D) Одновременное развитие персонала и повышение производительности или качества труда
8. В соответствии с европейским стандартом высшего профессионального образования вуз подготавливает:
a) Бакалавров;
b) Специалистов;
c) Инженеров;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
9. Обогащение труда как метод развития персонала предполагает:
a) Распределение дополнительных полномочий персоналу ниже его профессионального уровня;
b) Вложение крупных инвестиций в обучение;
c) Качественное усложнение трудовых функций, делегирование новых обязанностей, модификация содержательной стороны труда;
d) Нет правильных ответов.
10. Неформальное обучение персонала характеризуется:
a) Самообучением работников;
b) Обучением на рабочем месте посредством обогащения труда, делегирования более сложных обязанностей и т.п.;
c) Отсутствием документа по завершении учебного процесса;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
СЕМИНАР 10. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛЫ (2 часа)
Методические рекомендации по изучению темы. При изучении данной темы следует рассмотреть рабочую силу как товар на рынке труда и проанализировать методы повышения конкурентоспособости рабочей силы на данном рынке.
Рекомедуется выявить взаимосвязь качества и конкурентоспособости человеческих ресурсов.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие конкурентоспособности рабочей силы.
2. Конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда.
3. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности человеческих ресурсов.
4. Параметры оценки качества персонала.
5. Профессионально-квалификационная составляющая качества человеческих ресурсов.
6. Компетентностный подход к оценке качества человеческих ресурсов.
7. Проблема измерения и оценки качества человеческих ресурсов в зависимости от вида трудовой деятельности.
8. Анализ спроса на рынке труда: «занятые» и «вакантные» компетенции.
Терминологический словарь: качество человеческих ресурсов, количественные и качественые критерии оценки качества персонала, конкурентоспособность рабочей силы, маркетинг рабочей силы, рынок труда, система ключевых показателей эффективности (КПЭ).
Задание для самостоятельной работы:
1) Определите эталонные критерии качества человеческих ресурсов по определенным профессиям на рынке труда и рассчитайте качественный (компетентностый) уровень на основе соответствия фактических показателей качества эталонным. например, трех кандидатов.
Данные параметров качества (компетентности) по каждому кандидату внесите в таблицу (таблица 5). Выберите соответствующую единицу измерения, например баллы от 1 до 10. В колонке 1 «Эталонный уровень» укажите эталонные требования к кандидату на рынке труда - укажите требуемые качественные параметры и отразите их балльную оценку (например, высшее педагогическое образование – специальность «Английский язык» - 10 баллов). При необходимости укажите балльную оценку по шкале вниз, например, прочее педагогическое образование – 9 баллов и т.д. В колонках 3, 4, 5 укажите фактический уровень кандидатов и отразите его в балльном измерении.
Параметр качества (p) | Эталонный уровень | Кадидат A (баллы) | Кандидат B (баллы) | Кандидат C (баллы) | Вес параметра по степени значимости (k) |
Профессионально-квалификационный уровень | |||||
Образование | |||||
Опыт | |||||
Умения | |||||
Продолжить список | |||||
Итого | |||||
Деловые качества | |||||
Организаторские способности | |||||
Продолжить список | |||||
Итого | |||||
Личные качества | |||||
Коммуникабельность | |||||
Продолжить список | |||||
Итого |
Распределите вес параметра по его значимости для данной профессии, например, образование – 0,4 и т.д. В сумме весы параметров по каждому разделу (профессионально-квалификационный уровень, деловые качества, личные качества) должны составить 1 или 100%.
Расчет покаателя качества проводится по формуле семинаре 3 (кейс).
Основная литература:
2. Албастова Л.Н. Технологии менеджмента: учеб. пособие /Л.Н. Албастова, В.Г. Игнатов, В.Н. Некрасов. – Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2011.- 304 с.
3. Веснин В.Р. Менеджмент. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. – 512 с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2014. – 670 с.
5. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. – СПб: Питер, 2009. – 800 с.
6. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.
7. Макарова И.А. Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR-менеджмента: учеб. пособие. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 424 с.
8. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. – М.: КНОРУС, 2012. – 624 с.
Дополнительная литература:
1. Алленбо Э. 5 стратегий великих компаний. – М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН», 2005. – 253 с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-ое изд. – СПб.: Питер, 2012. – 848 с.
1. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика. - М.: Проспект, 2009. – 688 с.
2. Гордиенко Ю. Ф. Управление персоналом / Ю. Ф. Гордиенко, Д. В. Обухов, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 67 с.
3. Друкер П. Классические работы по менеджменту. Пер. с нагл. – М.: Московская школа управления «Сколкова». Альпина Бизнес Букс, 2008. – 220 с.
4. Друкер П.Ф., Макьярелло Дж.А. Менеджмент.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. – 704 с.
5. Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 349 с.
3. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 352 с.
1. Егоршин А.П. Карьера одаренного менеджера / А.П. Егоршин, С.Г. Филимонова. – М.: Университетская книга; Логос, 2007. – 408 с.
