Тема 9. Стратегия развития федеральных округов Российской Федерации.

Вариант 10.Для студентов, фамилии которых начинаются с буквы

Я.

Тема 10. Стратегия внешнеэкономической деятельности в условиях вступления России в ВТО.

Перечень основной и дополнительной литературы

Основная литература

1. Бабич Т.Н.,Козьева И.А.,Вертакова Ю.В.,Кузьбожев Э.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие-М.:ИНФРА-М,2012.-336с. ГРИФ УМО

2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие- М.: Инфра-М,2012-260с. гриф УМИ

3. Хубулава Н.М. Социально-ориентированная модель развития российского общества. М., 2010.

4. Хубулава Н.М. Стратегическое планирование и прогнозирование. М. Учебник, Восход-А, 2012.

Дополнительная литература

5. Белов М.В. Стратегия малого и среднего бизнеса. С.-Петербург, 2009.

6. Н. Грегори Менкью. Макроэкономика. Издательство Московского университета. 1994.

7. Кравченко В.Р. Региональная экономика. М., 2009.

8. Кузык Б.Н. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития: учебник/ Б.Н.Кузык, В.И.Кушлин, Ю.В. Яковец- М.: Экономика,2006-427с

9. Лоренс Дж. Гигман, Майкл Д. Джонк. Основы инвестирования. М., Дело, 1999.

10. Новиков М.Г. Стратегическое планирование в условиях конкуренции. М., 2007.

11. Полищук Р.В. Стратегия бизнеса. М., 2009.

12. Уильям Ф. Шарп, Горден Дж. Александер, Джеффри В.Бейли. Инвестиции. Перевод с английского. М., ИНФРА-М., 1999.

13. Хубулава Н.М. Воспитание патриотизма - необходимое условие решения социально-экономических, региональных проблем России. М., Восход-А, 2011.

Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля знаний

Требуемый уровень усвоения учебной программы – не менее 70% от базовой программы. Требования к уровню освоения программы изложены в п. 1.1.

Формы текущего и промежуточного контроля см. в п. 5.

Учебно-практическое пособие

Учитывая, что курс "Стратегическое планирование и прогнозирование" у нас в университете читается с 1995 года, в настоящее время подготовлен электронный учебник, второе дополнительное, расширенное издание. Учебник состоит из 12 глав, объем 243 страницы.

Освещаются подходы стратегического планирования и прогнозирования в условиях жесткой конкуренции. Особое внимание уделяется достижению конкурентных преимуществ за счет стабилизации цен, то есть учета трех ключевых факторов.

В книге приведены необходимые теоретические сведения, решения типовых задач, вопросы для самопроверки. Учебник состоит из двенадцати глав: в первой главе освещаются теоретические вопросы стратегического планирования; во второй ― проблемы стратегического планирования в условиях конкуренции, в третьей ― механизмы достижения конкурентных преимуществ на основе разумного использования математических методов; в четвертой ― стратегия ценообразования; в пятой ― инновационная стратегия; в шестой ― инвестиционная стратегия, в седьмой — стратегия развития бизнеса; в восьмой — стратегия развития АПК, в девятой — стратегия развития федеральных округов; в десятой — стратегия развития отдельных областей; в одиннадцатой — стратегия развития внешнеэкономического курса; и, наконец, в двенадцатой главе освещаются материалы (фрагменты), касающиеся практической части курса. В каждой главе даются вопросы для самопроверки (тестовые задачи[2]).

Учебник предназначен для студентов экономического профиля всех форм обучения и специальностей, включая магистратуру.

Электронный учебник, на наш взгляд, является оригинальным. Изложен легко, в доступной форме. Студент имеет возможность перебросить материалы учебника на флэшку для практического использования.

Фрагменты электронного учебника

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Непростая задача стоит перед слушателями. Приступаем к изучению курса "Стратегическое планирование и прогнозирование". Необходимо добиться того, чтобы слушатели понимали суть и содержание стратегического планирования, процесс развития технологического способа производства. Они должны иметь четкое, ясное представление: почему сегодня так актуальны стратегическое планирование, предвидение ситуации. У них должны быть четкие ориентиры на злободневные вопросы: что же означает ― достижение конкурентных преимуществ? производить конкурентоспособный товар? почему нас так долго не брали в ВТО? какова связь между стратегическим планированием и глобализацией мировой экономики?

1.1. Суть и содержание

Стратегическое планирование в условиях жесткой конкуренции означает обоснование наиболее приоритетных направлений деятельности фирмы, предприятия и т.д. Является прямым продолжением курса планирования на предприятии, но более глубже, шире, нежели курс планирования на предприятии.

Следует подчеркнуть, что к появлению курса привело само развитие нашей цивилизации, основывающееся на последовательно сменяющих друг друга технологических способах производства. В условиях российской действительности стратегическое планирование имеет важное значение, поскольку у нас в России насыщенность рынка существенно ниже, чем в странах Запада, в странах Центральной и Восточной Европы. Тем более, что у нас технологический способ развит недостаточно эффективно. Ориентир делается в основном на вывоз сырьевых ресурсов, что страну сможет (если так будет продолжаться) отбросить на крайне нежелательные последствия.

Основными стартовыми предпосылками стратегического планирования следовало бы считать:

ü видение;

ü миссия;

ü цели предприятия.

Видение предполагает поиск путей производства конкурентоспособной продукции, то есть дешевой и качественной продукции. При этом, как правило, следовало бы учитывать как внутренние, так и внешние факторы. Главным образом хотя бы несколько основных ключевых факторов:

ü цена товара;

ü качество продукции;

ü товарооборот;

ü профессиональный уровень специалистов и т.д.

Миссия ― это направление, то есть специализация предприятия на определенный вид деятельности. Например, хлебозавод должен специализироваться только на производстве хлебобулочной, кондитерской продукции, молочный завод ― на производстве цельномолочной продукции и т.д. Поскольку практически им не выгодно производить (если нет криминала) другие виды продукции. Но при этом производящиеся ими продукты (товары) должны быть конкурентоспособными.

Цели предприятия в отличие от видения, миссии должны быть конкретными, реальными и должны отвечать реальным обстоятельствам. На практике различают краткосрочные цели (на год и по кварталам) и долгосрочные (на 2 года, на 3 года, на 15 лет, на 20 лет и т.д.).

На практике различают долгосрочное, перспективное, индикативное, стратегическое и т.д. планирование. Все они имеют долгосрочные ориентиры, но стратегическое планирование, главным образом, сосредотачивается и на технологический способ производства, кроме долгосрочного.

1.2. Основные этапы стратегического планирования

В отечественной и зарубежной практике накоплен определенный положительный опыт стратегического планирования. Выделяются этапы стратегического планирования:

ü оценка производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

ü обоснование основных приоритетных направлений деятельности предприятия;

ü разработка соответствующих стратегических проектов и обоснование их экономической эффективности.

Обозначенные этапы стратегического планирования являются базовыми и в зависимости от конкретных обстоятельств они могут расширяться, дополняться и даже уточняться.

Наши рекомендации