсчитали, что только на территории Соединённых Штатов для строительства "зелёных" электростанций потенциально могут быть отведены до 480 тысяч загрязнённых и заброшенных участков. Общая площадь этих участков достигает шести миллионов гектаров.

Введение Актуальность темы исследования. Факт дороговизны природоохранных мероприятий общеизвестен. В то же время известно и то, что экономия при трате средств на эти мероприятия приводит к таким ущербам, которые по своим величинам на порядок превосходят сэкономленные деньги. Поэтому говорят о высокой эффективности затрат в природоохранную деятельность, но с точки зрения государства. Предприятие не всегда выделяет необходимые средства на природоохранные мероприятия и заставляет владельцев находиться в каких-то рамках. К настоящему времени пока отсутствует хозяйственный механизм, который бы одновременно создавал заинтересованность владельцев предприятия во внедрении эффективных природоохранных мероприятий и устранял последствия чрезмерной техногенной нагрузки на среду обитания человека. Современные потребительские идеалы наших сограждан дополнительно ухудшают ситуацию: в 1990 г. известный хирург и биокибернетик Н. М. Амосов подвел итоги предложенного им опроса педагогов, врачей, психологов, социологов, философов по широкому кругу проблем личности. Среди предложенных вопросов был и такой: «Каким процентом своего нынешнего благосостояния Вы готовы пожертвовать, чтобы предотвратить будущую экологическую катастрофу?» Вот полученные ответы: если катастрофа ожидается через 20 лет, то почти половина респондентов готова отчислить более 10 % доходов; если через 50 лет, то таких набралась только четверть; а если кризис отодвинуть на 100 лет, 40% респондентов вообще ничего не пожертвуют, а остальные - лишь 1% доходов или того меньше. [7,с. 360]. Наше доперестроечное государство понимало остроту накопившихся проблем. Начиная с 70-х годов прошлого века, было принято более двух десятков законов, касающихся охраны природы. Эти 20 лет были 5 рекордными по количеству административных мер, направленных на улучшение природопользования. Но все они, начиная с возведения охраны природы в ранг конституционного требования и кончая штрафами и снятием руководителей, не дали желаемого результата. И по сей день не обеспечивается комплексный подход к охране и рациональному использованию природы. Работа промышленности идет без должного учета экологических последствий. Система управления природопользованием децентрализована. В условиях растущей зависимости между состоянием окружающей среды и развитием экономики раздаются предложения о создании специализированных прокуратуры и полиции для решения накопившихся проблем. Недостаточно совершенная законодательная база привела в настоящее время к безответственному отношению многих хозяйствующих субъектов к вопросам рационального природопользования и способствует резкому ухудшению природной среды в регионах. Все это говорит о том, что в практике природоохранной деятельности недооцениваются стимулирующие методы. Сейчас методы управления природопользованием подразделяют на административно-правовые, экономические, социально-психологические. Административно-правовые предусматривают введение нормативов качества элементов окружающей среды, предприятие стимулируется через санкции и штрафы за нарушение нормативов. Экономические методы состоят в поощрении за соблюдение норм. Социально-психологические представляют собой экологическую рекламу. Здесь, через СМИ, рассказывается о предприятиях, выполняющих экологические требования, вручаются награды их руководителям. Перечисленное говорит о том, что история соблюдения государственных интересов в сфере охраны природы и природопользования развивалась в основном за счет создания и применения административных рычагов воздействия на предприятия. О мотивации предприятий в этой области упоминается лишь в научных источниках, как предпосылках к практическим разработкам. Реального опыта государственной мотивации, в частности, в железорудной промышленности обнаружить не удалось. Это говорит о целесообразности проведения исследовательских работ в этом направлении. Актуальность вопроса состоит в создании действенных экономических рычагов, способствующих появлению реальной заинтересованности, а значение этих правил по мере углубления рыночных отношений будет только возрастать. Создание мотивов для рационального природопользования - непростая задача. Для разных сторон этой проблемы, очевидно, хороши разные подходы, и универсальный подход вряд ли возможен. Уменьшение объемов горнопромышленных отходов путем переработки части их в полезные продукты может быть мотивировано дополнительным доходом от этой деятельности. Один из путей реализации такой задачи - применение давней теории дифференциальной