Тема 10. Мировое хозяйство и международная торговля

При изучении данной темы необходимо раскрыть сущность, особенности и объективные основы формирования мирового хозяйства, отметить, что мировой рынок как разновидность экономической системы появился на таком историческом этапе, когда дальнейшее развитие производительных сил и удовлетворение потребностей не могли осуществляться за счет возможностей национальных рынков. Мировое хозяйство отражает более высокую стадию развития рыночной экономики, на которой помимо традиционной внешней торговли особое развитие получают вывоз капитала, международная миграция рабочей силы, торговля производственными ресурсами и технологиями, международные корпорации и межгосударственные экономические организации. Важным аспектом темы является выявление сущности и современных форм мирохозяйственных связей. Охарактеризовать содержание основных теорий международной торговли в работах меркантилистов, физиократов, английских классиков, особенности факторной теории международной торговли Хекшера-Олина, парадокс В. Леонтьева и др.

Обратить внимание на сущность и особенности внешнеторговой политики государства и методах государственного регулирования международной торговли. Отметить, что итог всех международных сделок страныс окружающим ее миром находит отражение в ее платежном балансе. Платежный баланс представляет собой систематические статистические записи всех экономических сделок между резидентами данной страны и остальным миром за определенный период (обычно квартал или год). Он дает количественную (денежную) и качественную (структурную) характеристику вне внешнеэкономической деятельности страны, ее участия в мировом хозяйстве. Рассмотреть структуру платежного баланса, дефицит платежного баланса и способы его финансирования. Для осуществления международной торговли необходима иностранная валюта. Каждая национальная валюта имеет цену в денежных единицах другой страны, которая называется валютным (обменным) курсом, уточнить факторы его определяющие, а также охарактеризовать известные системы обменного курса валют.

Литература: [8, 501-527; 7, 226-324]

Вопросы для самопроверки

1. С какой целью вводятся экспортные пошлины и каково их влияние на благосостояние потребителей, производителей, страны в целом?

2. Какие изменения были внесены экономистами в модель сравнительных преимуществ Д. Рикардо для придания ей более реалистичного содержания?

3. Какие факторы производства, на ваш взгляд, можно считать избыточными в России?

4. Плюсы и минусы увеличения притока иностранных инвестиций в нашу страну?

5. Какое влияние оказывает дефицит торгового баланса на курс национальной валюты?

6. К каким макроэкономическим последствиям ведет снижение курса национальной валюты?

Контрольная работа

Согласно учебному плану студенты-заочники должны выполнить контрольную работу.

Контрольная работа – одна из основных форм самостоятельной работы студентов-заочников по изучению I части дисциплины «Макроэкономика».

Целью контрольной работы является более глубокое, самостоятельное изучение одной из тем курса экономической теории. Теоретический анализ экономических проблем в контрольной работе должен быть дополнен анализом статистических данных и практических примеров и аналогий из экономической жизни современной России и стран с развитой рыночной экономикой.

Текст контрольной работы может быть выполнен рукописно в 18-ти листовой тетради или с помощью средств компьютерной техники – объемом до 15 страниц печатного текста.

При выполнении контрольной работы студент должен научиться пользоваться нормативными документами и литературными источниками с тем, чтобы уметь в дальнейшем правильно выбрать и использовать материал при выполнении курсовых и дипломных работ.

Варианты заданий для контрольной работы по макроэкономике (1 часть)

Вариант контрольной работы по макроэкономике включает три задания: теоретический вопрос и два практических. Вариант контрольной работы выбирается студентом по последней цифре зачетной книжки. Так, если шифр зачетной книжки заканчивается цифрой 0 студент может выбирать любой вариант под соответствующими номерами 10, 20 .

Варианты заданий для контрольной работы

Задание 1

1.Макроэкономика: предмет, методы, функции, цели задачи.

Задача

Естественный уровень безработицы – 5%, фактический – 8%, ВНП – 80 млрд. руб. Определите величину отставания фактического ВВП от потенциально возможного если коэффициент Оукена 2,5.

3. Верны ли следующие утверждения (да, нет)? (обоснуйте ответ)

1. Сбережения домохозяйств являются показателем запаса, так как их величина представляет собой сумму средств, накопленных домохозяйствами в течение года.

