Как читать учебную литературу
Умение студента вовремя и без особых усилий найти нужную книгу, журнал или другой источник информации неразрывно связано со знанием основ информатики, библиотековедения и библиографии. Эти знания и навыки — залог успеха не только учебы в вузе, но и дальнейшей профессиональной деятельности экономиста. Главным источником информации являются библиотеки.
С первых шагов самостоятельной работы с научной литературой очень важно научиться ее читать. Потому что чтение — это тоже работа. И эту работу нужно уметь так организовать, чтобы избежать бесцельных потерь времени.
Известно, что некоторые выдающиеся деятели могли читать с огромной скоростью. Обладали этим даром и многие экономисты. Увеличение скорости чтения достигается путем схватывания одним взглядом связанных по смыслу сочетаний слов, иногда целых абзацев. Этого можно достичь с помощью настойчивых тренировок и специальных упражнений. Второй путь повышения производительности умственного труда — его продуманная организация.
Яркими примерами сочетания феноменальной научной добросовестности и совершенной организации труда может служить корифей экономической науки — К. Маркс. Готовя к изданию «Капитал», К. Маркс прочел и законспектировал не менее 1500 книг, а его выписки и заметки по одним только экономическим вопросам составили 800 печатных листов.
В настоящее время особое значение приобретают обзоры литературы, так как в них обобщаются сведения, содержащиеся в большом количестве литературных источников. Обзоры обычно охватывают материалы по одной теме и за определенный период времени. При подборе источников по библиотечным каталогам не следует спешить с заказом литературы. Сначала просмотрите все карточки с описанием литературы по нужной вам теме и заложите выбранные вами карточки полосками бумаги. Закончив просмотр каталога, вы будете иметь представление о том, какая литература есть в библиотеке. После этого из отмеченных вами книг и статей можно будет выбрать наиболее подходящие.
По названию книги или статьи трудно судить об их содержании. Поэтому целесообразно заказать несколько источников, чтобы иметь возможность сравнить их и выбрать лучшие.
При некотором опыте достаточно внимательно ознакомиться с предисловием, оглавлением, введением и заключением книги, чтобы получить общее впечатление о ней, составить представление о ее плане, задачах, главной мысли. Когда приходится иметь дело с множеством книг и все их невозможно прочитать, знакомство с некоторыми из выбранных поневоле приходится ограничивать просмотром.Предварительно ознакомившись с книгой, можно приступить к ее чтению.
Способы чтениязависят от его цели и от самой книги. Книгу можно «перелистать», «просмотреть», «пробежать». Так мы поступаем при выборе книги для чтения, при чтении газет. При таком чтении умелый читатель увидит в книге наиболее существенное вообще или наиболее важное для него: главные мысли автора, факты и т. п.
Книгу можно читать медленно, основательно, но выборочно, пропуская ненужные в данный момент сведения.Так читаются руководства и справочная литература. Есть чтение полное, без пропусков, но и без особой работы над материалом. Так мы читаем художественную литературу.
Наконец, можно читать книгу «с проработкой»ее содержания. Это значит — читать ее вдумчиво, усваивая прочитанное, запоминая и выписывая наиболее интересные мысли, факты, продумывая и оценивая содержание книги.
Чтение может быть активным и пассивным.При пассивном чтении мы как бы отдаемся на волю автора — ни оценки прочитанного, ни критики. При активном чтении, наоборот, читатель дает оценку мыслям автора, соглашается с ним или делает свои выводы.
Студент должен одинаково совершенно владеть всеми способами чтенияи легко приспосабливаться к любой цели чтения. При чтении полезно идти от общего впечатления к подробностям. Так, бегло прочитав главу, надо выделить главные темы ее и проработать каждую более углубленно. В конце главы нужно дать себе ясный ответ о ее содержании. Этот «самоэкзамен» — лучшее средство самоконтроля при чтении.
Однако нельзя ограничиться только чтением по принципу «от общего впечатления к чтению глав». При таком чтении можно не уяснить содержание книги в целом. Поэтому, начав чтение, нужно и обратным путем — от частей к целому. Для этого, отчетливо поняв главу, нужно постараться связать ее с другими главами книги, получить общее и полное впечатление о книге в целом.
Оформление плана. Выписки, выдержки, цитирование, тезисы, конспект, реферат
В зависимости от целей чтения формы и типы записей могут быть различными: составление плана, выписки и выдержки, цитирование, тезисирование, конспектирование, аннотирование, реферирование.
Плансоставляется для того, чтобы повторно, не читая самой книги, вспомнить о ее содержании и построении.
