Методы государственного регулирования торговой деятельности
1. Основными принципами государственного регулирования торговли
являются:
1.1. соблюдение равенства прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей на осуществление торговли;
1.2. недопустимость неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков товаров;
1.3. приоритет экономических мер государственного регулирования торговли;
1.4. обеспечение реализации права субъектов торговли, субъектов общественного питания на свободное обращение товаров;
1.5. обеспечение реализации права на свободу выбора контрагента и товаров;
1.6. ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции;
1.7. защита государством прав и законных интересов субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров и покупателей.
2. Государственное регулирование торговли и общественного питания
осуществляется посредством следующих мер (форм):
2.1. определение и реализация государственной политики;
2.2. лицензирование в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
2.3. техническое нормирование, стандартизация, подтверждение соответствия
требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
2.4. установление требований к организации и осуществлению торговли и общественного питания;
2.5. установление требований к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиком продовольственных товаров;
2.6. введение ограничений и (или) запретов на осуществление торговли и общественного питания, в том числе отдельными товарами;
2.7. ценообразование в области торговли и общественного питания;
2.8. защита конкуренции в области торговли и общественного питания;
2.9. содействие развитию торговли и общественного питания;
2.10. информационное обеспечение субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров и покупателей;
2.11. установление нормативов государственных социальных стандартов в области торговли и общественного питания;
2.12. осуществление контроля в области торговли и общественного питания.
35органы, осуществляющие контроль и регулирование торговой деятельности:
- Министерство торговли (осуществляет контроль)
- Областные, городские (включая Минский городской), районные исполнительные
комитеты на территории соответствующей административно-территориальной единицы в
области торговли (осуществляет контроль)
- Городские (включая Минский городской), районные исполнительные комитеты на
территории соответствующей административно-территориальной единицы в области
торговли (регулируют торговую деятельность)
36. Направление и тенденции развития торговли РБ.Торговля — предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров. Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь, объектами — товары, а также связанные с их продажей работы и услуги. Формы государственного регулирования торговли определены ст. 17 Закона Республики Беларусь «О торговле». Ими являются:
• сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров;• лицензирование торговли в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством;• квотирование поставок товаров;• формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.
Под закупочной интервенцией понимается закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения.Товарная интервенция — это продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита. В целях защиты прав потребителей в январе 2002 г. принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который регулирует правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей при розничной торговле, устанавливает их права на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов.
Государственными органами определены правила торговли, которые устанавливают единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание. Предусмотрен государственный контроль в области торговли.
Основные тенденции развития торговли характеризуются следующим.1. Увеличивается доля частной формы собственности в количестве торговых объектов и розничном товарообороте страны. Заметно снизился удельный вес потребительской кооперации в товарообороте. Более трети всего розничного товарооборота составляет реализация товаров на вещевых, смешанных, продовольственных рынках индивидуальными предпринимателями. Объем такой продажи определяется на основании данных обследования домашних хозяйств.2. Растет доля занятых в торговле и общественном питании и в отраслевой структуре валового внутреннего продукта. Удельный вес занятых в сфере обращения имеет устойчивую тенденцию роста. В валовом внутреннем продукте удельный вес торговли и общественного питания также возрос.3. Наблюдается рост общего объема розничного товарооборота и розничного товарооборота на душу населения в сопоставимых ценах.4. Опережающими темпами растет розничный товарооборот по сравнению с ростом располагаемых денежных доходов населения. 5. Сохраняется тенденция снижения удельного веса непродовольственных товаров в розничном товарообороте.6. Изменяется распределение розничного товарооборота между городом и селом за счет возрастания удельного веса города, что обусловлено снижением удельного веса сельского населения в численности населения республики. В Республике Беларусь за последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения удельного веса сельского населения.
В настоящее время в торговой отрасли поставлена задача увеличить долю потребительской кооперации в товарообороте торговых организаций за счет:• ухода от сложившихся стереотипов формирования ассортиментных перечней, совершенствования ассортиментной политики в целях полного удовлетворения платежеспособного спроса сельского населения;• совершенствования типизации, специализации торговой сети;• открытия дополнительных мини-магазинов;• развития торговых объектов в местах размещения дачных кооперативов;• восстановления работы ранее закрытых магазинов в малых населенных пунктах;• формирования новой товаропроводящей сети по торговле непродовольственными товарами.
Основные направления развития внутренней торговли Республики Беларусь :• развитие:- розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, расширение их ассортимента и повышение качества;- инфраструктуры и совершенствование розничной торговли и общественного питания;- инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли, складского хозяйства и систем товародвижения;- науки, технической и технологической политики;• реформирование собственности и совершенствование управления;• совершенствование финансово-кредитного обеспечения внутренней торговли;• государственно-правовое регулирование и кадровое обеспечение торговли;• развитие кооперативной торговли.
Развитие инфраструктуры розничной торговли в свою очередь предусматривает следующее:• универсализацию продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;• развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в районах жилой застройки;
• создание крупных универсальных розничных объектов, торговых центров и торговых комплексов;• формирование сети «удобных» магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности;• создание сети дисконтных магазинов;• выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;• формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.
Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли предполагает:• развитие организаций, специализирующихся на оптовой торговле и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар;• создание посреднических оптовых организаций, обеспечивающих оптовый оборот без перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы, сбытовые организации промышленных предприятий);• развитие крупных оптовых организаций, выполняющих широкий комплекс операций по обработке товарной массы;• типовое и видовое разнообразие оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности;• дальнейшее развитие таких форм оптовой торговли, как оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы.
37. Понятие и основные элементы хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм предприятия – это совокупность форм, методов и инструментов управления, под воздействием которых осуществляется хозяйственная деятельность и достигаются текущие и стратегические цели. Хозяйственный механизм включает 3 составляющих его суть подсистемы: планирования, экономических рычагов и стимулов, управления. Каждая из подсистем имеет 4 уровня: государственный, отраслевой, региональный, предприятия. С учетом того какая подсистема и какой уровень формируется тип экономики. Командно-административный, рыночный. Воздействие государства различно по методам, объемам сфер деятельности.
Методы управления. Это способ целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках функций и в процессе перевода из одного состояния в другое. В практике выделяют следующие методы управления: административное (административно-правовое), организационно-распорядительное, экономические, социально-психологические. По видам воздействия на управляемый объект: прямой, косвенный, централизованный, децентрализованное воздействие. По формам организации: единоличное, коллегиальное, коллективное.