2. Доходы, полученные иностранцами в данной стране, включаются в ВВП этой страны.

3. При повышении уровня цен в 2,5 раза покупательная способность денег снизится в 2,5 раза.

Задание 2

1.Основные макроэкономические проблемы и экономическая политика государства.

Задача

Определите величину средней склонности к сбережению (АРS), если величина располагаемого дохода 320 тыс.руб., а сбережения составляют 64 тыс.руб. Выберите правильный ответ: 0,2; 0,8; 20000; 250.

3. Верны ли следующие утверждения (да, нет)? (обоснуйте ответ)

1. Экономические издержки общества, связанные с циклической безработицей, измеряются количеством непроизведенных товаров и услуг.

2. Инфляция уменьшает покупательную способность номинальных доходов и снижает уровень жизни.

3. Циклические колебания обусловлены в первую очередь изменениями в инвестиционных расходах.

Задание 3

1. Макроэкономические показатели национальной экономики.

Задача

Фактический уровень безработицы составляет 8 %, естественный – 3 %, коэффициент Оукена – 2,5. Потенциальный ВВП составляет 50 трлн. руб. Каковы потери ВВП: 12,5 %; 6,25 %; 7 %; 10 %.

3. Верны ли следующие утверждения (да, нет)? (обоснуйте ответ)

1. Увеличение размеров государственных пенсий и пособий не ведет к увеличению ВВП.

2. В двухсекторной модели экономики частные сбережения должны быть равны инвестициям.

3. Трансферты являются частью располагаемого личного дохода.

Задание 4

1.ВВП и методы его подсчета. Номинальный и реальный ВВП.

Задача

Экономика описана следующими данными:

Y=C +I

C=100+0,8Y

L=50

Определить:

а) равновесный уровень дохода (Y);

б) равновесный уровень S и C;

в) если уровень выпуска равен 800, то каков будет незапланированный прирост запасов продукции;

г) если автономные инвестиции возрастут до 100, то, как изменится равновесный выпуск.

3. Верны ли следующие утверждения (да, нет)? (обоснуйте ответ)

1. Спад производства всегда вызывает снижение уровня цен.

2. Инфляция приводит к снижению реальных доходов у всех слоев населения.

3. Рост производительности сдвигает кривую совокупного предложения вправо.

Задание 5

1.Совокупный спрос (AD) и факторы, его определяющие.

Задача

Экономика описана следующими данными:

Y=C+I+G+NX;

С=300+0,8Y;

I=200+0,2Y;

NX=100-0,04Y;

G=200;

t=0,2

Рассчитать: а) равновесный уровень дохода,

б) мультипликатор автономных расходов.

3. Верны ли следующие утверждения (да, нет)? (обоснуйте ответ)

1. Снижение ставки процента увеличивает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.

2. Увеличение государственных расходов в закрытой экономике при прочих равных условиях ведет к росту частных сбережений.

3. Государственный долг – это показатель потока, поскольку его величина может ежегодно меняться.

Задание 6

1. Совокупное предложение (AS) в классической и кейнсианской интерпретациях. Факторы, влияющие на совокупное предложение.

Задача

На основании следующих данных определите инфляционный налог: темп инфляции – 20% в год; наличность равна 5 трлн. руб.; депозиты составляют 12 трлн. руб. Номинальная процентная ставка 18% годовых.

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. Дефлятор ВВП не учитывает изменение цен товаров в связи с изменением качества этих товаров.

2. В экономике инъекции всегда равны изъятиям.

3. Финансовый рынок – это рынок, на котором инвестиции превращаются в сбережения.

Задание 7

1.Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.

Задача

Рассчитайте для 2010 года величину реального ВВП, номинального ВВП, дефлятора ВВП, а также определите процент изменения ВВП 2010 по сравнению с ВВП 2005г. используя данные таблицы об экономике условной страны. В качестве базового года для расчетов выбрать 2005г.