2. Зеленова О.И. Организационная культура и лидерство. – Москва: РУДН, 2008.
3. Котляр Б., Петрова В. Из рабочего класса – в средний класс. // Служба кадров и персонал. – 2010. - № 10. – С. 11-15.
4. Маслоу А. Маслоу о менеджменте. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
5. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. — М.: «Совершенство», 1997. — 320 с.
6. Эренберг Р. Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 800 с.
СЕМИНАР 11. УДЕРЖАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (4 часа)
Методические рекомендации по изучению темы. При изучении данной темы необходимо сделать акцент на стратегии удержания и формироваания лояльности человеческих ресурсов, а также рассмотреть систему мотивации и справедливую оплату труда как фактор повышения лояльности.
Рекомендуется охарактеризовать социально-трудовые отношения, коллективные переговоры, профсоюз как орган самоуправления. Процедуру подготовки и структуру коллективного договора можно оставить в качестве материала для самостоятельной работы.
Вопросы для обсуждения:
2. Стратегия удержания персонала.
1. Структура лояльности персонала.
2. Источники формирования приверженности человеческих ресурсов.
3. Совершенствование системы мотивации как фактор повышения лояльности.
4. Социально-трудовые отношения работодателя и персонала.
5. Коллективные переговоры.
6. Процедура подготовки и структура коллективного договора.
7. Контроль за исполнением коллективного договора. Роль государственной инспекции по труду в исполнении обязательств коллективного договора.
Терминологический словарь: лояльность сотрудников, удовлетворенность работой, приверженность работников, справедлвая оплата труда, мотивация, социально-психологическая мотивация, поощрение, социально-трудовые отношения, социальное пратнерство, трипартизм, профсоюз, коллективный договор, государственная инспекция по труду.
Задание для самостоятельной работы:
1) Охарактеризуйте структуру лояльности, заполнив табл. 12.
№ п/п | Элемент структуры лояльности | Характеристика |
Доверие и честность | ||
Справедливость отношений | ||
Удовлетворенность работой | ||
Разделение с объектом лояльности ценностей, убеждений | ||
Готовность предупредить лояльность для объекта лояльности | ||
Чувство гордости з причастность к объекту лояльности |
2) Обоснуйте справедливую оплату труда как фактор повышения лояльности.
3) Раскройте принцип кафетерия (выбор соответствующих ожиданиям персонала благ).
4) Выявите сущность социального партнерства.
5) Разработайте структуру коллективного договора.
Основная литература:
1. Албастова Л.Н. Технологии менеджмента: учеб. пособие /Л.Н. Албастова, В.Г. Игнатов, В.Н. Некрасов. – Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2011.- 304 с.
2. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. – СПб: Питер, 2009. – 800 с.
3. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.
4. Макарова И.А. Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR-менеджмента: учеб. пособие. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 424 с.
5. Стрельцов А. Арчибальд Патт и «Успешный технократ». // Управление персоналом. – 2012. – 23(297). – с. 34 – 51.
6. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. – М.: КНОРУС, 2012. – 624 с.
7. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-ое, доп. и перераб. / Под общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 608 с.
Дополнительная литература:
1. Алленбо Э. 5 стратегий великих компаний. – М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН», 2005. – 253 с.
8. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-ое изд. – СПб.: Питер, 2012. – 848 с.
1. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика. - М.: Проспект, 2009. – 688 с.
2. Гордиенко Ю. Ф. Управление персоналом / Ю. Ф. Гордиенко, Д. В. Обухов, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 67 с.
3. Друкер П. Классические работы по менеджменту. Пер. с нагл. – М.: Московская школа управления «Сколкова». Альпина Бизнес Букс, 2008. – 220 с.
4. Друкер П.Ф., Макьярелло Дж.А. Менеджмент.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. – 704 с.
5. Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 349 с.
9. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 352 с.
ТЕСТЫ К СЕМИНАРУ 11:
1. Комплекс мероприятий, способствующих удержанию ключевых людей в организации и сохранению текучести персонала на приемлемом уровне называется:
a) Удержанием квалифицированного персонала;
b) Лояльностью персонала;
c) Приверженностью персонала;
d) Все вшеуказанные ответы верны.
2. Лояльные сотрудники:
a) Нуждаются в особой системе стимулирования;
b) Имеют право выбора элементов компенсаионного пакета;
c) Регулярно проходят повышение квалификации;
d) Качественно и продуктивно работают, осознавая свою ответственность за получаемый результат.
3. Слово «лояльность» в переводе с французского означает:
a) верный;
b) привязанный;
c) приверженный;
d) все вышеуказанные ответы верны.
4. В структуре лояльности выделяются следующие уровни:
a) Удовлетворенность, вовлеченность, заинтересованность;
b) Удовлетворенность, вовлеченность, мотивация;
c) Удовлетворенность, вовлеченность, приверженность;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
5. К источникам формирования приверженности следует отнести:
a) Гигиенические и мотивационные факторы;
b) Потребности и интересы сотрудников;
c) Цели сотрудников и менеджеров;