ренты. Судя по классическим представлениям, она является дополнительным чистым доходом у хозяйствующего субъекта, использующего ограниченные и невоспроизводимые средства труда в сравнении с другим хозяином, работающим с такими же средствами труда, но в худших (замыкающих) условиях [2, 6]. Такие средства труда - это и пашня, и недра, и леса, и др. Породы вскрыши, как продукты недр, являются исходным сырьем для приготовления различных товаров, и к ним применим рентный подход вычисления эффекта. Понятие дифференциальной ренты существует давно, но споры по конкретному ее определению не закончились по сей день. Сегодня говорят, что ее нужно изымать у нефтегазодобытчиков в пользу государства, но никогда не говорят, каким образом ее вычислить. В этой связи разработка рентного механизма мотивации горных предприятий при утилизации их минеральных отходов, учет обоюдных интересов предприятия и государства видится интересной и актуальной задачей. В этом состоит суть экономической стороны предлагаемого исследования. 7 Степень разработанности проблемы. Вопросы создания стимулирующих рычагов для разработчиков недр за уменьшение выбросов в окружающую среду их отходов не является совершенно новым направлением экономики горной промышленности. Проблема появилась в годы первых советских пятилеток, а экономическое осмысление началось позже, уже в 60-70-х гг. прошлого века. Этому были посвящены работы Жаворонковой И. П., Хачатурова Т. С, Мельникова Н. В., Балацкого О. Ф., Шапрацкого В. Н., Томакова П. И., Калашникова А. Т., Ревазова М. А., Ржевского В. В., Трубецкого К. Н., Мирзаева Г. Г. и др. [12, 26, 28, 38, 42, 61, 63, 64, 66]. Можно выделить основные научные направления. Если Жаворонкова И. П., Мельников Н. В. разрабатывали методологические подходы к решению этой задачи, то другая группа исследователей, связанная, в основном, с Московским горным институтом, была занята как технологической стороной разрешения проблемы, так и экономическими оценками путей и последствий таких разрешений. Новое время, начавшееся с 90-х гг., усугубило проблему, поскольку во многих направлениях интересы появившихся бизнесменов и сохранения природы и среды обитания людей оказались противоположными. Научная общественность не могла оставить новые явления без внимания, и появились работы Акимовой Т. А., Хаскина В. В., Нестерова П. М. [7, 45] и других исследователей. В них признается приоритет рыночных отношений в экономике, и, следовательно, необходимость учета интересов сторон товарных отношений и реципиентов отходов производства, делаются многочисленные предложения по обоснованию компромиссов в природопользовании. Расчеты эффективности этих компромиссов основаны на сопоставлении затрат и результатов от природоохранной деятельности. Но концепция подсчета эффекта с применением теории дифференциальной ренты здесь почти не используется, очевидно, из-за уникальности условий, где она может быть применена (должны использоваться ограниченные и невосполнимые средства труда), и отсутствия доказательств, что такая концепция может иметь место при рассмотрении эффекта от утилизации горных отходов. Вместе с тем теория дифференциальной ренты широко применяется для самых различных нужд при решении задач горной экономики. Основы этой теории разработаны классиками экономической науки а в горном деле ее применяли отечественные ученые Агошков М. И., Астахов А. С, Богачев В. Н., Гофман К. Г., Петросов А. А., Хачатуров Т. С, Ревазов М. А., Разовский Ю. В., Ястребинский М. А. и другие авторы. Способы и подходы к конкретному расчету величины эффекта рентным образом сильно различаются у перечисленных исследователей. Конкретная задача влечет за собой применение конкретных подходов и общего способа, применимого везде, пока нет. Специфика предмета исследования заставляет найти и обосновать свои факторы, актуальные для поставленной задачи. Перечисленное позволяет сказать, что путь, достаточно полно решивший проблему создания заинтересованности у недропользователя в сохранении окружающей природы, еще не пройден. Нет конкретных методов и инструментов, позволяющих обоснованно доказывать величины поощрительных вознаграждений за уменьшение выбросов в горной промышленности, недостаточно изучены внутренние механизмы формирования эффектов и ущербов в горнодобывающих регионах. Есть ряд теоретических положений общего плана, но мало реальных исследований по практическим расчетам эффективности переработки отходов. Основой таких решений может стать доказательство наличия организационных резервов при переработке отходов горного производства. Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач: • проведение анализа современного состояния и прошлого опыта организации природозащитной заинтересованности хозяйствующих субъектов в нашей стране; • обзор методов обоснования эффективности утилизации отходов и специально добываемого минерального сырья; • выбор способа доказательства величины организационного резерва для стимулирования горных предприятий; • использование способа учета случайного характера протекания процессов производства и транспортирования продуктов в отраслях, производящих одинаковые с отходоперерабатывающими предприятиями продукты; • разработка метода определения общественных стоимостей продуктов из отходов и расчет величины оценок по видам отходов; • исследование влияния величины современного налогового бремени горного предприятия на обобщающие показатели эффективности производства, от которых зависит величина мотивационного вознаграждения; • предложения по созданию организационного механизма и порядка расчета величины мотивационного вознаграждения при переработке отходов; • организация выполнения соответствующих работ. Объектом исследования выбраны пути обоснования существования дополнительного организационного резерва и повышения эффективности работы горных предприятий, связанные с экономической эффективностью утилизации отходов горного производства. 10 Предметом диссертационного исследования являются сведения по организационным, технологическим и экономическим параметрам производства продукта — аналога на территории Европейской части РФ для одного товара: строительного щебня (ГОСТ 25137 — 82), и возникающие при этом отношения между субъектами хозяйственной деятельности. Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются положения классической экономической теории (А. Смит, К. Маркс, Д. Рикардо), современные работы по прикладной экономике, организационным и технологическим решениям в области утилизации отходов горного производства и охраны окружающей среды, экономике, организации и планированию горного производства, современное законодательство РФ об охране природы и использованию недр и других природных ресурсов, постановления Правительства РФ по вопросам хозяйственного управления и природоохраны. Методы исследований, применявшиеся в диссертационной работе: системный анализ, логические методы, эконометрия, статистический анализ, метод ранжирования, выборочный метод, теория экономической эффективности. Информационную базу исследований составили выборочные данные о работе отрасли нерудных строительных материалов Европейской части РФ по продукту «щебень строительный», данные о работе горнодобывающих предприятий бассейна КМА за 1997-2002 гг., данные о состоянии окружающей среды в регионе КМА Белгородской области и прилегающих регионов за 2002-2003г. Рабочая гипотеза исследования основывается на следующем предположении. Использование специфических законов дифференциальной ренты, проявляющихся при разработке недр, позволит доказать сверхприбыль утилизации горнопромышленных отходов, показать современные пути расхищения этой сверхприбыли многочисленными посредниками и налоговыми службами и предложить оптимальную стратегию сохранения значительной части ренты в пользу переработчика отходов, оставляя другую часть государству и посредникам, реально участвующим в продвижении товара. Положения, выносимые на защиту: 1. Концепция формирования организационных принципов мотивационного механизма защиты природы в горной промышленности основывается на выявлении и измерении величины организационного резерва, связанного с объективным действием экономических законов и не отягощающего дополнительно чьи-то бюджеты или фонды. 2. Теория дифференциальной ренты как способ измерения величины организационного резерва при использовании ограниченных и невоспроизводимых средств труда - недр - применима и при вовлечении в переработку пород попутной добычи горных предприятий, принимающих пока форму отходов горного производства. 3. Возможная экономическая эффективность утилизации отходов (экономическая оценка) измеряется максимальной величиной дифференциальной ренты по направлениям использования отходов и определяется из сопоставления индивидуальных и замыкающих затрат на производство продуктов по имеющимся технологиям утилизации. 4. Организационное развитие заинтересованности предприятий в утилизации отходов горного производства должно заключаться в определении договорной пропорции, а дополнительный доход распределяться между переработчиком отхода (более половины ренты) и остальными получателями дохода (государство и посредники). Научная новизна диссертационной работы: 1. Разработана методика определения организационного резерва для мотивации переработки горнопромышленных отходов, впервые использующая теорию дифференциальной горной ренты как средство доказательства его существования и способ реального измерения. 