Товары
Цена, руб. Кол-во, шт Цена, руб. Кол-во, шт
Хлеб 400 000 450 000
Джинсы 60 000 55 000
Мопеды 30 000

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. Макроэкономика в отличие от микроэкономики не основывается на принципе рациональности поведения экономических агентов.

2. Модель кругооборота показывает взаимодействие фирм и домохозяйств: фирмы предлагают факторы производства и предъявляют спрос на товары, в то время как домохозяйства предлагают товары и предъявляют спрос на факторы производства.

3. Валютный рынок – это рынок, на котором страны продают товары друг другу.

Задание 8

1.Макроэкономическое равновесие в модели «доходы-расходы» («Е-Y»). «Кейнсианский крест».

Задача

Экономика описана следующими данными: ВВП – 100 ден., ед.; расходы на потребление – 70 ден. ед.; инвестиции – 10 ден. ед.; импорт – 10 ден. ед.; экспорт – 15 ден. ед. Какова величина государственных расходов: 15 ден. ед.; 90 ден. ед.; 10 ден. ед.; 95 ден. ед.

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. Предметом макроэкономики выступает изучение поведения макроэкономических агентов на макроэкономических рынках.

2. Закон Оукена характеризует зависимость между фактическим ВВП и естественным уровнем безработицы.

3. Пик деловой активности соответствует уровню полной занятости всех экономических ресурсов.

Задание 9

1. Потребление (С) и сбережения (S) в национальной экономике. Основной психологический закон Кейнса.

Задача

Фермер вырастил и продал ткацкой фабрике лен на сумму 10 т. руб. На фабрике из него произвели льняную ткань на сумму 25 т. руб. Из этой ткани в мастерской была сшита одежда на сумму 40 т. руб. В магазине она была продана за 50 т. руб. Определите объем ВНП по добавленной стоимости.

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. Закон Оукена устанавливает количественную взаимосвязь между темпами прироста ВВП в экономике и динамикой безработицы.

2. Макроэкономика в отличие от микроэкономики не занимается определением цены и объема выпуска продукции отдельно взятой фирмы или отрасли.

3. В фазе подъема растет не только уровень безработицы, но и уровень цен.

Задание 10

1. Сбережения (S) и инвестиции (I) в национальной экономике.

Задача

Если потребители из каждой дополнительной единицы дохода сберегают 25%, то чему равен мультипликатор: 4; 2,5; 10.

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. Продолжительный и глубокий спад в экономике называется рецессией.

2. В соответствии с законом Оукена, если реальный выпуск в стране растет темпом 1% в год, то уровень безработицы увеличивается на 1%.

3. Предложение денег контролируется центральным банком и поэтому в макроэкономических моделях является эндогенной переменной.

Задание 11

1. Инвестиции и инвестиционная политика государства.

Задача

Естественный уровень безработицы составляет 4 %, а фактический 7 %, коэффициент Оукена – 2,3. Определите на сколько фактический ВВП отстает от потенциального. Выберите правильный ответ: 6,9 %; 16,1 %; 9,2 %; 0,69 %.

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. В отличие от микроэкономики, изучающей отдельные отраслевые рынки, макроэкономика исследует закономерности поведения экономических агентов на всех отраслевых рынках в целом.

2. Если расходы экономического агента превышают доходы, он выступает заемщиком.

3. Налоги оказывают воздействие как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Задание 12

1.Роль инвестиций в макроэкономическом развитии.

Задача

Если индекс потребительских цен в 1995 г. составил 200%, а в 1996 г. 300%. Определите темп инфляции в стране: 50%; 100%; 200%; 300%.

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. Номинальный ВВП не может быть меньше реального.

2. Если государственные расходы превышают налоговые поступления в бюджет, государство выступает кредитором на финансовом рынке.

3. Валовой внутренний продукт может быть рассчитан как сумма добавленной стоимости и амортизации.

Задание 13

1. Экономический рост: сущность, типы, факторы.

Задача

Потенциальный ВВП составляет 200 млрд. руб., фактический ВВП – 180 млрд. руб. Фактический уровень безработицы – 7%. Когда фактический ВВП сократился на 10%, уровень безработицы вырос на 3%. Определить величину коэффициента Оукена и естественный уровень безработицы.

