Население федеральных округов и проблемы социально-экономического развития

Центральный федеральный округ.

Наиболее освоенный и заселенный округ России. Самый высоко урбанизированный округ, хотя по доле городского населения (80%) уступает Северо-западу (81%). По степени концентрации горожан в крупных и крупнейших городах и в городских агломерациях, ему нет равных в стране. Две городские агломерации – Тульская-Новомосковская, Брянско-Людиновская. Центр ФО самый однородный по этническому составу в стране (русские – 97%).

Южный федеральный округ

Численность населения составляет немногим менее 10 процентов населения Российской Федерации и, несмотря на некоторое ее снижение в последнее десятилетие, по основным демографическим характеристикам округ имеет положительную динамику, хотя темпы этих изменений несколько ниже среднероссийских. Округ отличается высокой миграционной динамикой населения, причем по характеру миграции наблюдаются серьезные региональные различия. В настоящее время на территории округа проживают представители более 100 этносов.

Северо-Кавказский федеральный округ

Значения и долговременная динамика большинства основных социально-демографических показателей отличаются от соответствующих значений и динамики показателей в среднем по Российской Федерации. В последние десятилетия в результате возросшей рождаемости, снижающейся смертности и интенсивных миграционных процессов общая демографическая ситуация стабилизировалась. В структуре населения высока доля лиц моложе трудоспособного возраста. Характерной тенденцией последнего десятилетия является резкое сокращение доли русского населения в Северо-Кавказском федеральном округе вследствие уменьшения рождаемости и увеличения миграционного оттока в другие регионы Российской Федерации. Одновременно отмечается устойчивый рост численности представителей титульных наций.

По показателям рождаемости Северо-Кавказский федеральный округ занимает 1-е место в стране.

Северо-западный федеральный округ.

Округ слабо заселен. Почти все население концентрируется на юго-западе округа. Городское население составляет – 82%.

Приволжский федеральный округ.

Хорошо освоенный и давно заселенный регион. ¾ населения округа проживает в городских поселениях, высока степень концентрации горожан в крупных и крупнейших городах. Здесь сосредоточены 5 из 13 городов отечественных миллионеров: Нижний Новгород, Казань, Самара, Уфа, Пермь. Формируется 2 крупные агломерации с населением более 2 млн. человек каждая (центр Нижний Новгород, Самара).

Приволжский ФО многонационален: татары, башкиры, удмурты, мордва, марийцы, чуваши.

Уральский федеральный округ.

Имеется 2 города миллионера – Екатеринбург и Челябинск. Формируется крупная Екатеринбургская агломерация. Этнический состав довольно однороден, преобладает русские, меньше украинцев и весьма мала доля северных народностей (ханты, ненцы и т.д.).

Сибирский федеральный округ.

Слабозаселенный регион России. Этнический состав многообразен. Города миллионеры – Новосибирск, Омск. Доля городского населения – 81%. В Кузбассе формируется полицентрическая городская агломерация.

Дальневосточный федеральный округ.

Доля городского населения 77%. Почти все население проживает в южной части округа: вдоль Транссибирской магистрали, в долинах рек и на побережье Японского моря.

В регионах Российской Федерации, как и в целом в России, происходят глубокие социально-экономические перемены, преобразования во всех сферах жизнедеятельности населения, обусловленные переходом к рыночным отношениям. Интенсивно идет процесс поиска и формирования новых механизмов управления экономикой. При этом очень важно не толь­ко общее понимание закономерностей и тенденций развития ры­ночной экономики, но и выявление проблем, а также поиск и разработка оптимальной модели наиболее полного, эффективного их использования для стабили­зации и развития экономики в интересах развития сообщества.

В подавляющем большинстве российских регионов остро ощущается необходимость как в срочных, так и особенно в коренных преобразованиях в промышленности. Отсутствие целостной системы управления промышленностью, инвестиционным потенциалом регионов, а также политических, экономических и организационно - правовых предпосылок для ее формирования вызывает серьезные осложнения процессов регионального развития. Достигшее критических отметок снижение объемов производства, инвестиций в основной капитал - в промышленность, в производство продукции в большинстве российских регионов не прекращается. В ряде регионов инвестиционный процесс ориентирован только на обслуживание процедур по ликвидации бюджетного дефицита, реализацию узковедомственных и местнических интересов в ущерб стратегическим приоритетам социально-экономического развития территорий. Это свидетельствует о неправильности, неадекватности макроэкономических преобразований, прежде всего осуществляемых в стране, реальным проблемам формирования организационно-экономическо­го механизма развития промышленности в регионах.

Наши рекомендации