Кардиналистский (количественный) подход к анализу потребительского поведения
Полезность блага – это способность блага удовлетворять потребности человека.
Гипотеза о рациональном потреблении может быть сформулирована следующим образом: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать общую полезность при ограниченном доходе.
В конце XIX в. У.Джевонс, К. Мангер, Л. Вальрас одновременно и независимо друг от друга предложили количественную теорию полезности (кардиналистский подход), в основе которой лежала гипотеза о возможности соизмерения полезности различных благ.
Полезность бывает совокупной TU и предельной MU.
Закон убывающей предельной полезности (1ый закон Глоссена): при непрерывном потреблении какого-то блага с каждой новой единицей растет общая полезность, происходит насыщение благом, но рост TU замедляется, т. к. снижается предельная полезность. TU=max if MU=0
Полезность, измеренная в денежных единицах называется ценностью товара (ценой спроса)
Факторы, влияющие на полезность:
+возможность воспроизведения
+насыщение потребительским благом
+редкость блага
Парадокс Адама Смита: блага, имеющие в ъизни человека наивысший полезный эффект ценятся, как правило, весьма низко или вообще не имею стоимости, тогда как блага, с позиции естественных потребностей человека не вполне очевидна. Экономисты объясняют это редкостью.
Второй закон Глоссена или закон равновесия потребителя: если ден. Ед., потраченная на покупку блага Х, принесет MU меньше, чем при покупке блага Y, то покупатель откажется от покупки блага X. Но не полностью, т. к. по мере росто потребления блага