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. Величина государственных закупок товаров и услуг является политической переменной, как правило, экзогенной.

2. Превышение экспорта над импортом уменьшает показатель ВВП.

3. Повышение ставки заработной платы повышает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

Задание 14

1. Экономический рост в модели AD-AS.

Задача

В прошедшем году страна имела следующие показатели:

ВВП — 500; чистые инвестиции частного сектора — 75; государственные закупки — 80; потребление домашних хозяйств — 250; поступление в госбюджет прямых налогов — 30; косвенных налогов — 20; субсидий предпринимателей — 25; экспорт — 150; импорт — 110.

Определить:

а) располагаемый доход домашних хозяйств;

б) амортизационный фонд;

в) состояние государственного бюджета.

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. Если вырастет цена земли, сократятся и совокупный спрос, и совокупное предложение.

2. Общая численность безработных представляет собой относительный макроэкономический показатель, так как отражает долю людей, не имеющих работу.

3. Теоретической основой системы национальных счетов служит модель кругооборота.

Задание 15

1. Цикличность экономического развития: понятие, причины, факторы.

Задача

В таблице приведены данные, характеризующие объемы фактического и потенциального ВВП (млрд. долл). В 2009 г. экономика развивалась в условиях полной занятости при уровне безработицы 6%.

Год   Потенциальный ВВП Фактический ВВП
3712,5

Рассчитайте по данным, относящимся к 2010 г.:

а) разницу между фактическим и потенциальным объемом ВВП;

б) используя закон Оукена, определите уровень безработицы в 2010 г. (при условии, что число Оукена равно 2,5).

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. Ожидаемое повышение уровня цен увеличивает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

2. Решающую роль в разработке системы национальных счетов сыграли идеи Дж. М. Кейнса.

3. В трехсекторной модели экономики при прочих равных условиях увеличение инвестиций ведет к росту профицита государственного бюджета.

Задание 16

1. Экономические кризисы и их последствия.

Задача

Используя данные таблицы рассчитайте величину реального ВВП, темп роста номинального ВВП и темп роста реального ВВП принимая каждый предыдущий год за базисный.

Показатели 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Номинальный ВВП, трлн. руб
Индекс цен 1,2 1,3 0,9 1,4 1,1
Реальный ВВП, трлн. руб          
Темп роста номинального ВВП          
Темп роста реального ВВП          

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. Повышение косвенных налогов сдвигает кривую совокупного предложения.

2. В трехсекторной модели экономики инвестиции равны частным сбережениям.

3. Инфляция всегда ведет к снижению покупательной способности денег, независимо от того, является ожидаемой или непредвиденной.

Задание 17

1. Особенности промышленного цикла и характеристика фаз цикла.

Задача

В прошлом году ВВП составил 5000, кривая AD описывается уравнением Y=6250-2P. В текущем году ВВП вырастет на 2,5%, а уравнение AD примет вид Y=6375-2P. Определить, изменится ли равновесный уровень цен в текущем году, если экономика функционирует в состоянии полной занятости.

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. Рост монополистических тенденций на рынке факторов производства может снизить величину издержек и, следовательно, увеличить совокупное предложение.

2. ВВП больше ЧВП на величину косвенных налогов.

3. Согласно модели кругооборота снижение инвестиций вызывает снижение экономической активности.

Задание 18

1. Виды циклов: промышленные, аграрные, инвестиционные, инновационные.

Задача

ВНП = 5000 млрд. ден. ед. Потребительские расходы = 3200 млрд. ден. ед. Государственные расходы = 900 млрд. ден. ед. Чистый экспорт = 80 млрд. ден. ед. Экспорт =350 млрд. ден. ед. Сумма амортизации = 150 млрд. ден. ед. Определите величину валовых инвестиций, чистых инвестиций, объем импорта.

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. Для экономики в целом доходы равны расходам, потому что доход продавца всегда равен расходам покупателя.

2. Кривая совокупного предложения может быть получена суммированием объемов предложения на всех отраслевых рынках при каждом значении уровня цен.

3. Рост уровня цен – это то же самое, что снижение ценности денег.

Задание 19

1. Инфляция в современной экономике: понятие, причины, виды.