Выпискирационально делать на библиографических карточках, in выписка не помещается на одной карточке, то можно использовать несколько карточек, нумеруя их по порядку. В верхней части карточек нужно делать короткие заголовки, обозначающие тему предмет выписок. Такие заголовки называются ключевыми словами. Ключевые слова помогут в дальнейшем подобрать выписки из различных источников одной и той же теме. В нижней части карточки обязательно следует указать источник, откуда взята выписка. Если у вас вошло в привычку вести картотеку прочитанной литературы и шифровать книги и статьи в своей картотеке, то источник на карточке с выпиской можно записать в виде шифра-дроби. В знаменателе дроби будет указан номер книги, из которой выписка, а в числителе — страница.
По выпискам не получишь представления о книге в целом. Проанализировать и освоить источники помогут другие, более ножные типы записей — тезисы и конспекты.
Тезис— это доказываемое положение или утверждение. В отличие от выписок, как правило, содержащих только фактический материал, тезисы должны всегда иметь доказательства рассуждением. Конспект— это краткое письменное изложение содержания книги. Реферат— это изложение основных мыслей, фактов и примеров из книги или статьи. В отличие от конспекта, который является пересказом прочитанного с сохранением порядка изложенного в *иге, реферат включает лишь необходимые данные, определяемые целью чтения. В ряде случаев работа в целом не представляет интересa для данного читателя, но в ней содержатся отдельные полезные справки, ссылки, факты, цифры. Все эти сведения и должны быть включены в реферат.
Аннотация— это очень краткое изложение сущности данной работы с основными выводами автора. Аннотации обычно составляют на книги и статьи, содержание которых не имеет прямого отношения к интересующему читателя вопросу. Аннотации можно записывать сразу после библиографического описания источника на карточке.
Где вести записи — на карточках, отдельных листах или тетрадях? Преимущества карточной системы записей уже отмечались. Однако если записи библиографических данных, выписок, аннотаций и рефератов следует делать только на карточках, то для записей планов, тезисов и тем более конспектов рациональнее использовать тетради или отдельные листы.
Запись конспекта (плана, тезисов) должна начинаться с библиографического описания конспектируемого произведения. Заглавие пишут либо на отдельном (титульном) листе, либо непосредственно перед текстом плана, тезисов.
Текст пишут не по всей ширине листа, а оставляют поля. Ширина полей зависит от их назначения. Если на боковых полях мы собираемся вписывать пункты плана или делать свои заметки, то следует оставлять широкие поля (иногда страницу делят пополам). Узкие боковые поля предназначаются для мелких пометок и указания конспектируемых страниц источника. Поля оставляют не только сбоку, но и снизу, и сверху страницы. Поля внизу страницы используют для подстрочных примечаний. Верхние поля дают возможность со временем дополнить страницу указателем ее содержания.
Выделения и разграничения текста облегчают чтение конспекта, способствуют быстрому установлению логических связей. Приемы выделения и разграничения текста следующие: заголовки, подзаголовки, абзацные отступы, номера, подчеркивания и отчеркивания, ключевые слова, рамки, выделенных цветом.
Карточки с выписками удобно хранить в конвертах, вкладывая в конверты выписки на одну и ту же тему. Название темы записывают на конверте. Выписки на карточках можно также хранить в виде тематических картотек. Для разграничения тем в картотеке следует использовать картонные разделители с выступами, возвышающимися над карточками. На выступе пишут тему стоящих за разделителем выписок.
Планы, тезисы и рефераты, записанные на отдельных листах, следует хранить в папках-скоросшивателях. Листы в папке нумеруют. Номера проставляют сверху страницы посередине или сбоку. Нумерацию листов в папке лучше вести сплошную. Каждой папке также присваивают номер. Чтобы облегчить поиск материала в папке, на обложке приводят перечень хранящихся в ней материалов с указанием номеров страниц. Так же оформляют и тетради, содержащие конспекты нескольких произведений.
9.7.Защита авторских прав. Правозащитные требования образовательных программ
Учебная работа студентов вузов связана с использованием ими огромных массивов учебной, справочной, научной литературы, материалов различных сайтов Интернета, где сегодня размещена важная легко доступная профессиональная информация. Однако, открытый свободный доступ к информационным сетям, ни в коей мере могут сопровождаться бесконтрольным пользованием информационными данными — все они интеллектуальный продукт определенного автора и поэтому без его устного или письменного разрешения пользоваться ими нельзя. Это актуальная и сложная проблема, которая не может решаться только морально-этическими средствами. Поэтому студенты-экономисты изучают основы правоведения и его новые нормы в режиме «разрешено — запрещено». Это одна из важных целей обучения экономистов. Именно поэтому изучается такая дисциплина как «Правоведение» (ГСЭ. Ф.06). Ее основные задачи — сформировать правопослушный стиль или образ поведения экономистов, изучая такие темы как: государство и право — их роль в жизни общества; норма права и нормативно-правовые акты, основные правовые системы современности, международное право как особая система права; закон и подзаконные акты, правонарушение и юридическая ответственность, обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение, особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности экономиста.