12 2. В обосновании конкретной величины природной ренты как источника создания заинтересованности впервые применен способ определения замыкающих затрат, выделенных на основе исследования фактических затрат предприятий отрасли на выпуск продукции, а не на основе рыночных цен. 3. Измерение организационного резерва проведено с учетом затрат и географии поставок готового продукта смежным звеном процесса производства - транспортом; и тот факт, что обе отрасли, создающие товар, работают в среде со множеством влияющих случайных факторов, способствует проявлению закона нормального распределения и облегчает доказательство объективности получаемых цифр. 4. Систематизировано проявление закономерностей дифференциальной горной ренты для оценки возможности применения этих закономерностей к породам попутной добычи на горных предприятиях. 5. Показанную величину организационного резерва, дополнительную прибыль от утилизации горнопромышленных отходов, предлагается направлять на мотивацию последующих усилий горнодобывающих предприятий по уменьшению объемов образования отходов, а не на дополнительное налогообложение в пользу государства. Практическая значимость работы заключается в новых возможностях более эффективного управления отношениями между собственниками средств производства и государством в области охраны окружающей среды в горнодобывающих регионах, прогнозировании тенденций развития этих отношений при изменениях законодательства, появлении новых Постановлений Правительства РФ в области управления охраной окружающей среды. Использование разработанных методов определения организационного резерва, позволяющего достаточно аргументировано доказывать величину возможных выгод от переработки попутно добываемых пород, сможет помочь региональным и центральным административным органам при убеждении менеджмента горных предприятий в необходимости уменьшения объемов отходов от основного производства. Разработанные в диссертации принципы и доказательства наличия дополнительной прибыли от утилизации отходов и возникающие при этом возможности организации эффективной мотивации горных предприятий, направленной на уменьшение объемов этих отходов, размещаемых в окружающей среде регионов, позволяют: • органам государственного управления разрабатывать дополнительные разделы для горнодобывающих регионов в программах природоохранной деятельности; 14 Глава 1. Ущербы природе и хозяйству горнодобывающих регионов от промышленных отходов и возникающие при этом задачи для исследования 1.1. Накопление отходов горного производства и задачи их полезного применения Сырьевая направленность современной экономики России создает далеко не новую проблему использования отходов горнодобывающих отраслей, социальные и экономические последствия которой становятся все ощутимее, так как производственный процесс в современных условиях требует вовлечения в оборот колоссальных объемов вещества и энергии. Горная промышленность не представляет в этом ряду исключения: на одну тонну произведенной товарной продукции приходится 3-10 тонн и более твердых, жидких и газообразных выбросов в виде вскрышных пород, хвостов обогащения, дренажных вод и отходящих газов окомковательных фабрик . Ввиду ухудшающихся горно-геологических условий добычи объемы отходов имеют тенденцию опережающего роста. Рациональное ведение хозяйства в государстве не позволяет осуществлять этот процесс бесконтрольно. Конституция РФ в законодательном порядке закрепляет обязанности государства и граждан по научно обоснованному, рациональному использованию земли и других природных ресурсов для сохранения их в пригодном состоянии будущим поколениям. В настоящее время в соответствии с Конституцией ведется разработка пакета законодательных мер по применению природных ресурсов с максимальным учетом интересов всех субъектов хозяйствования. Недра в нашей стране являются важнейшей частью хозяйства и главным источником дохода государства, и ближайшее время не обещает уменьшения этого фактора. Сейчас эксплуатируются разнообразные, многофункциональные природные ресурсы, но вопросы экономного ведения хозяйства во взаимосвязи с развитием форм собственности пока не отрегулированы, а ведь через собственность решаются вопросы владения, а значит, распоряжения и использование недр и присвоения доходов от этой деятельности. Хотя, закон « О недрах», недвусмысленно трактует о государственной собственности на недра, динамика развития отношений в этой области не позволяет окончательно сказать, что госсобственность здесь останется навсегда. Время решит, какой из институтов собственности (частная или государственная) возобладает в конце концов, ведь обе имеют много достоинств и недостатков. Ну, а пока юридические вопросы не отрегулированы, современные горные предприятия создают достаточно много социальных и экологических проблем для населения своих регионов в том числе и в бассейне Курской Магнитной Аномалии (КМА). Центральный черноземный район (ЦЧР), на территории которого прослеживается рудоносная зона КМА, имеет развитую промышленность и сельское хозяйство. Характеризуется высокой плотностью населения и обладает основными запасами уникальных по мощности и содержанию гумуса черноземными пахотными землями. Последние являются базой продовольственной безопасности РФ. Учитывая тот факт, что для всего человечества основой социального прогресса пока является горная промышленность, а материальные потребности населения любых стран даже на отдаленную перспективу на 80% будут зависеть от обеспеченности промышленности минеральным сырьем — можно с уверенностью утверждать, что объемы добычи и переработки минерального сырья будут увеличиваться. На КМА данный фактор уже будет реализован скорее всего в ближайшее время. При этом не исключается вариант перемещения черной металлургии с Урала и Сибири в ЦЧР, т. к. запасов собственного железорудного сырья там осталось на 6-10 лет. Более того, зоной расширения горно-добычного комплекса скорее всего окажется Белгородская область, где уже разрабатывается открытым способом Лебединское и Стойленское месторождения (ЛГОК и СГОК) и подземным — Коробковское (Комбинат «КМАруда»). Готовятся к разработке Яковлевское и Гостищевское месторождения. Разведаны Салтыковское, Приоскольское и Чернянское. Кроме того, на территории «малыми» карьерами добываются общераспространенные полезные ископаемые: пески, мел и глины. Действующих и отработанных «малых» карьеров более 300, а суммарная величина нарушенных ими земель достигает 17 тыс. га. По состоянию на начало 2000 года в Белгородской области всеми видами хозяйственной деятельности нарушено 88-90% территории, при допустимом предельном уровне прямого нарушения земель для ЦЧР - не более 70%. Только данный фактор может привести к полному исчезновению флоры и фауны на обширных территориях. Являясь промышленно развитым субъектом РФ, Белгородская область дает стране сегодня 36,8% железных руд, 4,4% готового проката, 9,6% цемента, 20% шифера, 30% асбоцементных труб, 13% облицовочной керамики и много других промышленных и продовольственных товаров . Технология выпуска указанной продукции неразрывно связана с техногенными загрязнениями и нарушениями окружающей среды. Особенно интенсивно данные факторы проявляются на территории Старооскольско-Губкинского промышленного района, где на ограниченной территории сконцентрировано около 185 промышленных предприятий. В том числе таких крупных как ЛГОК, СГОК, шахта им. Губкина, Оскольский электрометаллургический комбинат (ОЭМК), Губкинская ТЭЦ, Оскольский цемзавод. Суммарные валовые выбросы вредных веществ промышленными объектами достигают 100 тыс. т в год, без учета выбросов автотранспорта. До 60% выбросов пыли приходится на стационарные, передвижные источники и зоны нарушенных горными работами земель. Как следствие, вокруг центра тяжести выбросов техногенной пыли сформировалась устойчивая зона запыления воздуха радиусом до 40 км, фиксируемая с 1990 г. на космических снимках. При хорошей очищаемости воздуха частицы пыли вот уже порядка 40 лет оседают на природные ландшафты, загрязняя почвы тяжелыми металлами и другими вредными веществами. За указанный период в акватории горных работ сформировалась техногенная аномалия загрязненных почв. Форма ее эллипсовидная с ориентацией длинной оси вдоль преобладающего направления ветров. Оседание вредных веществ на ландшафты в центральной зоне аномалии превышает 4000 кг/га в год, снижаясь вблизи внешней границы до 50 кг/га в год. Протяженность зоны запыления почв по длинной оси — 40 км, по короткой - до 30 км.. Концентрация тяжелых металлов в почвах колеблется от 100 до 1,1 фонового природного содержания. Старооскольско-Губкинский район расположен на водоразделе бассейна рек Дона и Днепра. Основной водной артерией здесь является р. Оскол с ее притоками Осколец, Чуфичка, Убля, Котел и др. Подземные воды района укрупнено представлены надъюрским (мело-мергельный и сеноман-альбский) и подъюрским (девонский и рудно-кристаллический) водоносными горизонтами. Нижний водоносный горизонт через песчаные «окна» водоупорных глинистых пород юры имеет прямую гидравлическую связь с верхним надъюрским водоносным горизонтом, а через него с водами третичных, четвертичных отложений и поверхностными. Данный фактор создает условия для проникновения грязных поверхностных вод практически во все водоносные горизонты при нарушении режима поверхностных вод. В проектах строительства ГОКов он не учитывался. До ввода в строй (1957 г.) системы гидрозащиты карьера ЛГОКа уровень воды верхнего водоносного горизонта фиксировался на абсолютных отметках: в районе Коробковского месторождения +144-149 м, В районе Лебединского месторождения - +137-139 м [8, 33].
     

Наши рекомендации