Задача

Ожидаемая годовая инфляция в стране составляет - 8 %. Определите, под какой процент Вам следует одолжить деньги, чтобы получить реальные 5 %.

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. В модели кругооборота располагаемый доход представляет собой разницу между совокупным доходом и величиной налогов, выплаченных домохозяйствами.

2. Кривая совокупного предложения может быть получена суммированием кривых предложения всех производителей в экономике.

3. Если уровень цен на товары и услуги сократится на 50%, то реальная ценность денег удвоится.

Задание 20

1.Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика государства.

Задача

Предположим, что предоставлен кредит на год в 100 тыс. руб. Кредитор предполагает, что инфляция отсутствует и он рассчитывает получить 105 тыс. руб. Но началась инфляция, которая составила 8% в год. Какова реальная величина подлежит возврату сумма, включая проценты? Кто при этом извлечет выгоду и какую?

3. Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. В соответствии с законом Оукена потенциальный ВВП меньше его фактического уровня, если фактическая безработица меньше своего естественного уровня.

2. Чистый национальный продукт всегда превышает национальный доход, поскольку включает в себя амортизацию и налоги.

3. Налоговая ставка – это абсолютный макроэкономический показатель, так как он позволяет рассчитать сумму налоговых выплат.

Задание 21

1. Занятость и безработица в национальной экономике.

Задача

Предположим, что ВВП увеличился с 10 до 11 трлн. руб., а дефлятор ВВП – со 125 до 140. Чему будет равна величина реального ВВП при данных условиях?

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. В экономике доходы всегда равны расходам.

2. При расчете ВВП учитываются чистые инвестиции.

3. Личный доход не может быть меньше располагаемого дохода.

Задание 22

1. Сущность, измерение и виды безработицы.

Задача

Какова сегодняшняя ценность 1 рубля из зарплаты, которая будет выплачена через месяц, если темп инфляции составляет 2% в неделю? 2% в месяц?

3. Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. Государственные расходы являются изъятием из потока доходов, поскольку они в конечном итоге сокращают расходы частного сектора.

2. Национальный доход не включает чистые инвестиции.

3. Объем валового внутреннего продукта точно отражает экономическое благосостояние общества.

Задание 23

1. Социально-экономические издержки безработицы. Закон Оукена.

Задача

Потенциальный ВВП составляет 200 млрд. руб., фактический ВВП – 180 млрд. руб. Фактический уровень безработицы – 7%. Когда фактический ВВП сократился на 10%, уровень безработицы вырос на 3%. Определить величину коэффициента Оукена.

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. ВВП равен совокупным доходам всех фирм в экономике.

2. Кривые совокупного спроса и совокупного предложения сдвигаются под влиянием действия ценовых факторов.

3. Объем инвестиций в основной капитал в период спада сокращается.

Задание 24

1. Политика занятости: регулирование рынка труда и создание системы социальных амортизаторов.

Задача

Номинальный доход в размере 900 тыс. руб. повысился до 1200 рублей по сравнению с базисным годом, а цена выросла на 50%. Рассчитайте, как изменились за год (в процентах) номинальный и реальный доход, покупательная способность денег.

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. Сокращение трансфертов фирмам смещает кривую совокупного предложения влево.

2. В современных условиях основным показателем системы национальных счетов выступает валовой внутренний продукт.

3. Если уровень цен растет в той же степени, что и денежная масса, снижение покупательной способности денег не происходит.

Задание 25

1. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса. Стагфляция.

Задача

Общая численность населения страны составляет 175 млн. человек, естественный уровень безработицы – 6%, фактический уровень безработицы – 9%, численность структурных безработных – 3 млн. человек, численность циклических безработных – 4,5 млн. человек. Определите уровень фрикционной безработицы.

3.Верны ли следующие утверждения (да, нет?) (обоснуйте ответ)

1. Валовой внутренний продукт – это совокупная рыночная стоимость всех товаров и услуг, произведенных внутри экономики в течение года.

2. Спад производства всегда вызывает снижение уровня цен.

3. Повышение налогов сокращает и спрос, и совокупное предложение.

Темы практических занятий

Наши рекомендации