Quot; развития розничной торговой сети
Развитие розничной торговой сети идет в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг/ Основополагающим элементом такой среды является широкое видовое и типовое разнообразие предприятий, форм и методов торгового обслуживания населения.
Широкое видовое разнообразие предприятий розничной торговли предполагает использование всего спектра как магазинных, так и вне-магазинных форм продажи товаров: посылочная торговля, торговля по каталогам, сетевой маркетинг, внемагазинная торговля с использованием электронных технических средств, торговля па рынках и другие формы продажи товаров.
Многообразие типов розничных торговых предприятий классифицируется по масштабу деятельности, размеру торговой площади, товарной специализации, методу обслуживания населения, обслуживаемому сегменту рынка товаров народного потребления, во многом определяемому значительной дифференциацией доходов населения. Причем последний принцип классификации торговых предприятий
Глава 2, Розничная торговая сеть
появился недавно, но занял твердые позиции. Идет процесс становления и развития торговых предприятий, специально ориентированных на категории покупателей, дифференцированных по размерам доходов. Это, с одной стороны, предприятия, обслуживающие покупателей с большими доходамиТГГсбответственно, с большими возможностями приобретения товаров. Такие магазины имеют ассортимент высококачественных (престижных), дорогостоящих товаров и высокий уровень торгового обслуживания. С другой стороны, это розничные торговые предприятия, ориентированные на торТбвое обслуживание населения со средними и низкими доходами, а также социально незащищенных слоев населения.
Как показывает^опыт развитых стран и наметившиеся тенденции
в организации отечественной торговли, имеющееся типовое разнообра
зие торговых предприятий можно подразделить в зависимости от кон
тингента обслуживаемого населения на несколько групп: ~"
• магазины относительно невысоких цен типа «магазин-дискаунт»,
,-^~" «магазин-склад», торговля на вещевых, продовольственных и сме
шанных рынках — для покупателей, среднедушевой доход кото
рых ниже прожиточного уровня;
• универмаги, расположенные не в центре торговых зон, магазины
^ «Продукты», «Минимаркеты», «Непродовольственныетовары» —
для покупателей, среднедушевой доход которых равен или превышает прожиточный уровень;
• специализированные магазины, крупные универмаги, супермар-
кеты и гипермаркеты, находящиеся, главным образом, в централь-
' ных торговых зонах, торгующие высококачественными дорогими
товарами — для покупателей, среднедушевой доход которых зна
чительно превосходит прожиточный минимум. '
В каждой группр торговых предприятий проводится различная ассортиментная и ценовая политика, предоставляется различный набор и уровень торговых услуг, разный уровень технического оснащения и оформления интерьера.
Одновременно с этим обострение конкуренции на рынке привело к необходимости определения новых подходов к развитию розничных предприятий. Утвердилась практика разработки концепций, основанных на общих идеях формирования ассортимента и обслуживания населения. При этом предусматривается создание единообразного внешнего облика магазинов, использование схожего оборудования и внутреннего оформления, применение единых принципов ассортиментной политики и методов продажи товаров.
ЯЛ. Современные направления развития розничной торговой сети_____ 47
В такие концепции обычно включают разделы: ассортиментные перечни" товаров; схемы размещения оборудования и товароТвГуказания по организации расчетных узлов, определению зон самообслуживания и продажи некоторых товаров через прилавок; перечни дополнительных услуг; порядок формирования цен, предоставления скидок на отдельные товары; требования к качеству товаров; эскизы современного оформления продуктов питания и фирменной одежды персонала; образцы ценников и др.
Наибольшие возможности для реализации концепций развития розничной торговой сети предоставляют различного рода «торговые цепи». В зарубежной практике преобладающее место в их составе зани-мают продовольственные магазины самообслуживания с сопутствующими непродовольственными товарами, рассчитанные на каждоднев-ные покупки (супермаркеты^ крупные универсальные магазины, расположенные преимущественно в пригородах и на трассах, с башни-ми площадями для стоянок автомобилейи рассчитанные в д^щрлщуцш закупки товаров на неделю или более длительныйТ1ериод(Ггипермарк&? ^ть1^?1С1агазинь1-диск^тъ}) торгующие товарами по ценам более низким ПО сравнению с другими торговыми предприятиями. ■;-; По}шбные тенденции в формировании торговой сети получили уже Некоторое развитие в России, но не стали пока определяющими.
Разработку конкретных концепций развития розничной торговой сети*должны брать на себя региональные и муниципальные органы управления торговлей, торговые корпорации.
Кор[юр^гшо£4ац1авлеиие представляет собой организационную модель ведения бизнеса, нацеленную на наиболее эффективное выражение интересов собственников, органон управления (советов директоров и др.), управляющих и наемного персонала.
Особенность торговых корпоративных организаций состоит в том, что они стремятся вовлечь и корпоративные интересы также и потребителей, сформировать постоянные группы «лояльных клиентов», приверженных покупкам товаров в торговых предприятиях данной корпорации.
В этих целях предусматривается введение для постоянных контингентом покупателей корпоративных пластиковых карточек, служащих удобной формой расчетов, предоставления различного рода скидок и бонусов.
Примером подобного подхода может служить осуществление в Москве эксперимента по созданию «народных магазином». Потенциальные покупатели вносят денежные вклады на создание подобных
Глава 2, Розничная торговая сеть
It
магазинов, а после их ввода в действие получают право приобретения товаров с 5% скидкой.
Важным звеном корпоративного управления является хорошо налаженная работа торгового менеджмента, включая функции координации, маркетинга, эффективной организации труда, экономии издержек обращения и образцового обслуживания населения. В центре внимания при этом находятся вопросы защиты прав потребителей. Необходимо также постоянно заботиться об инвестиционной привлекательности торговых предприятий с целью повышения их эффективности.
Глава 3