Quot; развития розничной торговой сети

Развитие розничной торговой сети идет в направлении создания эф­фективной конкурентной среды на рынке торговых услуг/ Основопола­гающим элементом такой среды является широкое видовое и типовое разнообразие предприятий, форм и методов торгового обслуживания населения.

Широкое видовое разнообразие предприятий розничной торговли предполагает использование всего спектра как магазинных, так и вне-магазинных форм продажи товаров: посылочная торговля, торговля по каталогам, сетевой маркетинг, внемагазинная торговля с использо­ванием электронных технических средств, торговля па рынках и дру­гие формы продажи товаров.

Многообразие типов розничных торговых предприятий классифи­цируется по масштабу деятельности, размеру торговой площади, то­варной специализации, методу обслуживания населения, обслужива­емому сегменту рынка товаров народного потребления, во многом определяемому значительной дифференциацией доходов населения. Причем последний принцип классификации торговых предприятий

                 
  Quot; развития розничной торговой сети - student2.ru
    Quot; развития розничной торговой сети - student2.ru
      Quot; развития розничной торговой сети - student2.ru
 
 
 
    Quot; развития розничной торговой сети - student2.ru
 
    Quot; развития розничной торговой сети - student2.ru

Глава 2, Розничная торговая сеть

появился недавно, но занял твердые позиции. Идет процесс становле­ния и развития торговых предприятий, специально ориентированных на категории покупателей, дифференцированных по размерам дохо­дов. Это, с одной стороны, предприятия, обслуживающие покупате­лей с большими доходамиТГГсбответственно, с большими возможно­стями приобретения товаров. Такие магазины имеют ассортимент высококачественных (престижных), дорогостоящих товаров и высо­кий уровень торгового обслуживания. С другой стороны, это рознич­ные торговые предприятия, ориентированные на торТбвое обслужива­ние населения со средними и низкими доходами, а также социально незащищенных слоев населения.

Как показывает^опыт развитых стран и наметившиеся тенденции
в организации отечественной торговли, имеющееся типовое разнообра­
зие торговых предприятий можно подразделить в зависимости от кон­
тингента обслуживаемого населения на несколько групп: ~"

• магазины относительно невысоких цен типа «магазин-дискаунт»,
,-^~" «магазин-склад», торговля на вещевых, продовольственных и сме­
шанных рынках — для покупателей, среднедушевой доход кото­
рых ниже прожиточного уровня;

• универмаги, расположенные не в центре торговых зон, магазины
^ «Продукты», «Минимаркеты», «Непродовольственныетовары» —

для покупателей, среднедушевой доход которых равен или превы­шает прожиточный уровень;

• специализированные магазины, крупные универмаги, супермар-
кеты и гипермаркеты, находящиеся, главным образом, в централь-

' ных торговых зонах, торгующие высококачественными дорогими
товарами — для покупателей, среднедушевой доход которых зна­
чительно превосходит прожиточный минимум. '

В каждой группр торговых предприятий проводится различная ас­сортиментная и ценовая политика, предоставляется различный набор и уровень торговых услуг, разный уровень технического оснащения и оформления интерьера.

Одновременно с этим обострение конкуренции на рынке привело к необходимости определения новых подходов к развитию розничных предприятий. Утвердилась практика разработки концепций, основан­ных на общих идеях формирования ассортимента и обслуживания населения. При этом предусматривается создание единообразного внешнего облика магазинов, использование схожего оборудования и внутреннего оформления, применение единых принципов ассорти­ментной политики и методов продажи товаров.

ЯЛ. Современные направления развития розничной торговой сети_____ 47

В такие концепции обычно включают разделы: ассортиментные пе­речни" товаров; схемы размещения оборудования и товароТвГуказания по организации расчетных узлов, определению зон самообслужива­ния и продажи некоторых товаров через прилавок; перечни дополни­тельных услуг; порядок формирования цен, предоставления скидок на отдельные товары; требования к качеству товаров; эскизы современ­ного оформления продуктов питания и фирменной одежды персона­ла; образцы ценников и др.

Наибольшие возможности для реализации концепций развития розничной торговой сети предоставляют различного рода «торговые цепи». В зарубежной практике преобладающее место в их составе зани-мают продовольственные магазины самообслуживания с сопутству­ющими непродовольственными товарами, рассчитанные на каждоднев-ные покупки (супермаркеты^ крупные универсальные магазины, расположенные преимущественно в пригородах и на трассах, с башни-ми площадями для стоянок автомобилейи рассчитанные в д^щрлщуцш закупки товаров на неделю или более длительныйТ1ериод(Ггипермарк&? ^ть1^?1С1агазинь1-диск^тъ}) торгующие товарами по ценам более низким ПО сравнению с другими торговыми предприятиями. ■;-; По}шбные тенденции в формировании торговой сети получили уже Некоторое развитие в России, но не стали пока определяющими.

Разработку конкретных концепций развития розничной торговой сети*должны брать на себя региональные и муниципальные органы управления торговлей, торговые корпорации.

Кор[юр^гшо£4ац1авлеиие представляет собой организационную модель ведения бизнеса, нацеленную на наиболее эффективное выра­жение интересов собственников, органон управления (советов дирек­торов и др.), управляющих и наемного персонала.

Особенность торговых корпоративных организаций состоит в том, что они стремятся вовлечь и корпоративные интересы также и потре­бителей, сформировать постоянные группы «лояльных клиентов», приверженных покупкам товаров в торговых предприятиях данной корпорации.

В этих целях предусматривается введение для постоянных контин­гентом покупателей корпоративных пластиковых карточек, служащих удобной формой расчетов, предоставления различного рода скидок и бонусов.

Примером подобного подхода может служить осуществление в Москве эксперимента по созданию «народных магазином». Потенци­альные покупатели вносят денежные вклады на создание подобных



Глава 2, Розничная торговая сеть

It



Quot; развития розничной торговой сети - student2.ru магазинов, а после их ввода в действие получают право приобретения товаров с 5% скидкой.

Важным звеном корпоративного управления является хорошо на­лаженная работа торгового менеджмента, включая функции коорди­нации, маркетинга, эффективной организации труда, экономии из­держек обращения и образцового обслуживания населения. В центре внимания при этом находятся вопросы защиты прав потребителей. Необходимо также постоянно заботиться об инвестиционной при­влекательности торговых предприятий с целью повышения их эф­фективности.

Глава 3

Наши рекомендации